Настоящая статья посвящена учению А. Адлера о чувственном и мотивационном аспектах личности в процессе развития. В ходе исследования рассматриваются внутренние кризисы личности и наиболее актуальные проблемы чувственного развития личности, обозначенные в теории Адлера. Исследуются такие понятия, как: жизненная цель, «комплекс неполноценности» и «стремление к превосходству», «стиль жизни» и «чувство общности». Приведённая методология исходит из того, что основная теоретическая база Адлера изначально была ориентирована на поиск проблемы жизненного пути и самоопределения человека как личности.
Ключевые слова: психофизическое состояние, детские интересы, жизненная цель, комплекс неполноценности, стремление к превосходству, стиль жизни, чувство общности.
This article is devoted to the teachings of A. Adler about the sensory and motivational aspects of personality in the development process. The study examines the internal crises of the personality and the most pressing problems of the sensory development of the personality, identified in the theory of Adler. Concepts such as life purpose, «inferiority complex» and «striving for superiority», «lifestyle» and «sense of community» are investigated. The above methodology is based on the fact that the main theoretical basis of Adler was initially focused on the search for the problem of the life path and self-determination of a person as a person.
Keywords: psychophysical state, children's interests, life goal, inferiority complex, striving for superiority, lifestyle, sense of community.
Актуальность темы заключается в малоизученности концептуальной стороны некоторых разделов индивидуальной психологии Альфреда Адлера, а также в необходимости пересмотра авторского анализа отдельных черт личности. Психосоциальное рассмотрение природы человеческой деятельности с опорой на теорию Адлера позволит начинающему психологу, психоаналитику не только создавать разносторонние психологические портреты, но и интерпретировать чувственный аспект во взаимосвязи с общественными отношениями, в которых состоит исследуемая личность. Внимание к контексту анализа и жизненным обстоятельствам, представляющим ценность, прежде всего, для самого человека, — наиболее важная часть индивидуальной психологии Адлера. Она подходит для всех возрастных периодов, в особенности для периода зрелости, поэтому мы будем рассматривать её сущность и методы, исходя из ориентировки на взрослого человека от двадцати лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью создания комплекса мер, необходимых для анализа чувственного аспекта личности и предотвращения чувств социальной незащищённости и социального бессилия в рамках синтеза классической психологии и психоанализа. Знаменитый австрийский психолог Альфреда Адлера прославился не только как один из ярчайших последователей фрейдизма, но ещё и как автор множества книг по изучению личности. Адлер — основоположник первой практической индивидуальной психологии личности, предтеча гуманистической социологии. Свои труды он связывал не только с работами Фрейда и Юнга, но и с «Основами индивидуальной психологии» Р. Дракуса.
Во время написания первых глав «Практики и теории индивидуальной психологии» у Адлера была возможность заниматься не только врачебной деятельностью, но и деятельностью психолога, он решил подойти к проблеме изучения чувственного аспекта личности и специфике индивидуальных занятий с практической позиции, отойдя от учения о бессознательном [1, c. 22]. Адлер в развитии своей теории не смог принять убеждение Фрейда о том, что всё в жизни подчинено влечению к Эросу и Танату, существуют и другие факторы, оказывающие значительное воздействие на человека как личность. Адлер писал, что, прежде чем приступать к оценке психофизического состояния индивида, его чувств и эмоций, нужно подробно разобрать его систему ценностей, миропонимание. Все стремления человека обусловлены ранее поставленной жизненной целью, на её основе строятся закономерности душевного развития: чувственность и чувствительность, податливость или желание действовать [4, c. 119].
Таблица 1
Основные отличия теорий Фрейда, Юнга и Адлера
З. Фрейд |
К. Г. Юнг |
А. Адлер |
|
Подход |
Редуктивный |
Компенсаторный |
Синкретичный |
Сознание |
Казуально |
Фиктивно |
Социально |
Бессознательное |
Скрытая воля индивида |
Скрытая воля коллектива |
Стремление к превосходству |
Отдаляет людей |
Всё, начиная с факта рождения |
Образ жизни |
Стиль жизни |
Сближает людей |
Повседневность |
Привычки, условности |
Чувство общности |
Сексуальность |
Эрос |
Основной инстинкт |
Власть, сила, творчество |
Агрессивность |
Танат |
Манера поведения |
Комплекс неполноценности |
Перенос |
Удаление от эмоций |
Поиск схожего (архетипа) |
Детский пережиток |
Современный подход к использованию индивидуальной психологии личности предполагает, прежде всего, активную работу с психическим состояниям человека, физическое отходит на второй план. Жизненная цель рассматривается не только как долговременная установка, актуализированная в текущем возрастном периоде, но и как совокупность скрытых детских интересов и страхов [7, c. 41]. Согласно теории Адлера, индивидуальное понимание окружающего мира, индивидуальная интерпретация социума, основывающаяся на целеполагании и стремлении к достижению поставленной цели, путём углубления знаний, улучшения умений и навыков, восходит в равной степени ко внутренней картине мире, и к внутриличностному «стремлению к превосходству» [3, c. 47].
Как и все сторонники психоанализа, Адлер утверждал, что человек испытывает влияние практических соображений не так же сильно, как влияние чувств и эмоций. В системе приоритетов «выгода» занимает главное место, однако, под выгодой следует понимать вовсе не объективное намерение личности, исходящее из практических нужд, а её субъективное желание обозначить своё превосходство или скрыть неполноценность. Такой постулат был впервые обозначен Адлером в 1929 году [6, c. 16].
Поначалу и коллеги, и ряд авторитетных психологов, психотерапевтов восприняли его с прохладой, но в дальнейшем, когда Адлер доказал свою теорию практикой, его имя стало не только популярным, но и общеизвестным. «Наше исследование, как и лечение, идёт в обратном направлении: сначала рассматривается цель превосходства, затем разъясняется состояние борьбы человека и только потом делаются попытки понять источники этого важного душевного механизма. Одну из основ этой психологической динамики мы уже раскрыли: она заключается в исходной склонности психического аппарата обеспечивать приспособление к реальности с помощью уловки, фикции и целевой установки» [2, с. 19].
Теория Адлера связывает большую часть психофизических проблем с отрицанием личностью собственных убеждений, своего «Я», важную роль здесь играет возможность наличия комплекса неполноценности или комплекса превосходства. Истоки возникновения комплексов заложены в детстве, травмы, страхи со временем забываются человеком, а вызванные ими проблемы остаются, в случае проявления комплекса неполноценности для мужчин характерно активное, агрессивное поведение («мужской протест»), для женщин — состояние гиперчувствительности. Комплекс превосходства имеет более сложное основание и проявляется непосредственно в структуре личности [6, c. 25].
Стремление к превосходству — отражение жизненных проблем индивида и путей их решения. Как и стремление к совершенству, оно развито у всех людей и является врождённым. Со временем человеческий потенциал становится средством принятия жизненной цели. Обычно жизненная цель, как и система ценностей, появляется к концу дошкольного возраста. В детстве жизненная цель является неосознанной, но к началу формирования личности она перерастает в своеобразную форму мотива, который придаёт смысл жизни. В дальнейшем все конструктивные и деструктивные особенности стремления к превосходству оказываются под влиянием двух составляющих — «стиля жизни» и «чувства общности» [3, c. 104].
Согласно теории Адлера, мы анализируем стиль жизни исходя из многообразия его внутренней структуры. Стиль жизни представляет собой соединение особенностей менталитета, темперамента, черт характера, манер поведения, привычек и отношения личности к своему социальному и профессиональному статусу. В анализе стиля жизни психолог должен раскрыть все составляющие комплекса неполноценности и комплекса превосходства, наладить контакт с пациентом и выработать у него определённое поведение, которое в дальнейшем может быть использовано для преодоления негативных последствий существования личности в тех социально-бытовых условиях, которые не подходят для её полноценного развития [6, c. 89].
Адлер считал, что стиль жизнь очень прочно укрепляется в возрасте четырёх-пяти лет и в дальнейшем становится основой поведения в будущем и почти не поддаётся каким-либо серьёзным изменениям. Стиль жизни формирует и направляет всё то, что мы делаем. Наша основная ориентация по отношению к внешнему также определяется стилем жизни. Зная, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем, можно определить и наш стиль жизни [7, с. 38]. Чаще всего психоаналитики начинают сеанс, стараясь задавать косвенные вопросы, которые могут помочь определить стиль жизни пациента, от этого зависит, какие методы в дальнейшем будет правильнее применить [5, c. 72].
«Чувство общности», или «Командующее “Я”» противопоставляется «Творческому “Я”». Оно уводит личность от сиюминутной рефлексии, заставляет искать иные, более сложные формы самовыражения. Будучи важной частью стремления к превосходству, чувство общности приобретается, когда человек не только доверяет своему окружению, но ещё и сам его создаёт, в этом ему следует пользоваться методиками специалиста, с которым он проходил терапию, в противном случае нужно доверять «социальному чувству». Именно тогда появляется возможность раскрыть всю глубину своей психики и приобрести оптимистичный взгляд на мир. Это, с одной стороны, может помочь решить внутренний кризис, с другой — приобрести иной взгляд на мир, иную систему ценностей [1, c. 153].
Таблица 2
Развитие чувства общности в индивидуальной психологии
Власть и творчество |
Сила и творчество |
Власть и сила |
|
Социальное чувство |
Эмпатия, симпатия |
Эмпатия |
Антипатия |
Провальная компенсация |
Комплекс неполноценности |
Комплекс превосходства |
Уход в болезнь |
Успешная компенсация |
Способность любить |
Способность сотрудничать |
Способность жалеть |
Примеров использования терапии Адлера — множество, поэтому мы раскроем только основную методологию индивидуальной психологии при классической работе психотерапевта с пациентом: 1) разобрать «социальное чувство», выяснить, как личность позиционирует себя в отношении общества (на поздних этапах проведения работы можно вернуться к первому пункту и ненавязчиво поинтересоваться личной жизнью, политическими и религиозными предпочтениями, это поможет в изучении внутренней структуры и более точном определении типа личности); 2) попросить обозначить общую жизненную цель и жизненный сценарий, личностные стремления, а также, как разного рода предпочтения менялись с детства, для этого следует расположить к себе человека; 3) следует выявить, что доминирует у личности — стремление к превосходству, или же стремление «быть как все»; 4) нужно определить, есть ли у личности комплекс неполноценности или комплекс превосходства, если да, то на какой стадии (здесь следует ознакомиться с причинами и разобраться, прежде всего, с данной проблемой), если нет, то можно продолжать анализ; 5) разобрать, какие компенсации сформировали чувство общности в отношении категорий «власти», «силы» и «творчества»; 6) определив чувство общности, следует выяснить, как работает адаптация и как действуют компенсаторные процессы личности; 6) глубже проникнуть в жизненный сценарий — определить, под чьим влиянием созданы его комплектующие, какова жизненная драма, если она ярко выражена; 7) определиться в характере работы — более активном, либо пассивном и составить психологический портрет [1, 2].
Выводы. Современный подход к использованию индивидуальной психологии Альфреда Адлера опирается, прежде всего, на две работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» и «Наука жить», в которых Адлер даёт целостный аналитический подход и основанную на нём методологию к разрешению личностных, профессиональных проблем. Адлер раскрывает методологию преодоления внутренних кризисов, связанных с потерей «чувства общности» и, в принципе, «социального чувства», где созревают «жизненные цели» «стремление к превосходству». Основная динамика проведения терапии по методологии Адлера должна сопровождаться личной заинтересованностью и вовлечённостью специалиста, что предполагает наличие высокой степени профессионализма и богатого практического опыта.
Литература:
1. Адлер А. Индивидуальная психология. — СПб.: Питер. Серия: Мастера психологии, 2017. — 256 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
3. Долгов Ю. Н. Проблема жизненного пути в трудах А. Адлера и К. Юнга. –Новосибирск: СибАК, 2014. — 211 с.
4. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. — СПб.: Скифия, 2019. — 240 с.
5. Кохут Х. Восстановление самости. — М.: Когито-Центр. Серия: Библиотека психоанализа, 2017. — 320 с.
6. Рождественский Д. С. История и теория психоанализа: психоанализ в российской культуре. — М.: Высшее образование, 2020. — 177 с.
7. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. — СПб: Питер. Серия: Мастера психологии, 2006. — 607 с.