В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: дистанционное обучение, коммуникационные технологии, электронные средства обучения.
Сам процесс обучения русского языка ка неродного (далее — РКН) является очень продолжительным, но в то же время увлекательным и коммуникативным процессом как для учеников, так и для учителей. Для эффективного преподавания необходимо досконально изучить различные методы преподавания неродного языка, а также учесть индивидуальные и культурные особенности учеников. Стоит также отметить, что учитель неродного языка важное и особенное внимание обязан уделять именно коммуникативным-обучающим функциям, что предусматривает точность технологического построения учебного занятия на коммуникативно-языковой основе и даёт возможность ему лучше работать в сотрудничестве с учениками.
Другой важной особенностью при изучении русского языка как неродного является усвоение грамматических законов и правил. Тут важное внимание стоит уделить склонению (изменению слов по грамматическим категориям рода, числа и падежа
Грамматическое многофункциональность русского языка представлено в тематиках, например: «Моя семья», «Города», «Времена года», «Время», «Части тела человека», «Увлечения» и т. д. При виртуальном обучении лексических тем учитель обязан каждое время использовать различные раздаточные материалы (картинки к теме, плакаты, презентации, видеоролики), в добавок учитель должен организовать работу со словарем.
В нынешней методике РКН существует мнение, что во главе обучения русского языка как неродному лежит схема сотрудничества «учитель — ученик— технология обучения», что и действует как виртуальное общение, подразумевает сотрудничество ученика и учителя. Усвоение нетрадиционного обучения (заочный поход, дискуссии, игры), проведение виртуальных экскурсий и массовых мероприятий важнейших дат, является эффективным способом адаптации обучающихся к речи.
Средства общения ‒ это программы, пособия, всякого рода таблицы, схемы, словари, технические средства и т. п. В виртуальном обучении языка развиваются следующие виды ИКТ: электронные учебники, интерактивные обучающие пособия (тренажеры), виртуальные среды (виртуальный музей, виртуальный класс, виртуальное путешествие), компьютерные презентации (демонстрации), электронные базы данных, справочно-информационные источники (онлайн-переводчики, словари), электронные библиотеки, электронные периодические издания, электронные коллекции (коллекции аудио-, фото-, видеофайлов). Все вышеперечисленное позволяет уже практически решать проблемы создания специальной электронной (виртуальной) образовательной среды для изучающих РКН.
В последнее время во всё мире встречается также понятие «дистанционные образовательные технологии», под которыми понимаются образовательные дистанционные технологии, которые реализуются в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или виртуально опосредованном взаимодействии ученика и преподавателя
Наиболее актуальной тема дистанционного обучения стала в период пандемии, чтобы наладить связь между учителем и учеником, который должен был самостоятельно обучаться дома. Дистанционное образовательное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютер и информационные средства, где связь между учениками и преподавателем происходит посредством телекоммуникаций. В современном мире быстро развивающихся информационных технологий создание наиболее актуальных систем дистанционного образовательного обучения стало новым шагом в развитии образования в целом. Дистанционный вид получения виртуального образования — это такая форма получения виртуального образования, когда получение виртуального образования происходит путём нынешних телекоммуникационных и информационных технологий. Среда образования представляет собой то, что учащиеся в основном, иногда часто, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют виртуальную возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций и информационных технологий.
Дистанционное образование — это такая система, в которой реализуется процесс виртуального дистанционного обучения и осуществляется учеником достижение и подтверждение образовательного процесса. Ещё одним преимуществом виртуального дистанционного обучения является гибкость. Оно предполагает гибкость пространства и время обучения, позволяя ученикам поддержать обучение и семейные обязательства во время учёбы. Преимущество дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет усовершенствовать и развивать систему обучения и образования и повысить категорию и квалификацию преподавателя.
Такое обучение дает ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации, увеличивает эффективность самообразования, познавательной активности, предоставляет развить возможности к творчеству, получению и развитию навыков критического мышления, а у преподавателей есть возможность реализовать новейшие виды и методики обучения.
Применение элементов ДО это:
– возможность для получения виртуального образования высокого качества в любой точке земного шара;
– возможность выбрать индивидуальный вид изучения материала (может выполнять более трудные задания)
– возможность организации индивидуальной программы для каждого ученика;
– возможность предоставить обучение малым группам населения
– способствует активизации виртуального обучения,
– улучшает подготовку учеников к виртуальным занятиям
– знания поднимаются на новый базовый уровень.
В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в
образовательном процессе виртуального обучения и не отстать по школьной программе.
Таким образом, помимо получения необходимых знаний, умений и навыков ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.
Наряду с преимуществами, дистанционное обучение имеет следующие недостатки:
- Дистанционное виртуальное обучение требует мотивации от самого ученика.
- Дистанционное виртуальное обучение не предоставляет прямой и индивидуальный доступ к преподавателю.
- Дистанционное виртуальное обучение — изолировано. Хотя ученик находится в виртуальном пространстве, динамика взаимодействия с преподавателем меняется.
- Дистанционное виртуальное обучение требует постоянного и надежного доступа к коммуникационным и информационным технологиям.
- Система дистанционного виртуального обучения не всегда предлагает все необходимые курсы онлайн по другим предметам и кружковые занятия.
Чтобы эффективно и всецелостно реализовать процесс дистанционного обучения надо внедрить в обучающий процесс дидактические игры, являющиеся важной формой обучения в современном мире, через которые ученик будет хорошо усваивать неродной язык и элементы обучения. Актуальность дидактических игр на уроках русского языка повышается и из-за насыщенности нынешнего ученика информацией. В Узбекистане расширяется поток виртуально-информационной среды. Телевидение, радио, интернет, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учеников большой поток информации.
Дидактическая виртуальная игра — это разумная и индивидуальная для ребенка гибкая и гуманная форма обучения. Посредством игры, мы даём знания ученикам не так, как нам, учителям, удобно дать учебный материал, а как ученикам удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены все образовательные и учебные стандарты нашей страны. Использование дидактических игр способствует качественному повышению познавательной активности учеников, формированию интереса к новым знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творчеству. Кроме этого, использование игр не даёт утомиться ученику. При использовании игр развиваются такие качества как терпение и терпимость, трудолюбие, вежливость, аккуратность и умения доводить начатую работу до конца. В групповой виртуальной работе — развитие умения работать сообща, в сотрудничестве, прислушиваться и замечать мнения других учеников, терпимо относиться и выслушивать критику в свой адрес, деликатно отзывается об ошибках своих товарищей; желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные, дистанционные учебные действия, выдвигаемые государственными стандартами. Игровые формы обучения позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания и элементы программы в более легкой и «ненавязчивой» форме. Например, есть такие игры: «Отгадай слово», «Да или Нет», «Расскажи, что видишь», «Кластер», «ЗЗЗ», «Что? Где? Когда?», «Лото», «Мозаика», «Кубики» и другие, через которые ученики играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют умения и навыки действиями, которые выполняют вместе с другими учениками и преподавателем в сотрудничестве. Ребенок занимается творчеством и учится ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает и мотивирует его. Радость собственного преодоления и успеха, критического мышления способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает и развивает творческую личность. Главное в деятельности педагога дистанционного обучения — развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом и учебном поиске!