В статье рассматриваются предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры для выхода из экономического кризиса, вызванного пандемией «COVID-19», и анализируются сроки, требуемые для восстановления российской экономики.
Ключевые слова: российская экономика, пандемия, экономический кризис, докризисный уровень, восстановление экономики.
В конце декабря 2019 года в городе Ухань в Китае произошла вспышка коронавирусной инфекции «COVID-19», и уже в марте 2020 года данное заболевание пришло в Россию. Таким образом, нынешний год в Российской Федерации начался с замедления экономики. В дальнейшем борьба с пандемией также продолжала наносить большой урон экономике нашей страны. Несмотря на улучшающуюся в данный момент ситуацию, России, вероятно, еще предстоит столкнуться с более тяжелыми последствиями новой коронавирусной инфекции после ее преодоления.
Уже 19 июня 2020 года президент России Владимир Владимирович Путин заявил о восстановлении экономики после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Российская экономика начала постепенно выходить из режима ограничений и запретов [3]. Так, 19 июня правительство передало В. В. Путину общенациональный план восстановления экономики, оцененный в 5 трлн руб., однако «Ведомости» считают, что данные меры требуют порядка 8 трлн руб. [2] Срок реализации данного плана составляет 2 года.
План правительства России по восстановлению экономики страны после пандемии новой коронавирусной инфекции состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий, но мы рассмотрим только основные из них.
Данный план, в частности, предполагает добиться устойчивого роста реальных доходов, снижения уровня безработицы менее чем до 5 %, а также выхода на темпы роста ВВП не менее 2,5 % к концу 2021 года. Следует отметить, что уровень безработицы в июне 2020 года составил 6,2 %, а в июле данное значение стало равняться 6,3 % [1], темп роста российского ВВП в первом квартале 2020 года был равен 1,6 %, что оказалось ниже прогноза Минэкономразвития [4].
Кроме того, рассматриваемый план учитывает инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные, в размере 2 трлн руб. На поддержку различных отраслей было выделено более 1,5 трлн руб., а регионам достался 1 трлн руб. [2] Тем не менее, не все так хорошо, как хотелось бы. Масштабная поддержка малому и среднему бизнесу в проекте предусмотрена не была. Многие эксперты раскритиковали правительственный план выхода экономики из кризиса, назвав его слишком оптимистичным.
Британская консалтинговая компания Oxford Economics с помощью разработанного ею индекса-трекера восстановления российской экономики пришла к выводу о том, что экономика России уже к концу августа 2020 года восстановится до 94–95 % от докризисного уровня, однако в реальности дела обстоят иначе [6]. Быстрого, V-образного восстановления экономики ожидать не следует. Российские аналитики утверждают, что экономика вернется к докризисному уровню только к 2023 году, однако и эта цифра является позитивной. Нельзя не брать во внимание возможный пересмотр прогнозов в негативную сторону, и необходимо учитывать то, что осенью в России ожидается вторая волна коронавирусной инфекции «COVID-19». В целом кризис в российской экономике будет продолжаться и в 2021–2022 годах. Что же касается экспорта и импорта, то восстановление этих секторов следует ожидать не раньше окончания 2022 года.
Кроме того, в июле президент России В. В. Путин подписал указ о национальных целях развития страны на период до 2030 года. В данном указе содержатся следующие экономические цели [5]:
– снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
– достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
– обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
– обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
– реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 года;
– реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 года;
– увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек.
Добавим конкретики. В 2017 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 13,2 %, а это 19,3 млн человек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что к 2030 году стоит задача уменьшить число бедных людей до 9,65 млн. Другие расчеты произвести на данный момент затруднительно, поскольку 2020 год еще не подошел к концу.
Осуществление всех вышеперечисленных мер, несомненно, приведет к выходу из экономического кризиса, но данный процесс будет нелегким и долгим. Многие эксперты заявляют о том, что российская власть недооценивает масштабы текущего кризиса и предлагают называть ожидаемый обвал экономик «матерью всех рецессий».
Тем не менее, несмотря на все сложности и несовпадающие взгляды экспертов и правительства на кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, России удалось войти в пятерку стран с наиболее благоприятными экономическими предпосылками к восстановлению после пандемии новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полного восстановления экономики России после пандемии «COVID-19» в ближайшее время ожидать не следует. На данный момент очень сложно сказать, насколько планируемые показатели являются достижимыми в условиях тяжелейшего кризиса, и главное — непредсказуемости. Так, например, целевой показатель в 5 % по безработице кажется малодостижимым, поскольку в конечном итоге правительством будут отменены льготные налоговые условия и кредитные каникулы, предоставленные малому и среднему бизнесу, что приведет в волне сокращений, компании и предприятия лишатся каких-либо стимулов сохранять персонал в штате. Экономический кризис, разразившийся на всей планете, имеет все шансы стать более тяжелым и затяжным, поскольку на темпы восстановления экономики может повлиять вторая волна эпидемии, непредвиденное сокращение потребительских расходов и даже сами меры поддержки государства — снижение ставок и денежные вливания.
Литература:
- В июне 2020 года безработица в РФ выросла до 6,2 %. — Текст: электронный // Essence of markets: [сайт]. — URL: https://essencemarkets.com/2020/08/21/v-iyune-2020-goda-bezrabotitsa-v-rf-vyrosla-do-6–2/ (дата обращения: 25.08.2020).
- План восстановления экономики после пандемии сегодня передадут в Кремль. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4364391 (дата обращения: 26.08.2020).
- Путин заявил о восстановлении экономики после кризиса. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eeccbbd9a7947de6e84d390 (дата обращения: 24.08.2020).
- Росстат оценил темпы роста экономики ниже прогноза Минэкономразвития. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/19/05/2020/5ec2626b9a794768e190207d (дата обращения: 25.08.2020).
- Указ о национальных целях развития России до 2030 года. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 26.08.2020).
- Экономисты оценили восстановление экономики России после пандемии. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/18/08/2020/5f3a83ad9a7947556716ea13 (дата обращения: 27.08.2020).