В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье литературной образовательной среды.
Ключевые слова: книги, дети дошкольного возраста, литературная образовательная среда, семья.
С давних времен книга была источником знания, средством культурного развития и духовного роста. Книга всегда почиталась как особая ценность. Книги берегли и передавали как часть наследства. Основным источником приобщения к книге выступала семья. В царских и дворянских семьях России существовала традиция семейного чтения. Вся семья собиралась вместе за чтением. Книга учила и объединяла.
Семейное чтение — один из самых древних способов социализации человека. Традиция семейного чтения очень глубоко уходит в прошлое. В письменных источниках, таких как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой», мы можем увидеть руководство для организации семейного чтения. Семейное чтение выступало значимым фактором сближения разных поколений, формируя общее мировоззрение через знакомые сюжеты, героев, язык, привычки собираться вместе и читать новые произведения, изданные в литературных журналах [1,4,6,8].
Н. И. Ковалевская, Л. И. Петрова отмечают, что, так как чтение — это способность воспринимать письменную информацию, передаваемую тем или иным способом, в том числе различными техническими устройствами, в настоящее время чтение неразрывно связано с развитием информационного пространства современного мира [7].
Чтение — один из главных механизмов социализации ребёнка. С помощью чтения ребёнок постепенно включается в мир взрослых, приобщается к культуре. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, образования и коммуникации, с их помощью человек становится социализированным и способен передавать свой опыт следующим поколениям.
Социальная значимость чтения проявляется в развитии человека, поскольку чтения способствует повышению уровня культуры и образования населения; принятии решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, общественных организаций, предприятий; развитии образованного населения, которое помогает поддерживать и повышать общую культуру в стране; повышении качества жизни и культурной активности граждан.
К сожалению, интерес к чтению в последнее время снижается. Есть разные причины этого: влияние визуальных средств массовой информации компьютера, телевидения; изменение семейных ценностей; изменение взгляда взрослого к совместному чтению с детьми, исчезновение традиций семейного чтения. В результате чтение книг вытесняется просмотром кино, видеоиграми и т. п. Тем не менее, как отмечает Н. С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение [8].
В настоящее время многие специалисты обеспокоены тенденцией информатизации и общества и заменой чтения информационными технологиями. Во всем мире с начала двухтысячных начинает отмечаться спад интереса молодых людей к книге и чтению. Изменение претерпевает не только количество читаемых книг, но и содержательная сторона той литературы, которая читается. Многие семьи перестали читать ребенку книги, во многих семьях нет домашних библиотек. Молодые родители не читают сами и не приобщают ребенка к книге.
Специалисты во всём мире отмечают рост кризиса чтения, в том числе и детского, который начался с конца 1980-х годов XX века. Такая ситуация характерна и для России. Так, согласно социологическому исследованию в 2005–2006 гг., 37 % жителей Москвы не читали книг вообще, а если и читали, то по большей части бесплатную рекламную и публицистическую прессу [6].
Тем не менее книга остаётся важным средством формирования у ребенка полной картины мира, литературной речи, художественного вкуса. З. А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте [3].
Все большее значение в образовательном процессе на этапе дошкольного детства приобретает проблема выявления закономерностей и особенностей влияния социокультурной среды на растущего ребенка в современном мире. Установлено, что на всестороннее развитие ребенка значительное влияние оказывают все факторы окружающей его социальной жизни, предметно-пространственное окружение, взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Среда признается равнозначным фактором развития личности наряду с воспитательным процессом.
Специалисты в области педагогики и психологии отмечают значимость создания такой образовательной среды, которая не только будет опосредовать активность детей в любых видах деятельности, но и способствовать развитию способностей каждого ребенка. Она представляет собой одну из необходимых составляющих для успешного развития ребенка. Действия ребенка напрямую зависят от того, как среда устроена.
На родителях лежит наибольшая ответственность за то, как их дети воспринимают книгу. Ребёнок может воспринимать книгу как предмет для развлечений, а может как духовную ценность, открывающую бескрайний мир фантазии и воображения. Читая ребёнку книги, родители передают ему родной язык, словарный запас, культуру народа. Каждая книга даёт что-то новое. Большой словарный запас поможет ребёнку в будущем выражать свои мысли, находить общий язык с окружающими.
Мы решили узнать, как в настоящее время дети относятся к книге и как родители способствуют развитие интереса у ребёнка к чтению. Нами была разработана авторская анкета, состоявшая из 21 вопроса закрытого типа. В основу разработки анкеты положены теоретические исследования проблем формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к книге и создания образовательной среды. Вопросы формировались по блокам, связанным с выделяемыми исследователями компонентами образовательной среды: предметным, психолого-педагогическим, социальным. В опросе приняло участие 20 респондентов. Все родители детей старшего дошкольного возраста.
Фактически все опрошенные имеют представление о том, что такое образовательная среда (20 человек). Из них 19 человек считают, что образовательную среду нужно создавать в детском саду. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что респонденты имеют суженное представление об образовательной среде и не рассматривают семью, как возможное место для ее создания. У большинства опрошенных (19 человек) дома имеется более 100 книг. Только один респондент ответил, что домашняя библиотека содержит не более 20 книг. У всех опрошенных родителей дома в большей степени только детские книги. На наш взгляд, это связано с доступностью детских книг и пониманием родителей, что они необходимы для ребёнка. Однако, это может служить и косвенным свидетельством того, что чтение на сегодняшний день трансформируется. При этом подобная ситуация, вероятно, в меньшей степени позволяет демонстрировать дошкольникам собственный пример взаимодействия с книгами и отношения к книгам.
На вопрос о посещении библиотек мы получили следующие результаты. Так, из 20 опрошенных 16 записаны в библиотеку, а 4 нет. При этом важно, что записаны по большей части дети. Это является свидетельством понимания родителями важности общения ребёнка старшего дошкольного возраста, однако, как и ответ о наличии домашней библиотеки, показывает, что родители, вероятно, мало уделяют внимания значимости собственного примера для детей. При этом, анализ ответов родителей показал, что половина респондентов (10 человек) читают при ребёнке, и у другой половины это получается редко. На наш взгляд, это связано с отсутствием времени у родителей. Кроме того, вероятно родители в большей степени читают не бумажные версии книг, а электронные.
На основе ответов респондентов, можно сделать предположение о том, что дети в основном предпочитают сказки (14 ответов), энциклопедии (15 ответов) и литературу познавательного характера (13 ответов). Возможно, это связано с тем, что большая часть опрошенных берут книги в библиотеке, а также о стремлении видеть в книге источник формирования познавательных интересов детей и подготовки их к школе.
15 респондентов регулярно читают с ребёнком книги, 5 респондентов читают по возможности. Также 10 опрошенных считают, что книги – это вечная ценность, 1 респондент считает, что книги устарели, 2 респондента ответили, что на книги нет времени, и 7 респондентов считают, что книги нужны не всем. Данные ответы свидетельствуют о том, что хотя многие опрошенные с уважением относятся к литературе и стараются передать это отношение своим детям, но, к сожалению, не всегда на это хватает времени и возможностей.
15 респондентам в детстве читали и 19 хотели бы, чтобы их дети также читали собственным детям, 1 респондент не задумывался об этом, а 5 респондентам в детстве не читали. Данные результаты показывают, что опрошенные осознают значимость традиции семейного чтения и хотят передавать традицию чтения из поколения в поколение.
На вопрос о просмотре экранизаций литературных произведений 11 респондентов ответили, что не смотрят фильмы после прочтения того или иного литературного произведения книги с детьми после прочтения, а 9 смотрят. Такие ответы могут быть связаны как с желанием родителей сохранить фантазию и образ героя в мыслях ребенка, не подменяя его экранизацией, так и с тем, что родители не знакомы с возможными способами приобщения детей к миру книги. Вопрос о беседах и ответах на вопросы ребёнка по результатам прочитанного, не отвечает только 1 респондент, остальные 19 разговаривают с ребёнком о прочитанном. Родители стараются провести больше времени с ребёнком и узнать его точку зрения.
Все респонденты считают, что познания в литературе нужны. На наш взгляд, такое единодушие является свидетельством того, что люди осознают ценность литературы и хотят передать это знание детям. Все респонденты считают, что семья формирует интерес к книге. Родители понимают, что своим примером они смогут показать ребёнку насколько книги важны и необходимы.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
- Родители имеют представление об образовательной среде, однако относят ее к сфере образовательных организаций, а не семьи.
- В большинстве семей создана обогащенная предметная среда (наличие семейной библиотеки, наличие детской библиотеки дома и т. д.), позволяющая формировать интерес детей старшего дошкольного возраста к книге.
- Хотя родители понимают значимость литературы в развитии детей и роль семьи в формировании у ребёнка интереса к книге, но, в силу различных причин, они не всегда используют метод собственного примера.
- Родители со вниманием относятся к традиции семейного чтения, стремятся обсуждать прочитанное с детьми, смотреть экранизации прочитанных произведений.
- Родители расширят социальный компонент образовательной среды через посещение с детьми детских библиотек.
Литература:
- Барковская, Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании [Текст]//Педагогическое образование в России. — 2015. — № 4. — С. 140–148.
- Голубева, Е. И. Гражданин читающий — национальная ценность России [Текст]//Чтение. Общество. Государство/под. ред. Е. И. Голубева. — М.:РГДБ, 2001. — С. 17–20.
- Гриценко З. А. «Положи свое сердце у чтения”: о проблеме детского чтения // Дошкольное воспитание. — 2000 — № 4,5C.
- Громова, О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые [Текст] // Библиотека в школе. — 2008. — № 1. — С. 2–9.
- Детское чтение в Великобритании: обзор существующих тенденций. Детское чтение: Феномен и традиция в конце ХХ столетия. Сборник статей. — СПб.: Принт, 1999. -151 с.
- Дубин, Б. В., Зоркая, Н. А. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы [Текст]. — М.: МЦБС, 2008. — 80 с.
- Ковалевская, Н. И., Петрова, Л. И. Детское чтение: процесс трансформации [Текст]//Труды БГТУ. — 2016. — № 9. — С. 93–98.
- Малахова, Н. Г. Родители как руководители детского чтения [Текст]//Психолог в детской библиотеке, М.: РГБД, 2007. — С. 110–117.