Тамара Ханум — «звезда Востока» и «восточная Айседора Дункан» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.09.2020

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Мкртчян, Е. О. Тамара Ханум — «звезда Востока» и «восточная Айседора Дункан» / Е. О. Мкртчян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73413/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описывается жизнь и творчество Тамары Ханум (Петросян), танцовщицы, певицы, хореографа (1906–1991). Автор кратко описывает достижения Тамары Ханум в области танцевального искусства. Приведены примеры сценических костюмов.

Ключевые слова: ханум, народный танец, балетмейстер, композиция, сценический костюм.

The article describes the life and work of Tamara Khanum (Petrosyan), dancer, singer, choreographer (1906–1991). The author briefly describes the achievements of Tamara Khanum in the field of dance art. Examples of stage costumes are given.

Keywords: khanum, folk dance, choreographer, composition, stage costume.

Тамара Ханум (Тамара Артемовна Петросян) (1906–1991) — советская танцовщица, певица, хореограф, народный артист (1956), лауреат Сталинской премии второй степени (1941) [4].

Тамара Ханум родилась 29 марта 1906 года в семье Анны и Артема Петросян, сосланных в Туркестан, в небольшую деревню на станции Горчаково (в настоящее время — это город Маргилан). По национальности Тамара — армянка, выросла в узбекской махалле [4].

Первоначально ребенок не проявлял особых способностей. Однако с появлением в поселке бродячих артистов Тамара проявила интерес к танцам, повторяя разнообразные движения. К 6 годам Тамара танцевала перед родственниками и получала аплодисменты [1].

Тамара рано вышла замуж. На мусульманском Востоке после раннего замужества можно было носить только паранджу и скромные платья. В Центральной Азии в начале 19 века женщины носили паранджу — серый закрытый халат, дорогие яркие наряды могли позволить себе лишь богатые замужние женщины. Считалось немыслимым, что молодая танцовщица нарушает все правила — танцует в разных национальных костюмах с открытым лицом [3].

В 1925 году Тамаре и Мухитдину Кари-Якубову (супругу Тамары) предоставилась возможность принять участие во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Выступление узбекских танцоров вызвало огромный успех. Проезжая на обратном пути через Германию, супруги познакомились с Айседорой Дункан. Примечателен тот факт, что Айседора Дункан попросила Тамару позволить ей пересчитать позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные движения [2].

После успеха в Париже Тамара побывала во многих странах. После одного из выступлений ей дали прозвище «Ханум», что в переводе означает — «женщина». Перед одним из крупных концертов в Москве один из организаторов услышал, что земляки называют Тамару «ханум». На следующий день по всему городу висели афиши «Тамара Ханум» [4].

В 1930 году Тамара выступает в роли балетмейстера. В 1932 году совместно с режиссером З. Кабуловым и композитором П. Рахимовым она организовала театр в Ургенче, в котором работала в качестве балетмейстера, танцовщицы и педагога [5].

В 1935 году на Международном фестивале танца в Лондоне британская королева лично вручила Тамаре Ханум высокую награду за вклад в искусство.

В 1936 году Тамара Ханум стала солисткой Узбекской Филармонии.

Переворот в сценическом искусстве Тамара совершила в 1938 году, когда совместила два жанра — песню и танец. Примечательно, что Тамара настолько вникала в создаваемый ею образ, что могла не только передавать характерные для того или иного народа движения, но петь на их языке [6].

В годы Великой отечественной войны Тамара Ханум выступала с концертами в разных частях фронта, в 1943 году ей присвоили звание капитана Советской Армии и дали право носить оружие. Средства, собранные со своих выступлений, Тамара жертвовала на строительство военной техники.

Творческий путь Тамары Ханум продолжался более чем 60 лет до 1980-х годов [3].

Тамару Ханум назвали «восточной Айседорой Дункан», песни которой можно было слушать и смотреть на музыкальных выступлениях, отличавшихся своеобразным шоу-эффектом.

Национальные танцы Тамара исполняла в платьях из номошом-атласа.

Участие в выступлениях и концертах в разных странах позволило создать собственную коллекцию сценических платьев, которые сейчас включены в экспозицию музея Тамары Ханум: славянские платья, китайский, азиатский, египетский, туркменский, грузинский, японский, корейский, азербайджанский, цыганский, афганский и другие платья.

Один из национальных танцев — лязги был представлен Тамарой в хорезмском костюме: ярко-алое платье с мурсаком — халатом глубоко-зеленого цвета, золотистые туфли, красочная тюбетейка с многочисленными крупными пайетками создали уникальный образ узбекской красавицы. Стоит отметить в коллекции и нагорно-карабахский костюм, национальный костюм армян — этнических корней Тамары Ханум [6].

В репертуаре Тамары Ханум представлены танцы и хореографические композиции 86 народов мира более 50 стран. В программу спектаклей вошли более 500 песен разных национальностей [5]. При этом она запоминала не только танцевальные движения, но и особенности мимики, жестов, походки, свойственной тому или иному народу. Перед выступлением перевоплощение в образ включало: костюм, грим, танец. Особенностью Тамары как художника и танцовщицы было то, что за несколько дней она могла выучить не только танец и песню какого-либо народа, но и прочувствовать все фольклорное содержание и культурные особенности танца.

Для Узбекистана Тамара Ханум стала символом народного танца. Жизнь и творчество Тамары Ханум сохранилось в ее доме-музее, в котором можно увидеть не только ее персональную коллекцию костюмов, но и фотографий, афиш, ее портретов, аудиозаписей и рукописей стихов, интерьеров комнат и мебели. Каждый сценический костюм, расшитый золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, представляет собой образец искусства и дух народа.

Литература:

  1. Авдеева Л. Из истории Узбекской национальной хореографии, Ташкент, 2001.
  2. Авдеева Л. Традиции и новаторство в узбекской хореографии: Автореф. дис. …канд. Искусствоведения / Л. Авдеева. — Ташкент, 1965. — 20 с.
  3. Ирзаев Б. Ш. История танцевального искусства / Б. Ш. Ирзаев // Научный журнал «История». — 2016. — № 4(08). — С. 16–19.
  4. Ханум Т. Моя жизнь. Воспоминания о себе и выдающихся деятелях искусств Узбекистана/Тамара Ханум / автор-составитель Л. Авдеева. — Ташкент: Изд-во Национальной библиотеки им. А. Навои, 2009. — 139 с.
  5. Рахманов М. Узбекский театр с древнейших времен до 1917 года / Под ред. и с предисл. Георга Гояна. — Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1981. — 312 с.
  6. Салимова С. Д. Эстетические основы узбекского национального сценического танца / С. Д. Салимова. — Ташкент: Знание, 1983. — 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выступление, народный танец, Париж, платье, сценический костюм, танец.


Ключевые слова

композиция, балетмейстер, народный танец, ханум, сценический костюм

Похожие статьи

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Особенности лирики Марины Цветаевой

Конец XIX — начало XX века — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и А. Ахматова, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и мн. др. Марина Цветаева ярка...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Балетмейстер Николай Тарасов: мастер сохранения и передачи хореографического наследия

Творчество балетного педагога не умирает никогда: оно передаётся от поколения к поколению, совершенствуется в мастерстве каждого следующего танцовщика, обретает новые черты, органично вплетая их в полученные при обучении навыки. Такая преемственность...

Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение. Педагогическая деятельность

В статье позиционирована Редько Тамара Петровна как основатель хоровой кафедры на базе созданного высшего государственного учебного заведения — Пермского государственного института культуры /ПГИИК/. В публикации дан анализ её многогранной деятельност...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Похожие статьи

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Особенности лирики Марины Цветаевой

Конец XIX — начало XX века — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и А. Ахматова, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и мн. др. Марина Цветаева ярка...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Балетмейстер Николай Тарасов: мастер сохранения и передачи хореографического наследия

Творчество балетного педагога не умирает никогда: оно передаётся от поколения к поколению, совершенствуется в мастерстве каждого следующего танцовщика, обретает новые черты, органично вплетая их в полученные при обучении навыки. Такая преемственность...

Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение. Педагогическая деятельность

В статье позиционирована Редько Тамара Петровна как основатель хоровой кафедры на базе созданного высшего государственного учебного заведения — Пермского государственного института культуры /ПГИИК/. В публикации дан анализ её многогранной деятельност...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Задать вопрос