Для того, чтобы сделать вывод о том, относится ли тот или иной объект к объектам гражданских прав (правоотношений), необходимо определить, обладает ли исследуемый объект системой качественных признаков, присущих любым объектам гражданских прав. Легальное определение объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) указания на такие признаки не содержит, однако в литературе предлагаются соответствующие классификации. В частности, многие ученые используют в своих работах систему признаков объектов гражданских прав, предложенную В. А. Лапачом. Согласно его позиции, объекты гражданских правоотношений обладают следующими признаками: дискретность как определенность и обособленность от всех других объектов, юридическая привязка как нормативно гарантированная возможность правового закрепления объектов гражданских прав за субъектами гражданского права, системность как интегрированность правовой идеи об объектах прав в систему основных категорий права, а также системное построение самой категории объектов [8]. Наряду с указанными, одним из важнейших признаков объектов гражданского права Д. В. Шорников называет полезность как способность объекта удовлетворять частные интересы субъектов гражданских прав [11].
Основным нормативно-правовым актом природоресурсного права, закрепляющим специфику регулирования отношений по использованию и охране недр как компонента природы является Закон РФ «О недрах». Указанный нормативный акт позволят определить, что относится к природным ресурсам недр и может быть выделено как самостоятельный объект гражданского права.
В литературе обоснованно утверждается, что «анализируя нормы о собственности на недра (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»), можно сделать вывод, что законодатель четко различает недра (участки недр) и ресурсы недр как различные объекты правоотношений» [6]. Однако, участки недр и недра также не должны отождествляться между собой или ограничиваться соотношением как части и целого. С точки зрения отраслевого, в том числе гражданско-правового, регулирования, правовой режим недр и участков недр различен.
Рассмотрим наличие обозначенных выше признаков объектов гражданских прав ко всем трем названным категориям.
В преамбуле Закона РФ «О недрах» недра определяются как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит недра к компонентам природы. И, как видно из легального определения природных ресурсов компоненты природы могут быть природными ресурсами. Однако будут ли они являться объектом гражданского права?
Представляется, что нет.
Во-первых, трудно признать, что недра сами по себе обладают признаком дискретности. Нельзя не согласиться, что «в качестве объекта эколого-правового регулирования недра ограничены самой природой и характеризуются непосредственной, естественной связью с землей» [9]. Но юридически точных границ недра не имеют, они ограничены территорией государства, а легальное определение позволяет установить только приблизительные характеристики верхней и нижней границ.
Во-вторых, несмотря на то, что формально они подпадают под признаки полезности, системности и юридической привязки и, если признать, что недра все-таки обладают свойством дискретности, недра как компонент природы является объектом только одного вида отношений — отношений собственности. При этом, в гражданско-правовом смысле установление права собственности возможно только на индивидуально-определенную вещь. Представляется, что, даже более конкретно определив нижнюю границу недр, как предлагается некоторыми авторами [7], компонент природы в целом нельзя признать таковым. Само провозглашение государственной собственности на недра в Законе РФ «О недрах» — это не право, закрепленное за определенным публично-правовым образованием, как это имеет место быть с участками недр, а норма, носящая декларативный характер.
Более того, недра являются объектом только публичных правоотношений и не могут выступать объектом оборота. Установление иных прав, помимо права собственности, возможно только на участок недр в качестве объекта.
В качестве объекта гражданских прав могут выступать участки недр , предоставляемые в пользование.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О недрах», участок недр представляет собой горный отвод (геометризованный блок недр), имеющий закрепленные в лицензии на пользование недрами пространственные границы. Таким образом, участок недр — это индивидуально-определенная вещь.
Участок недр определен ГК РФ как недвижимая вещь (ст. 130 ГК РФ). Как и земельные участки, эти объекты являются недвижимыми в силу своих естественных свойств. По другим классификационным критериям рассматриваемый объект относят к неодушевленным, непотребляемым и незаменимым вещам [11].
Участки недр находятся в государственной собственности и не могут отчуждаться из нее в какой-либо форме (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»). Правомочия публичного собственника по распоряжению этими объектами ограничены возможностью предоставить участки недр в пользование в соответствии с усложненной процедурой, установленной природоресурсным законодательством. Таким образом, участки недр являются объектами, ограниченными в обороте.
Участок недр является объектом отношений недропользования и может предоставляться субъектам предпринимательской деятельности для осуществления одного или нескольких видов пользования недрами, определенных Законом РФ «О недрах». К. М. Маштаков обоснованно отмечает, что «в отношении участка недр может возникнуть не любое гражданское право (из числа тех правовых возможностей, которые могут устанавливаться в отношении других вещей), а только указанная в лицензии правовая возможность (геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений и т. д.)» [9]. В этом также проявляется специфика участка недр как объекта гражданско-правовых обязательственных отношений.
Также, нельзя не согласиться, что «по вопросу эксплуатации недр возникают отношения, различные по своей отраслевой принадлежности. Так, наряду с публично-правовыми по своей природе отношениями, построенные на началах субординации, есть также отношения, возникающие в результате взаимодействия обладающих автономной волей, организационно и имущественно обособленных юридически равных субъектов, в упорядочении которых превалирует частно-правовой метод» [9].
Третья группа объектов правоотношений — добытые (изъятые) ресурсы недр (полезные ископаемые).
Правовой режим этих объектов значительно отличается от правового режима недр и участков недр.
Во-первых, отличается правовое регулирование.
Закон РФ «О недрах», который является центральным нормативно-правовым актом для определения режима недропользования, не регулирует имущественные отношения, в которых объектом выступают изъятые полезные ископаемые. Эти отношения уже полностью составляют сферу гражданско-правового регулирования.
Такое различие в отраслевом регулировании объясняется тем, что после изъятия ресурсы недр перестают быть природными ресурсами. В литературе соглашаются, что «добытое (изъятое) содержимое недр уже не может рассматриваться как природный ресурс в силу утраты экологической взаимосвязи с природой, физической оторванности от природной среды» [10]. Действительно, такой ресурс уже не относится ни к компонентам природной среды, ни к природным и природно-антропогенным объектам, которые могут быть природными ресурсами в соответствии с легальным определением.
Таким образом, добытые ресурсы недр, не являясь природными ресурсами в собственном смысле слова, уже не являются объектами комплексного регулирования, они полностью выведены в частно-правовую сферу. Эта особенность обуславливает и другие отличия от недр и участков недр как объектов правоотношений.
Во-вторых, по общему правилу, добытые из недр ресурсы могут находиться в любых формах собственности: государственной (федеральной и региональной), муниципальной и частной. Исключения установлены для полезных ископаемых, ограниченных в обороте специальным законодательством (к примеру, ядерные материалы, включенные в специальный перечень Указом Президента РФ, могут находиться только в федеральной собственности).
Отношения собственности на изъятые ресурсы недр тесно связаны с отношениями недропользования. Так, Ходырев П. М. обоснованно отмечает, что «вопрос о собственнике добытых полезных ископаемых является ключевым для регулирования отношений недропользования: ответ на него предопределяет большинство особенностей правоотношений, складывающихся между государством и недропользователем» [10].
Как правило, экономическая выгода хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения по разработке и добыче полезных ископаемых, состоит именно в возможности приобретения полученных в результате такой деятельности ресурсов в собственность и последующего распоряжения ими в своих интересах. Государство также может приобретать право собственности на добытые ресурсы недр: оно может выступать заказчиком на работы по разработке и добыче полезных ископаемых в рамках договора подряда или приобретать часть полезных ископаемых в собственность в соответствии с условиями договора и/или лицензии (например, соглашения о разделе продукции).
В-третьих, добытые из недр полезные ископаемые могут свободно переходить от одного лица к другому.
Изъятые ресурсы недр, по общему правилу, являются объектами свободными в обороте, их собственники могут свободно распоряжаться ими и отчуждать другим субъектам по общим правилам, установленным ГК РФ. Исключением являются добытые драгоценные металлы и драгоценные камни, особенности приобретения в собственность и оборота которых устанавливаются специальным законом.
Добытые полезные ископаемые также являются вещами: движимыми, неодушевленными, могут быть как делимыми, так и неделимыми, могут быть как потребляемыми (используемые как энергоресурсы), так и непотребляемыми (твердые полезные ископаемые), по общему правилу, родовыми.
Таким образом, в отношениях недропользования и связанных с ними можно выделить два объекта гражданских прав: участки недр, которые являются природным ресурсом, и добытые ресурсы недр, которые таковыми, в силу утраты связи с природой, не являются.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]: фед. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 31.07.2020 г. № 251-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Неком. Версия. М., 2020.
- О драгоценных металлах и драгоценных камнях [Электронный ресурс]: фед. закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (в ред. от 23.06.2020 г. № 188-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Неком. Версия. М., 2020.
- Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: фед. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ: (в ред. от 31.07.2020 г. № 298-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Неком. Версия. М., 2020.
- О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 27.04.2007 № 556 (в ред. от 07.07.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Неком. Версия. М., 2020.
- О недрах [Электронный ресурс]: фед. закон от 21.02.1992 № 2395–1 (в ред. от 02.12.2019 № 396-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Неком. Версия. М., 2020.
- Бабайцева Е. А., Головченко В. Е. Гражданско-правовой режим природных ресурсов: вопросы теории // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 77–81.
- Воронина А. А. Недра как объект гражданских правоотношений // Известия Рос. гос. пед. ун-та. 2008. С. 68–72.
- Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2004.
- Маштаков К. М. Участки недр как объекты гражданских прав // Юристъ — Правоведъ. 2018. № 1. С. 147–151.
- Ходырев П. М. Право собственности на полезные ископаемые: автореф. дис. канд. юр. наук. Удмуртский гос. ун-т Ижевск, 2008.
- Шорников Д. В. Природные ресурсы как объекты гражданских прав: автореф. дис. канд. юр. наук. Иркутский государственный университет. Иркутск, 2005.