Цель: — повысить интерес родителей в выявлении оптимальных условий для речевого развития дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи: — показать взаимосвязь формирования речи дошкольников с развитием мелкой моторики; — определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития дошкольников.
Хотя эта тема имеет достаточно разработанную теоретическую базу, вопрос «развития мелкой моторики» всегда остается актуальным как для родителей, так и для нас, педагогов.
Много лет, работая в детском саду, сделали заключение, что формирование речи детей в детском саду и дома будет эффективнее, если:
– работники детских учреждений осознают значимость процесса развития мелкой моторики рук и осуществляют работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;
– процесс развития руки ребенка осуществляется с учетом его возрастных особенностей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода — игре, с постепенным усложнением компонентов данной деятельности, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование.
Работу строили так, чтобы показать взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Начали с индивидуальной диагностики каждого ребёнка. [3]
Сначала провели сравнение результатов диагностического обследования детей младшего возраста и на основании этого строили свою дальнейшую работу.
В исследовании приняло участие — 26 детей (100 %). Диагностика речевого развития детей показала, что 70 % вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития речи, 28 % — средний, а 2 %- высокий.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 65 % вновь пришедших детей имеют низкий, 31 % — средний, а 4 % — высокий уровень.
Для решения данной проблемы были использованы разные виды игр по развитию мелкой моторики со словесным сопровождением и без него, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование. [1]
В ходе работы по совершенствованию речевых умений детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно объединить усилия, для достижения лучшего результата. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком через тактильно-двигательное восприятие, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Поэтому с родителями использовались различные формы работы, обобщенные темой: «Развитие мелкой моторики рук, как залог успешного развития речи ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, родительские собрания, буклеты, памятки». [2]
Родители узнали содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей, а также о том, какая работа должны проводиться в семье для закрепления этих навыков.
Особое внимание обратили на формирование развивающей предметно — пространственной среды. С каждым годом развивающую среду изменяли, в зависимости от возраста, интересов и потребностей детей.
Работу по развитию движений рук проводили регулярно, старались, чтобы предложенные задания, приносили ребенку радость, не допускали скуки и переутомления, старались вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче. А это все — достоинства игрового метода. На этапе становления речевого развития детям сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, поэтому мы остановились на том, что объяснение должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия. Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно — чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, стараемся показать предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук, лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Наши пальчики играют». Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. После чего растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки. Сначала на своем примере, затем на примере руки ребёнка объясняем последовательность и правильность выполнения движений. После чего вводим пальчиковую гимнастику. [4]
Работу по развитию движений пальцев и кистей рук следует проводить систематически не более 5 минут по несколько раз в день. Используем различные упражнения на развитие тактильных ощущений.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры;
- Сминание пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание сортировка круп и семян;
- Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений;
- Выполнение аппликаций из природного материала;
- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей;
- Шнуровка на различных предметах;
- Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
- Завязывание и развязывание бантов, узлов;
- Застегивание пуговиц, молний, крючков;
- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
- Конструирование из палочек;
- Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом;
- Изготовление бус из разноцветных скрепок;
- Игры с песком;
- Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
- Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
- Лепка из соленого теста, пластилина, глины;
- Рисование различными материалами;
- Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
- Игры с эластичными кольцами;
- Манипуляции с пороговыми ковриками.
Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет рисование и лепка. Именно с них начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. В лепке стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга. Перед лепкой читаем сказки, загадываем загадки, а юные скульпторы творят наиболее понравившийся персонаж. Особо хочется отметить работу с природным и бросовым материалом, где также используем различные подручные средства. Например: выкладывание из ценников на липкой основе дорожки, используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.
В конце года снова провели диагностическое обследование детей: из 26 детей (100 %) диагностика речевого развития детей показала, что 65 % пришедших детей имеют средний уровень развития речи, 28 % — высокий, а 7 %- низкий.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 67 % вновь пришедших детей имеют средний, 32 % — высокий, а 4 % — низкий уровень.
Результативность
Полученные результаты педагогической диагностики в конце учебного года, свидетельствуют о положительной динамике, как развития мелкой моторики рук, так и речевых способностей детей дошкольного возраста. Вследствие чего можно сделать обобщающий вывод: система совместной работы с родителями, педагогами дополнительного образования, оказалась очень результативной:
– речь стала понятной, чёткой, появилась хорошая дикция;
– дети научились вести диалог, рассказывать и пересказывать;
– повысился словарный запас детей;
– дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать.
Литература:
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая. — М.: Астрель,2003.
- Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О. А. Благодатская — Дошкольная педагогика. № 4, 2007. — с.51–54.
- Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка/ М. М. Кольцова. — М.:Просвещение,1973