В последние десятилетия на современном этапе развития общества выявлена склонность к ухудшению состояния здоровья детей. От того, какой уровень здоровья у ребенка, будет зависеть здоровье взрослого человека, его гармоничное развитие и благополучие на всю жизнь.
Дошкольный возраст — это важный период, когда формируется личность человека. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста — задача первостепенной важности. И одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура.
Одной из важнейших задач образования является охрана и укрепление здоровья детей. Приоритетным направлением в образовательных учреждениях, в первую очередь считается — получение детьми знаний, умений и навыков, но особое внимание следует уделить здоровьесберегающему направлению. Для реализации данной задачи дошкольникам необходимо с раннего возраста прививать желание активно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Родителей, воспитателей и учителей объединяет одна общая цель — сохранение здоровья наших малышей. Достаточно известный факт, что хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение — улучшению здоровья. Поэтому, можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.
В детском саду требуется уделять особое внимание двигательной активности детей, так как это естественная потребность в движении и одно из условий всестороннего развития и воспитания ребенка.
По результатам изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. В основном, это нервно — психические и соматические заболевания, как результат интеллектуальной перегрузки и снижения двигательной активности. Ухудшение состояния здоровья детей требует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Вместе с тем, система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому, в нашем детском саду все чаще применяются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют приобщить детей к физической культуре. Ведь каждый педагог должен осознать важность одной из основных задач — нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья, как важнейшего условия благополучной жизни человека.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду.
Я считаю, что моя работа актуальна на сегодняшний день, так как, работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует поиска новых, современных и более гибких подходов к организации педагогического процесса, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам. В связи с проблемой насыщения в детских садах спортивного и медицинского оборудования, педагогам необходимо искать другие средства и способы для физического развития детей. Для этого в своей практике я применяю здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, является сохранение и укрепление высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада, воспитание валеологической культуры, а также развитие двигательной активности ребенка.
Задача воспитателя по здоровьесбережению детей, это в первую очередь, сформировать у ребенка знания о своем здоровье; а во вторую очередь, научить поддерживать и сохранять свое здоровье.
Я ежедневно применяю здоровьесберегающие технологии в режимных моментах включающих такие формы, как подвижные игры, ритмопластика, релаксация, пальчиковая, дыхательная гимнастики, закаливающие процедуры и многое другое, что дает возможность укреплять здоровье детей, не затрачивая каких — либо дорогостоящих средств.
Три раза в неделю в нашей группе проходят физкультурные занятия, формы занятий разнообразные: традиционные, прогулки, походы в лес и игровые занятия.
В перерывах между занятиями провожу различные физминутки (в нашей группе имеется картотека физкультминуток для детей разного возраста).
А после тихого часа важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, для этого проводится гимнастика после сна, закаливающие процедуры, а также упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. В группе также имеется картотека гимнастики пробуждения и закаливающих процедур.
Очень любят дети физкультурные досуги и развлечения, что создает детям положительные эмоции. В таких мероприятиях активно и с большим желанием участвуют наши родители. Они проводятся, как в спортивном, либо в музыкальном залах, а также на свежем воздухе.
Подвижные игры и упражнения используются мной также ежедневно, на физкультурных занятиях, между занятиями, на прогулке, во время досуга и праздников. Чтобы детям не надоели однообразные игры, я применяю сюрпризные моменты, появление сказочного персонажа, либо сладкое угощение.
Мною была разработана программа физкультурно-оздоровительного кружка «Занимательна физкультура», целью которой является повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей. Программа рассчитана на 1 год, проводится 1 раз в неделю, длительностью 30 минут. Количество детей в группе: 12–14 человек.
Все вышеперечисленное относится к традиционным формам здоровьесберегающим технологиям.
В своей работе я применяю степ-аэробику на степ-платформах как одну из новых форм здоровьсеберегающих технологий.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; повышение интереса к занятиям по физической культуре; всестороннее развитие личности ребенка с использованием степ-аэробики.
Занятия степ-аэробикой способствуют:
− Формированию правильной осанки;
− Развитию координации движений;
− Тренировке равновесия;
− Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Обязательным условием степ-аэробики является музыкальное сопровождение. Аэробику можно проводить во время утренней гимнастики, образовательной деятельности на занятиях по физической культуре, а также, на различных спортивных и досуговых мероприятиях совместно с родителями. Детям очень нравится, вызывает большой интерес и массу положительных эмоций.
Для формирования здорового образа жизни на протяжении всего своего детства ребенок должен получать достаточное количество двигательной активности. Поменьше проводить время, сидя за компьютером или телевизором, больше гулять на свежем воздухе. Родителям и педагогам нужно заложить фундамент для формирования у ребенка здорового образа жизни, создать для этого все возможные условия. Чтобы ребенок мог сам заботиться о своем здоровье, следить за питанием, правильной осанкой, культурно — гигиенических навыках и физическом воспитании.
Также, здоровье детей дошкольного возраста, возможно, сохранить и укрепить через включение во все виды режимных моментов в ДОУ здоровьесберегающих технологий.
В свою очередь, я приложила все усилия, чтобы применение в моей работе здоровьесберегающих технологий позволило сформировать двигательную активность детей, повысить результативность всего воспитательно-образовательного процесса, сформировать ценностные ориентации, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей.
Литература:
- Алямовская В. Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
- Анисимова Т. Г. Физическое воспитание детей 2–7 лет: Развернутое перспективное планирование по программе пол ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — Волгоград: Учитель, 2010
- Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. — М.; ТЦ Сфера. 2009
- Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие».- М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Зимонина В. А. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2013–304 с
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 2009.
- Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез», 2014
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. — М.:АРКТИ, 2003