Перспективы вступления Швеции в НАТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.09.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Мочалов, Н. С. Перспективы вступления Швеции в НАТО / Н. С. Мочалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73471/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье описываются проблемы присоединения Швеции к Организации Североатлантического договора. На основе анализа обнародованных заявлений глав государств и информации из политических СМИ, были сформулированы стратегические принципы Швеции относительно сотрудничества с НАТО. На основе информации с официального сайта НАТО были описаны направления взаимодействия Швеции с Североатлантической организацией. По результатам социологических опросов и внешнеполитическим прогнозам в правительстве Швеции, обозначены перспективы развития отношений Швеции с блоком НАТО.

Ключевые слова: Швеция, НАТО, Североатлантический альянс, сотрудничество.

В последние годы тема вступления Швеции в Североатлантический союз широко обсуждается, прежде всего, на экспертном уровне. При этом есть место существенным нюансам в содержании данной проблемы. Последнее десятилетие Швеция активно сотрудничает с НАТО на основе взаимовыгодных соглашений, не являясь при этом членом союза. Большинство политологов расценивают действия Швеции, как ответ на активность внешней политики России, в частности, на Северном регионе. Несмотря на продолжительное партнерство с блоком НАТО большая часть населения Швеции неоднозначно относится к вопросу о вступлении. Распространено мнение, что акт присоединения к НАТО понесет за собой больше негативных последствий, одно из таких — потеря нейтралитета страны.

На данный момент в состав НАТО входят 30 государств. В феврале 2019 года Северная Македония присоединилась к НАТО [5] и стала 30 государством, которое входит в состав Североатлантического альянса. Как известно, членство в НАТО признается открытым для любого европейского государства, которое способно развивать принципы Североатлантического договора и осуществлять действия по обеспечению безопасности в Североатлантическом регионе [6].

В настоящее время широко распространено мнение о присоединении таких стран, как Украина, Грузия и Босния и Герцеговина, в НАТО, поскольку первые две страны не единожды высказывали свое желание присоединиться к программе Плана действий по членству в НАТО, а Босния и Герцеговина уже участвует в этой программе.

На протяжении нескольких лет ведутся также дискуссии относительно присоединения к НАТО таких нейтральных государств как Финляндия и Швеция. Поскольку Финляндия граничит с Россией, то аргументы в пользу отказа от вступления в НАТО выглядят более вескими, по сравнению с аргументами Швеции по данному вопросу. Данное расхождение имеет место, в связи с существованием потенциальной вражды между альянсом и Россией, геополитический статус которой со стороны НАТО носит название «российская угроза». В случае со Швецией все представляется менее однозначным, в связи с этим и возникает интерес к подробному изучению данного вопроса.

В заявлении по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе 2018 года подчеркивается существование взаимовыгодного сотрудничества Североатлантического альянса в сфере безопасности с Финляндией и Швецией по ряду вопросов [7].

Сотрудничество Швеции с НАТО началось с «Партнерства ради мира» в 1994 году. Здесь стоит, однако, отметить следующее: лица, находящиеся у власти, полагали, что государству необходимо вступление в НАТО. Общественность, напротив, инициативу не поддержала в связи с агрессией США и участников Североатлантического договора в Ливии [2]. Затем Швеции были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с Североатлантическим альянсом на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году.

В 2016 году правительство Швеции издало закон о «Меморандуме о взаимопонимании и поддержке принимающей страны». Меморандум с НАТО, в частности, преследует цель — сделать все необходимое для того, чтобы Швеция в качестве принимающей страны обладала возможностью оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям, которые проводятся на территории Швеции в связи с учениями, военными операциями в данной стране и в близлежащем районе [3]. Это взаимовыгодное сотрудничество, в свою очередь, обеспечивает безопасность всего региона Балтийского моря, обмен информацией и развитие лучшей всеобщей ситуационной осведомленности для устранения общих угроз и разработки совместных действий, если это необходимо.

В настоящий момент Швеция все еще пребывает в статусе партнера НАТО с расширенными возможностями. Более того, осенью 2018 года Швеция в лице ее военных подразделений приняла участие в учениях НАТО Trident Juncture («Единый трезубец») [4]. Инициатива Швеции в рамках данной кампании по укреплению обороноспособности на практике подтверждает роль государства в альянсе.

Однако, закономерным остается вопрос непосредственно о перспективах вступления в НАТО Швеции в настоящее время.

На сегодняшний день можно говорить о том, что существует большая вероятность присоединения рассматриваемого государства в НАТО, однако существует ряд причин, по которым Швеция до сих пор не торопится вступать в данный военно-политический блок.

Важным обстоятельством, способствующим сохранению нейтралитета за Швецией, можно считать подписание в 2016 году соглашения о военной помощи с Финляндией и Эстонией. Представляется интересным данный союз по причине того, что Эстония, являясь членом НАТО, содействует политике сближения Стокгольма с альянсом, а не вступления в него [8].

Многие влиятельные люди выступают «за» вступление Швеции в НАТО. Однако, население страны относится к данному вопросу с большей настороженностью. В 2017 году число противников вступления Швеции в НАТО составило 44 процента. Также правящие в Швеции левые партии выступают против членства в альянсе [1].

Какие аргументы приводятся в пользу вступления Швеции в НАТО?

  1. Укрепление отношений с важнейшим военно-политическим союзом, что автоматически гарантирует поддержку со стороны НАТО в случае угрозы безопасности Швеции.
  2. Экс-президент Латвии Валдис Затлерс считает, что присоединение Швеции и Финляндии к НАТО превратит Балтийское море в зону спокойствия и безопасности, поскольку Североатлантический альянс видит угрозу со стороны России в Балтийском регионе.

Аргументы «против».

  1. Бывший статс-секретарь Министерства обороны Швеции, член Королевской академии военных наук Свен Хирдман полагает, что со вступлением в НАТО шведская безопасность только ухудшится. В связи с тем, что Швеция будет автоматически втянута в военный конфликт в том случае, если он произойдет между Россией и НАТО. И в случае конфликта между Россией и НАТО Стокгольм и Хельсинки могут пострадать больше всего. Также для Швеции важно сохранять партнерские отношения с Россией [2].
  2. Вступление в НАТО приведет к росту военных расходов в стране.
  3. Политика нейтралитета позволяет Швеции сохранять свою независимость и самостоятельность во внешней политике.

Итак, исходя из всей изученной нами информации, приходим к выводу о том, что наиболее вероятным исходом по рассматриваемому вопросу будет сохранение политики нейтралитета со стороны Швеции, поскольку именно такое направление политики позволяет государству находиться в числе наиболее благоприятных для проживания стран. Тем не менее, Швеция без труда может интегрироваться в Североатлантический союз, политические элиты в большинстве «за» вступление в НАТО, преследуя обеспечение региональной безопасности и всеобщей солидарности к странам-союзникам. Учитывая общественно-политическую обстановку в Швеции и Финляндии, вступление этих государств в альянс может состояться в ближайшее десятилетие. В настоящий момент Швеция продолжает тесное сотрудничество с НАТО в области безопасности.

На основе полученных выводов следует добавить, что Россия в свете сложившейся ситуации пребывает в непростом положении, рискуя потерять доверительные отношения со Швецией и Финляндией. Представляется важным поддерживать и укреплять связи с двумя странами на культурном и внешнеэкономическом уровне, выстраивая взаимовыгодные стабильные отношения.

Литература:

  1. В Швеции выросло число противников вступления в НАТО, показал опрос. [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20180107/1512221148.html (дата обращения:26.05.2019)
  2. Не больше, чем партнеры: почему Финляндия и Швеция не торопятся вступать в НАТО. [Электронный ресурс]. -URL: https://baltnews.ee/authors/20190225/1017425277/pochemu-finlland-sweden-ne-toropyatsya-vstupat-nato.html (дата обращения:26.05.2019)
  3. Швеция и НАТО: 23 года спустя. Вестник НАТО., [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nato.int/docu/review/2018/Also-in-2018/sweden-and-nato-23-years-down-the-road-defence-security/RU/index.htm (дата обращения:26.05.2019)
  4. «Отрабатывают задачи наступательного характера»: В Норвегии начались самые масштабные учения НАТО за последние 16 лет. [Электронный ресурс]. — URL: https://russian.rt.com/world/article/567300-ucheniya-nato-trident-juncture (дата обращения:26.05.2019)
  5. «Как происходит расширение НАТО?» [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.euronews.com/2019/02/06/what-does-it-take-to-join-nato-ru (дата обращения:26.05.2019)
  6. Официальный сайт НАТО. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nato.int/nato-welcome/index_ru.html (дата обращения:26.05.2019)
  7. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru (дата обращения:26.05.2019)
  8. А. М. Смирнов Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО // Казачество. 2017. № 3 (27). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vstupleniya-shvetsii-i-finlyandii-v-nato (дата обращения: 20.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Швеция, НАТО, Финляндия, Россия, Североатлантический альянс, вступление, Североатлантический договор, Босния, взаимовыгодное сотрудничество, Североатлантический союз.


Ключевые слова

сотрудничество, Швеция, НАТО, Североатлантический альянс

Похожие статьи

Современная политика безопасности Европейского союза на Балканском полуострове

В статье автор проводит анализ политики безопасности Европейского союза на современном этапе на примере стран Западных Балкан. Рассматриваются развитие концепций безопасности ЕС с начала 2000-х годов вплоть до сегодняшнего дня. Внимание уделено Югосл...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества

В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в ШОС. Выявлены сходства и различия стратегических интересов двух стран, которые имеют практическое значение для развития Шанхайской организации сотрудничества. На основе получен...

Современные тенденции дальнейшего развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях глобализации

В статье сделана попытка провести мониторинг современных тенденций функционирования межправительственной международной организации — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В работе изучаются цели и принципы функционирования ШОС. Авторы акцентир...

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020»

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект региональной интеграции, сталкивается с рядом как внешних, так и внутренних вызовов. Очевидное отставание ЕС в экономическом плане от США и Китая усугубляется проблем...

Анализ национального имиджа Китая, конструируемого российскими СМИ в контексте стратегии «Один пояс — один путь»

В данной статье методом контент-анализа анализируется более 40 сообщений о китайской стратегии «Один пояс — один путь» в российских СМИ, а затем анализируется государственный образ Китая, создаваемый российскими СМИ. В международной ситуации все боле...

Взаимоотношения Болгарии и НАТО: исторический экскурс

Взаимоотношения Болгарии и Североатлантического альянса с момента их воссоединения являются очень сложными и противоречивыми. Сложность взаимоотношений определяется множеством различных факторов, основным из которых выступает важное историческое и ге...

Цели устойчивого развития: формирование позиции ЕС. Планы по реализации и результаты

В статье проводится анализ документов ЕС, связанных с выполнением и реализацией ЦУР. В частности, автор рассматривает планы ЕС в сфере достижения ЦУР, ключевые шаги ЕС по реализации поставленных планов, достигнутые на сегодняшний день результаты, и д...

Дипломатические отношения Пскова с европейскими государствами

Для развития рыночной экономики и инфраструктуры современным городам и агломерациям необходимо взаимодействовать с международным сообществом, учитывая особую историческую обусловленность данного взаимодействия, Пскову требуется куда меньше усилий для...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Похожие статьи

Современная политика безопасности Европейского союза на Балканском полуострове

В статье автор проводит анализ политики безопасности Европейского союза на современном этапе на примере стран Западных Балкан. Рассматриваются развитие концепций безопасности ЕС с начала 2000-х годов вплоть до сегодняшнего дня. Внимание уделено Югосл...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества

В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в ШОС. Выявлены сходства и различия стратегических интересов двух стран, которые имеют практическое значение для развития Шанхайской организации сотрудничества. На основе получен...

Современные тенденции дальнейшего развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях глобализации

В статье сделана попытка провести мониторинг современных тенденций функционирования межправительственной международной организации — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В работе изучаются цели и принципы функционирования ШОС. Авторы акцентир...

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020»

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект региональной интеграции, сталкивается с рядом как внешних, так и внутренних вызовов. Очевидное отставание ЕС в экономическом плане от США и Китая усугубляется проблем...

Анализ национального имиджа Китая, конструируемого российскими СМИ в контексте стратегии «Один пояс — один путь»

В данной статье методом контент-анализа анализируется более 40 сообщений о китайской стратегии «Один пояс — один путь» в российских СМИ, а затем анализируется государственный образ Китая, создаваемый российскими СМИ. В международной ситуации все боле...

Взаимоотношения Болгарии и НАТО: исторический экскурс

Взаимоотношения Болгарии и Североатлантического альянса с момента их воссоединения являются очень сложными и противоречивыми. Сложность взаимоотношений определяется множеством различных факторов, основным из которых выступает важное историческое и ге...

Цели устойчивого развития: формирование позиции ЕС. Планы по реализации и результаты

В статье проводится анализ документов ЕС, связанных с выполнением и реализацией ЦУР. В частности, автор рассматривает планы ЕС в сфере достижения ЦУР, ключевые шаги ЕС по реализации поставленных планов, достигнутые на сегодняшний день результаты, и д...

Дипломатические отношения Пскова с европейскими государствами

Для развития рыночной экономики и инфраструктуры современным городам и агломерациям необходимо взаимодействовать с международным сообществом, учитывая особую историческую обусловленность данного взаимодействия, Пскову требуется куда меньше усилий для...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Задать вопрос