Начиная обучение второму иностранному языку, основную работу учитель выстраивает таким образом, чтобы овладение материалом сводилось к применению сопоставительного метода обучения. Сопоставительный метод впервые описал В. фон Гумбольдт вместе с зарождением в компаративистике новой дисциплины — лингвистической типологии. Этот метод называется также сравнительно-сопоставительным, или типологическим. Изначально он предназначался для исследования грамматического строя неродственных языков. Его разрабатывали Фридрих и Август Шлегель, Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлейхер, Шарль Балли, Евгений Дмитриевич Поливанов. Сопоставительный метод — это система приемов исследования как родственных, так и разноструктурных языков с целью выявления в них общих и отличительных свойств и признаков.
Одним из сложных аспектов в изучении языка является грамматический аспект. Сложность заключается в том, что родной язык (русский) и изучаемые первый и второй языки (английский и немецкий) относятся к разным языковым группам. Но введение второго иностранного языка на базе первого делает этот процесс легче.
В данной статье будет рассмотрена группа прошедших времен. Сравнение стоит начать с простых прошедших времен Past Simple (английский язык) и Präteritum (немецкий язык).
В обоих языках при употреблении прошедшего времени происходит деление глаголов на правильные и неправильные в английском и сильные и слабые в немецком. Правильные глаголы спрягаются согласно правилу, а неправильные необходимо заучивать наизусть, используя таблицу трёх основных форм этих глаголов. Это же правило относится к слабым и сильным глаголам немецкого языка. Отличием является наличие окончаний в немецком языке.
Past simple |
|
Правильные глаголы: verb +ed |
Неправильные глаголы: вторая форма |
Präteritum |
|||||
Слабые глаголы: основа глагола + суффикс te + личное окончание (кроме 1и 3 лица единственного числа) |
|||||
ich |
-te |
wir |
-ten |
||
du |
-test |
ihr |
-tet |
||
er, sie, es, man |
-te |
sie, Sie |
-ten |
||
Сильные глаголы: 2 форма глагола + личное окончание (кроме 1и 3 лица единственного числа) |
|||||
ich |
- |
wir |
-en |
||
du |
-st |
ihr |
-t |
||
er, sie, es, man |
- |
sie, Sie |
-en |
||
Далее рассмотрим случаи употребления данных времен. Past Simple в английском языке употребляется:
1. Действия, которые произошли и закончились в прошлом.
Example: I talk to her yesterday morning.
2. Действия, которые происходили одно за другим в прошлом.
Example: He opened the door, switched on the light and put off his coat.
Немаловажную роль при изучении этого времени играет наличие слов-сигналов или слов-маркеров:
yesterday — вчера
the day before yesterday — позавчера
last month/year — в прошлом месяце/году
two days / one week / five years ago — два дня / одну неделю / пять лет назад
in 1992 — в 1992 году
at 9 p.m. — в 9 часов вечера
В немецком языке время Präteritum указывает на действие, которое произошло в прошлом, но к настоящему моменту уже завершилось. Также отсутствуют слова-маркеры.
Er begegnete ihm gestern im Park.
Далее переходим к более сложным формам в обоих языках: Present Perfect (английский язык) и Perfekt (немецкий язык).
Present Perfect имеет определенную формулу образования, также учитывая деление глаголов на правильные и неправильные глаголы.
Present Perfect |
|
Правильные глаголы |
Неправильные глаголы |
Have (has) + verb +ed |
Have (has) + verb 3 form |
Особое внимание стоит обратить на форму глагола have.
I have |
She has |
You have |
He has |
We have |
It has |
They have |
В немецком языке формула образования Perfekt имеет сходство с английском языком.
Perfekt ( слабых глаголов) |
|||
Haben в Präsens + Partizip 2 основного глагола (3форма глагола) |
|||
ich |
habe gemacht |
wir |
haben gemacht |
du |
hast gemacht |
ihr |
habt gemacht |
er, sie, es, man |
hat gemacht |
sie, Sie |
haben gemacht |
Но в роли вспомогательного может также выступать глагол sein c глаголами движения и изменения состояния.
Рассмотрим случаи употребления данных времен в. речи с примерами. В английском языке Present Perfect употребляется:
1.Завершенные действия, у которых есть результат в настоящем. Если действие произошло в прошлом, но у него есть связь с настоящим, используем Present Perfect.
Example: I can’t cook this cake, I haven’t bought any flower.
2.Новости. Чтобы поделиться недавними новостями, мы употребляем Present Perfect.
Example: I’ve passed my final exams.
3.Действия, которые многократно повторялись до настоящего момента.
Example: I’ve called you three times, where have you been? — Я звонила тебе три раза, где ты был?
4.Действия, которые начались в прошлом и все еще продолжаются
Обычно в этой функции используется Present Perfect Continuous, но с глаголами состояния употребляем Present Perfect.
Example: Mrs Baker (has been being) has been a teacher since 1995. — Миссис Бейкер работает учителем с 1995.
I (have been knowing) have known the Smiths family for about a decade. — Я знаю семью Смитов уже около десяти лет.
С глаголами to work, to live, to study, to play и некоторыми другими можно использовать как Present Perfect Continuous, так и Present Perfect. При переводе на русский язык обычно употребляем глаголы в настоящем времени.
Example: I have lived / have been living in this house since my childhood. — Я живу в этом доме с самого детства.
Susan has played / has been playing tennis for 10 years. — Сьюзан играет в теннис 10 лет.
5. Опыт. Чтобы рассказать, что с нами случалось или не случалось в прошлом, также используем Present Perfect. В такой ситуации нам совершенно не важно, когда этот опыт был получен, важен лишь факт его наличия.
Example: I’ve ridden an elephant! — Я каталась на слоне!
Mike has read the Harry Potter book series. — Майк читал серию книг о Гарри Поттере.
We’ve never gone skiing! — Мы никогда не катались на лыжах.
В немецком языке Perfekt употребляется: для обозначения действия, которое на момент речи уже завершилось, но его результат актуален для настоящего. Perfekt чаще употребляется в разговорной речи.
Beispiel: Es hat lange nicht geregnet (deshalb sind die Wiesen gelb). — Долго не было дождя (поэтому трава на лугах пожелтела).
Er ist letzten Monat auf Barbados angekommen (und ist immer noch dort). — В прошлом месяц он приехал на Барбадос (и все еще там).
Таким образом, при сопоставлении данных двух времен можно отметить следующие закономерности:
1. Сходство в формулах образования времен.
2. Случаи употребления данных времен.
Последняя подгруппа данной группы требует особого внимания, так как изучается в старших классах на более высоких уровнях владения языками. Рассмотрим употребление времен Past Perfect и Plusquamperfekt.
Past Perfekt в английском языке образуется по следующей формуле:
Past Perfect |
|
Правильные глаголы |
Неправильные глаголы |
Had + verb +ed |
Had + verb 3 form |
В немецком языке формула образования Plusquamperfekt также имеет близкое сходство с английском языком.
Plusquamperfekt |
|||
Haben в Präteritum + Partizip 2 основного глагола (3форма глагола) |
|||
ich |
hatte gemacht |
wir |
hatten gemacht |
du |
hattest gemacht |
ihr |
hattet gemacht |
er, sie, es, man |
hatte gemacht |
sie, Sie |
hatten gemacht |
Рассмотрим случаи употребления данных времен речи с примерами.
Past Perfect употребляется:
1. Когда два события произошли в прошлом, но мы подчеркиваем, что одно из них случилось раньше. Для действия, которое случилось первым, употребляем Past Perfect, а для второго — Past Simple.
I came to pick her up at the office, but she had gone home already. — Я приехал, чтобы забрать ее из офиса, но она уже ушла домой.
When the officers arrived, the burglars had run away. — Когда офицеры приехали, воры уже убежали.
2. Когда действие произошло до определенного момента в прошлом. Этот момент часто обозначается с помощью предлога by, например: by 9 o’clock (к 9 часам), by Monday (к понедельнику).
By 3 o’clock she hadn’t even started to write the essay. — К 3-м часам она даже не начала писать сочинение.
We had collected all our stuff by the end of the week. — Мы собрали все наши вещи к концу недели.
В немецком языке Plusquamperfekt употребляется: для передачи того, что действие завершилось до какого-то момента в прошлом, поэтому его еще иногда называют предпрошедшим.
Bis 1969 hatte noch kein Mensch den Mond betreten. — До 1969 года еще ни один человек не ступал на Луну.
Nachdem sie die Kinder dreimal vergeblich gerufen hatten, machten sie sich Sorgen. — После того, как они три раза безрезультатно позвали детей, они начали волноваться.
Таким образом, применяя сопоставительный метод, учитель предоставляет возможность ученикам научиться применять знания грамматического материала ранее изученного первого иностранного языка (в нашем случае английского), что облегчает усвоение грамматического материала второго иностранного языка (немецкого).
Литература:
- Шкурина, О. П. Сопоставительный анализ немецкого и английского языков как германской ветви индоевропейской языковой системы// В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
- Арсеньева М. Г., Нарустранг Е. В. Deutsche Grammatik = Немецкая грамматика. Версия 2.0: учебное пособие. — СПб.: Антология, 2012.
- Времена в немецком языке: правила и примеры. — Текст: электронный // https://www.de-online.ru: [сайт]. — URL: https://www.de-online.ru/vremena_v_nemezkom.
- Present Perfect — правила и примеры. — Текст: электронный // https://englex.ru: [сайт]. — URL: https://englex.ru/present-perfect-tense/.
- Прошедшее время в английском языке. — Текст: электронный // https://englex.ru/: [сайт]. — URL: https://englex.ru/ways-to-express-the-past-in-english/ (дата обращения: 31.08.2020).