В статье рассматриваются актуальные вопросы, которые поднимаются в обществе, в педагогическом сообществе, учеными-исследователями, в Правительстве, Минпросвещения, об использовании (и даже переходе) на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий обучающихся в школе. Авторы приводят полученные результаты исследователей, мнение ученых, педагогов, психологов, врачей. Предполагают дальнейшие исследования по влиянию дистанционных технологий на здоровье и психику обучающихся. И, конечно, выявление пользы данных технологий в жизни человека.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, цифровая образовательная среда, дистанционные образовательные технологии.
На современном этапе один из самых актуальных вопросов в обществе — внедрение дистанционного обучения в массовые образовательные организации временно (в связи с пандемией) или на постоянной основе.
Правительство и Минпросвещения России заинтересованы во внедрении дистанционного обучения, что подтверждается следующими документами:
− Закон РФ «Об образовании» от 2012 года № 273 (с изменениями и дополнениями 2020 года, статья 13, пункт 2) гласит: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Статья 16 конкретно описывает «Реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].
− Распоряжение Министерства просвещения России от 18.05.2020 года № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [2].
− Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Целью эксперимента является создание и апробация цифровой образовательной среды (далее — ЦОС) и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории РФ [3].
На самом деле внедрение цифрового обучения — это НЕ новая тема, которая внезапно поднялась в 2020 году. Уже несколько лет как существует большой национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ», в рамках которого есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда», там есть целый паспорт проекта и поэтапно расписаны все шаги по его реализации.
В то же время, как нам кажется, на протяжении последних десятилетий в России сложилась система дистанционного обучения, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
На основании статьи 18 Федерального закона от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с добавлениями и изменениями, последняя редакция 21.04.2020 года) [4] детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной и индивидуальной программе на дому.
В связи с этим вышел приказ Министерства образования и науки от 21 сентября 2009 года № 341, в котором писалось: «Утвердить по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации прилагаемые требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения» [5].
Поэтому во всех регионах Российской Федерации стали создаваться центры дистанционного образования для детей -инвалидов, которые не могли посещать образовательные организации по состоянию здоровья.
Педагогическому сообществу совместно с другими организациями требовалось разработать модель, которая бы удовлетворяла потребности государства, педагогическое сообщество, родителей и обучающихся.
К 2020 году прошли исследования и эксперименты по организации дистанционного обучения особых детей с различными нозологиями. С такими детьми велась работа не только по реализации образовательных программ, но и по профессиональному самоопределению, дополнительному образованию и ряду досуговых мероприятий посредством дистанционных технологий.
Ввиду этого многие ученые-исследователи выявили, что детям, получающим образование с помощью дистанционных технологий, не хватает коммуникативных навыков общения, многие имеют слабое развитие речи, нет необходимого опыта для социализации. И прежде всего слабое усвоение учебного материала. Экспериментаторы выявили, что через дистанционное обучение усваивается только 30 % информации, а в классе или в аудитории 70 %.
Есть и другие причины, свидетельствующие о том, что цифровая среда и потребление цифрового контента негативно сказываются на физическом и ментальном здоровье обучающихся детей и подростков.
В то же время на сайте Роспотребнадзора содержатся рекомендации пребывания детей за компьютером от 15 до 30 минут в день. Большое количество времяпрепровождения за компьютером оказывает негативное влияние на психическое здоровье, повышает рост различных заболеваний органов зрения, мышц, суставов, костной системы и внутренних органов [61].
В случае с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, работающими за компьютером и имеющими различные нозологии, обязательно нужно медицинское сопровождение, также эти дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении.
Недаром резонансное Постановление Главного санитарного врача РФ Анны Поповой № 15 от 22.05.2020 года уже сейчас регламентирует осуществление образовательных процессов в дистанционной форме вплоть до 1 января 2021 года.
Результаты анализа систем дистанционного обучения, проведённого доцентами Красноярского государственного аграрного университета С. П. Плотниковой и Т. В. Киян, выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн-формате. Показатели исследования подтвердили, что «живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель — ученик», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала [7].
Отсутствие прямого визуального контакта не позволяет контролировать поведение обучающихся во время онлайн-занятий. Это очень серьезная проблема, которая ведет к профанации такого рода образования. Значительно снижается роль педагога. Дистанционный формат полностью изымает из образования воспитательную составляющую [8].
«Неправильная организация учебного процесса при дистанционном обучении может стать причиной ухудшения самочувствия, проблем с усвоением материала, плохого сна у школьников», — сказал в «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый [9].
Безусловно, в дистанционных образовательных технологиях много положительных моментов, таких как:
− равные возможности получения информации в любом направлении деятельности;
− доступ к информации с любой точки мира;
− нет ограничения времени по использованию интернет-ресурсов с применением дистанционных технологий;
− нет возрастных ограничений по использованию данных технологий;
− данные технологии позволяют обучающимся самостоятельно выбрать информацию, проанализировать ее и использовать в работе;
− дистанционные технологии дают возможность для широкого общения и коммуникации.
Также есть положительные зарубежные отзывы: американские исследователи пришли к выводу, что онлайн-сервисы повышают математическую и естественно-научную грамотность учеников, но затраты на их внедрение столь велики, что они себя не оправдывают [11].
Министр образования и науки Астраханской области, кандидат педагогических наук Виталий Гутман говорит:
«Однако мы должны понимать, что цифровизация — это требование времени, и игнорировать передовые технологии неправильно. Еще раз повторю: пилотный проект не предлагает перехода на дистанционное обучение. Новые технологии призваны разнообразить образовательный процесс, сделать образовательный контент доступнее» [12].
Как видим, мнений на сегодняшний день по дистанционному обучению и влиянию цифровой образовательной среды на обучающихся много, как отрицательных, так и положительных.
В связи с возникновением в обществе проблем, связанных с применением ЦОС и дистанционных технологий Российская Академия Образования (РАО) впервые за 50 лет начинает исследование «Растем в России». Психологи составят портрет современного ребенка. Исследование на начальном этапе охватит тысячи ребят в десяти регионах всех федеральных округов. Таких системных научных работ у нас в стране не проводилось примерно полвека. Цель — изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Какие новые способы получения знаний наиболее эффективны и что особенно влияет на успех. Как развивается память, внимание, мышление. Есть ли региональные особенности [10].
Возможно, после этих масштабных научных исследований РАО мы найдем ответы на поставленные вопросы, увидим перспективы решения проблем по данному направлению.
В то же время надо отметить, что технологии дистанционного образования открывают массу перспектив для детей (людей) с ограниченными возможностями и инвалидностью, которые не могут посещать образовательные организации по состоянию здоровья. Обучение онлайн является достойной альтернативой получения образования на дому, таким образом, позволяя этой уязвимой группе детей успешно пройти школьную программу, получить качественное образование и социализироваться.
Авторы считают, что для обучающихся в образовательных организациях должно быть оставлено очное обучение с активным использованием современных развивающихся технологий в учебном процессе и дополнительном образовании.
Научные исследования по данному направлению продолжаются, давайте будем следить за ними и активно участвовать.
Литература:
- Закон «Об образовании в РФ № 273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями 2020 года), электронный ресурс: https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_образовании/ (дата обращения 12.08.2020 года).
- Распоряжение Министерства просвещения России от 18.05.2020 года № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий», электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762/ (дата обращения 10.08.2020 года).
- Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», электронный ресурс: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63245.html/ (дата обращения 09.08.2020 года).
- Федеральный закон от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с добавлениями и изменениями, последняя редакция 21.04.2020 года), электронный ресурс: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=322964 (дата обращения 01.08.2020 года).
- Приказ Министерства образования и науки от 21 сентября 2009 года № 341, электронный ресурс: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=144368 (дата обращения 07.08.2020 года).
- Первое сентября, электронный ресурс: https://zen.yandex.ru/media/svetlanapetropol/s-1-sentiabria-deti-iz-14-regionov-mogut-stat-podopytnymi-v-novom-cifrovom-eksperimente-5f0776b8db00016bd74b37b (дата обращения 07.07.2020 года).
- Дистанционное образование: плюсы и минусы, электронный ресурс: https://zen.yandex.ru/media/adept/distancionnoe-obrazovanie-pliusy-i-minusy-5c9ddd0983af5c00b343444d (дата обращения 01.08.2020 года).
- Профессор: дистанционное обучение — это профанация образования, электронный ресурс: https://rossaprimavera- u.turbopages.org/s/rossaprimavera.ru/article/3dabcedf (дата обращения 17.07.2020 года).
- Круглый рассказал, чем опасна неправильная организация учебного процесса на дистанционке, электронный ресурс: https://news.rambler.ru/education/44420265-kruglyy-rasskazal-chem-opasna-nepravilnaya-organizatsiya-uchebnogo-protsessa-na-distantsionke/ (дата посещения 11.07. 2020 года).
- Российская газета — Столичный выпуск № 89 (7847), электронный ресурс: https://rg.ru/2019/04/22/v-rossii-vyiasniat-kak-cifrovaia-sreda-vliiaet-na-povedenie-detej.html (дата посещения 12.07. 2020 года).
- Цифровая образовательная среда. Какие эксперименты ждут школьников, и как это коснется педагогов, электронный ресурс: https://multiurok.ru/blog/tsifrovaia-obrazovatelnaia-sreda-kakie-eksperimenty-zhdut-shkolnikov-i-kak-eto-kosnetsia-pedagogov.html (дата посещения 10.08.2020 года).
- Не путать: проект «Цифровая образовательная среда» — это не дистанционное образование, электронный ресурс: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/10/bigdata/13834-ne_putat_proekt_tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda__eto_ne_distantsionnoe_obrazovanie (дата посещения 07.08.2020 года).