В статье рассматриваются меры поддержки развития агропромышленного комплекса в России и зарубежных странах, а также используемые инструменты. Исследование показало, что наиболее эффективными инструментами являются льготное кредитование, субсидирование, квотирование.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственная программа, государственная поддержка, льготное кредитование, субсидии.
The article discusses measures to support the development of the agro-industrial complex in Russia and foreign countries, as well as the tools used. The research has shown that the most effective instruments are concessional lending, subsidies, quotas.
Key words: agriculture, agro-industrial complex, state program, state support, concessional lending, subsidies.
В условиях антироссийских санкций и импортозамещения, эффективное развитие агропромышленного комплекса является одной из первостепенных задач для государства.
Государственное регулирование сельского хозяйства является составной частью аграрной политики, которая, в свою очередь, направлена на обеспечение населения продукцией сельского хозяйства.
Правительством Российской Федерации 14 июля 2012 года была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Согласно данной программы, первостепенными задачами в области сельского хозяйства является обеспечение продовольственной независимости страны, ускоренное импортозамещение продукции сельского хозяйства, а также увеличение конкурентного преимущества отечественной продукции сельского хозяйства, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [5].
Для регулирования сельского хозяйства государство предпринимает меры по прогнозированию структуры производства и потребления сельскохозяйственной продукции посредством составления баланса, таможенно-тарифное регулирование (таможенные пошлины, таможенные процедуры, нетарифное регулирование (квоты) и техническое регулирование.
Если рассматривать государственное регулирование сельского хозяйства в зарубежных странах, то здесь стоит отметить применение различных инструментов для развития агропромышленного комплекса. В таких развитых странах, как Япония и США, наиболее эффективные методы развития сельского хозяйства составляют: поддержка товаросельхозпроизводителей, состоящая из льготного кредитования, субсидий, квот, страхования и тарифов.
Механизмов саморегулирования отрасли недостаточно — большая роль отводится государству, как и в других стратегических секторах, где мотивация и ресурсы в распоряжении отдельных хозяйствующих субъектов не позволяют обеспечить эффективное развитие в масштабах всей экономики. К другим особенностям АПК, предопределяющим особую роль государства, относится:
− зависимость от природно-климатических условий и смены сезонов;
− высокая энергоемкость и капиталоемкость производства, если говорить о затратах на ресурсы и производственный процесс по сравнению с конечной стоимостью продукции;
− проблемы с доходностью в секторе в целом, так как сельскохозяйственная продукция считается товаром с низкой добавленной стоимостью, а также при попытке экспорта дополнительно облагается высокими пошлинами со стороны стран-импортеров;
− медленная инвестиционная окупаемость;
− в основном слабое распространение технологических инноваций;
− износ оборудования;
− инфраструктурные проблемы [1].
Сельское хозяйство в большинстве странах является одной из наиболее субсидируемых отраслей экономики. С целью осуществления поддержки сельского хозяйства в Евросоюзе принята Единая сельскохозяйственная политика Евросоюза, которая предполагает два направления поддержки сельского хозяйства:
- Прямые выплаты фермерам. Они включают базовую премию, дотации для защиты окружающей среды, поддержку малых и средних предприятий, дополнительную поддержку для молодых фермеров.
- Целевая поддержка сельского хозяйства. Приоритетными направлениями предоставляемой поддержки являются такие как: повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса, развитие туризма, поддержку сельских регионов, создание торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции ее производителями [4].
На поддержку сельскохозяйственных производителей в ЕС направляется более 50 % средств бюджета. Данную меру можно признать приоритетной над программами регионального выравнивания, несмотря на то, что программы имеют высокое значение для успешной реализации политики расширения ЕС. Единая сельскохозяйственная политика Евросоюза направлена на установление жестких импортных барьеров, что является одним из ограничителей доступа иностранной сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок Евросоюза и обеспечивает успешное развитие местных фермеров.
Также стоит отметить эффективную реализацию мер государственной поддержки сельского хозяйства в США и в некоторых других странах. С целью осуществления эффективной агропромышленной политики, в некоторых странах создаются специальные институты, в сферу компетенции которых входит контроль над распределением субсидий и других мер поддержки.
Направляемые средства на развитие сельского хозяйства во многих странах составляют значительную часть от валового продукта в рамках сектора. В странах он варьируется по-разному и в странах, где широко развита система государственной поддержки может достигать 70 %. Например, в США и Евросоюзе этот показатель достигает 50 % от ВВП в рамках сектора. В нашей стране данный показатель составляет меньшую часть в отличие от показателя западных стран. Так, согласно приведенным данным на сайте АПЭК — показатель в России составляет около 30 % от ВВП сельского хозяйства [1]. Однако, также отмечается положительная динамика по сравнению с 2000–2010 гг., когда его значение не превышало 15 %. В целом, сравнивая долю средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства в совокупном валовом продукте страны, то здесь стоит отметить, что показатели России и западных стран находятся на одном уровне.
Литература:
- Агропромышленный комплекс России: специфика государственного регулирования [Электронный ресурс] // Офиц. сайт: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91&ELEMENT_ID=5903
- Антамошкина Е. Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Том 3. — № 3. — С. 131–144.
- Баранова П. О. Техническое регулирование в агропромышленном комплексе / П. О. Баранова, Е. Ю. Салдаева // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 томах. — 2016. — С. 62–65.
- Болдырева Л. Н. Единая аграрная политика Европейского союза / Л. Н. Болдырева // Основные направления развития агробизнеса в современных условиях: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией С. Ф. Сухановой. — 2019. — С. 20–23.
- Постановление от 14 июля 2012 года № 717 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (с изменениями на 16 июля 2020 года) [Электронный ресурс] // Офиц. сайт: http://docs.cntd.ru/document/902361843