Трудоголизм как одна из форм зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.09.2020

Статья просмотрена: 2210 раз

Библиографическое описание:

Заславская, А. А. Трудоголизм как одна из форм зависимости / А. А. Заславская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73502/ (дата обращения: 15.11.2024).



Трудоголизм представляет собой тип зависимости, который не всегда легко идентифицировать. Это особенно верно для энтузиастов, которые рассматривают профессиональную деятельность как страсть. При этом они не пересекают тонкую грань заинтересованности и одержимости работой. У трудоголиков наблюдается не только приверженность к работе, но и дисбаланс между профессиональной деятельностью и другими аспектами жизни (семья, отдых, сон). В статье ведется речь о том, как отличить нездоровую страсть от нормальной приверженности делу.

Ключевые слова: трудоголик, работа, свободное время, трудовая зависимость, одержимость работой, личная жизнь

Термин «трудоголизм» в обиход ввел Уэйн Оутс, который провел сравнение трудовой зависимости с алкоголизмом. Но в отличие от последнего трудоголизм является социально одобряемым и сегодня считается положительным явлением. Однако в следствие трудоголизма, люди подверженные ему, находятся в постоянном стрессе, что может привести к разным психическим и психосоматическим заболеваниям, а также вызвать иную форму зависимости.

Трудоголизм — это патологическое явление, сопровождающееся тревожными психологическими мотивами и негативными последствиями. Сам факт того, что человек тратит значительное количество времени на работу, еще не свидетельствует о зависимости. Характерными симптомами трудоголизма, которые наблюдаются на его ранней стадии, являются:

− нехватка свободного времени;

− постоянные мысли о работе;

− негативное отношение к людям, которые используют свободное время иным образом.

Со временем человек, зависимый от работы, начинает испытывать физические симптомы, которые могут возникнуть из-за недостатка сна, переутомления и постоянного стресса. Симптомы включают:

− раздражительность;

− головные боли;

− недомогание;

− проблемы с концентрацией.

Несмотря на это, трудоголик не сбавляет темп. Если не разобраться с зависимостью или не обратиться за помощью к психотерапевту, усугубится не только психическое и физическое здоровье зависимого, но и отношение в семье. В долгосрочной перспективе трудоголизм также увеличивает риск инфаркта, тревожных и депрессивных расстройств.

Психотерапия при трудовой зависимости

Обычно человеку, обладающему подобной зависимостью, требуется помощь извне. Психологическая поддержка и психотерапевтическое лечение позволяют проработать подобную проблематику. Психотерапия позволяет определить причины компульсивного поведения. Трудовая зависимость может развиваться у людей с конкретными личностными качествами, опытом и мышлением. Основой проблематики зачастую являются различные мыслительные схемы, связанные с восприятием себя и других, которые приводят к формированию конкретных моделей поведения. Человек, зависимый от работы, может:

− воспринимать свою ценность только в контексте достижений, социального положения, заработка;

− чувствовать себя одиноким и использовать работу, как способ избежать социальных ситуаций;

− проявлять претензионную позицию, иметь высокие ожидания по отношению к себе и другим;

− бояться оставлять и вступать в эмоциональные отношения с другими, поэтому беспокойство и дискомфорт подавляются работой, иногда и алкоголем;

− искать признания;

− быть перфекционистом, придерживаться жестких правил и подчинять им другие сферы жизни.

Выявление схем восприятия реальности и способов реагирования — это первая часть психотерапии. Во время встреч специалист собирает анамнез, знакомится с пациентом и выясняет, действительно ли проблема связана с трудовой зависимостью. Он также устанавливает план встреч и цели терапии. Наиболее важной из них является эмоциональная независимость пациента от работы и изменение его мышления. Также важно развивать навыки, которые позволят ему реализовать себя вне работы и, следовательно, в аспекте эмоциональных и межличностных отношений.

Сравнительная характеристика трудоголизма с алкоголизмом

Суть одержимости работой обладает сходством с зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, никотин). Разница заключается в том, что трудоголизм развивается на психологическом, а не физиологическом уровне. При одержимости работой наблюдаются аналогичные алкоголизму симптомы:

− острая потребность в работе;

− отсутствие контроля затрачиваемого объема времени на нее.

Добившись успехов, зависимый ставит перед собой все более сложные задачи. Зачастую наблюдается пренебрежение остальными сферами жизни и неспособность остановиться, дать себе небольшую передышку. Для таких людей свободное время становится мукой, потому что оно непродуктивно и противоречит целям трудоголика:

− осуществление действий, связанных с рабочим процессом;

− достижение новых высот.

Работа, как наркотик или никотин, является регулятором эмоций для наркомана или человека с тенденцией к зависимости.

Причины возникновения трудоголизма

Предполагается, что основными причинами трудоголизма являются конкретные требования профессий и, следовательно, условия труда. Также рассматриваемый тип зависимости возможен в профессиях, предусматривающих активность и постоянное повышение квалификации. Вследствие этого люди из подобных отраслей часто попадают в водоворот работы, чтобы не выделяться из группы или просто оставаться в ней. Слово «выходные» для них становится анахронизмом, т. к. оно означает не время отдыха после пяти дней работы, а просто конец недели, в течение которого можно продолжать работать.

Другим фактором, который увеличивает риск зависимости, является повсеместный культ необычайных способностей и достижений. В результате многие люди попадают в ловушку трудоголизма, т. к. они хотят осознанно следовать ценностям, навязанным им средствами массовой информации.

Однако, несмотря на давление и требования определенных профессий и культуры, одни люди имеют большую предрасположенность к развитию данной зависимости, а другие меньшую. Важным предиктором ее развития является стиль борьбы со стрессом. Значительное число трудоголиков — это люди, которые заглушают собственные печали и проблемы личной жизни компульсивным трудом. Это позволяет создать иллюзию избегания столкновения с неприятностями из других сфер жизни.

Психотерапевты придерживаются мнения, что образ жизни семей трудоголиков весьма схож. Прежде всего, ребенка учили не показывать свои чувства и, следовательно, не говорить о своих проблемах и заботах. Этот принцип объясняет более позднюю роль работы в жизни человека, подверженного рассматриваемому типу зависимости. Работа позволяет сформировать иллюзию того, что она помогает в облегчении проблем, негативных эмоций и даже вовсе «забыть» о них.

Потенциальный трудоголик, как правило, не получил безусловной любви от своих родителей. Он был вознагражден или строго наказан за действия, которые соответствовали представлениям родителей о «надлежащем» поведении. Чаще всего такой ребенок получает от родителей сообщение о том, что он должен быть сильным и успешным, а, если он не выполняет эти условия, с ним не будут считаться.

Признаки трудоголизма

Зависимый от трудовой деятельности человек живет под давлением большого количества обязательств, наложенных на него. Он постоянно занят, ему некогда отдыхать или встречаться с близкими. У подобных людей также существуют:

− потребность в контроле за работой других;

− страх за уровень собственной компетентности;

− постоянное переживание, связанное с идеальным выполнением порученных задач.

Результатом подобного мышления становятся заказы, необязательно связанные с образованием или специализацией, а также нежелание передавать их другим. Трудоголики регулярно берут работу на дом или в отпуск. Зачастую во время поездок они чувствуют напряжение, вызванное ее отсутствием.

Трудоголика можно распознать по его высказываниям, которые в основном касаются профессиональных вопросов и людей из коллектива. Важным сигналом является то, что подобные люди в диалоге зачастую теряют нить беседы, т. к. чрезмерно поглощены планированием или анализом того, как выполнить задание с предыдущего дня. Это не позволяет им сосредоточиться на происходящем здесь и сейчас. Таким образом, трудоголики испытывают трудности с получением информации, поступающей к ним.

Основной ценностью для одержимых работой является также время, из-за которого они косвенно пренебрегает межличностными отношениями. Для взаимодействий с людьми требуются встречи, беседы, обязательства, которые требуют времени, внимания, не связанных с работой. Такой человек весьма нетерпелив — агрессивно реагирует на ситуации, задерживающие преднамеренные действия. В связи с этим его раздражают очереди в магазине или в пробках. Зачастую трудоголики избегают подобных ситуаций и выбирают места и время суток, которые позволят ему оперативно решить вопрос и вернуться к своим обязательствам.

Зависимые от работы люди зачастую характеризуются крайним перфекционизмом, который регулярно приводит к неудаче, т. к. требования, которые они предъявляют к себе и другим настолько чрезмерны, что порой не могут быть удовлетворены. В свою очередь, подобный ход событий приводит к еще более значительной трате времени на работу. В итоге круг замыкается.

Истоки зависимости

Поначалу все выглядит достаточно невинно. Человек работает полный день, берет дополнительные часы или работает сверхурочно, а также много читает на профессиональные темы в свободное время. Постепенно, погружаясь в свою деятельность, пренебрегает родственниками, друзьями и увлечениями. Со временем появляются первые соматические и психологические симптомы, среди которых:

− беспокойство;

− депрессия;

− проблемы с концентрацией;

− постоянная усталость.

На следующем этапе трудоголик начинает замечать некоторые последствия чрезмерной деятельности, но не уменьшает темп, а порой даже увеличивает его. Лишь подобный способ тратить время и самореализовываться приносит ему удовлетворение. На поведенческом уровне трудоголик становится раздражительным и нетерпеливым в рабочей среде. Он относится с уважением и интересом исключительно к людям, которые работают также усердно, как и он. В свою очередь, соматические жалобы все больше набирают обороты, вызывая неприятные симптомы или требуя медицинского вмешательства.

Последний этап, свидетельствующий о глубокой зависимости, проявляется в росте высокомерного отношения к сотрудникам — трудоголик не только выражает уважение к людям, работающим в нерабочее время, но также демонстрирует презрение к тем, для которых семья и личная жизнь являются приоритетом. Зависимый, помимо свободного времени, также начинает относиться ко сну, как к врагу и спит всего 3–5 часов, посвящая остальное время вопросам, касающимся его профессии. Как это ни парадоксально, он становится менее эффективным, проявляет все меньшую креативность. Иногда трудоголики прибегают к помощи психоактивных веществ, которые должны стимулировать организм или смягчать стыд, связанный с ошибками. Таким образом, человек часто приобретает другую опасную зависимость.

Помощь трудоголику

Ущерб от рассматриваемой формы зависимости колоссален, т. к. он может привести к различным заболеваниям, сердечным приступам, кровоизлиянию в мозг, ожирению или заболеваниям суставов. Распространено также явление кароши (так называемая «смерть от переутомления»), которое впервые было зафиксировано в Японии. Смерть наступает в результате переутомления и воздействия длительного стресса, связанного с трудоголизмом, что является следствием и последней стадией зависимости от работы. По этой причине важно уметь отделять рабочее время от отдыха и относиться к отпуску не как к наказанию, а как к моменту восстановления сил, который повысит продуктивность, уровень здоровья и психического благополучия.

При обнаружении признаков трудоголика стоит рассмотреть решение о визите к специалисту, т. к. трудоголизм является зависимостью, а значит требует лечения. Психотерапия выступает способом восстановления здоровья, т. к. проблематика имеет строго психологическую основу. Лечение предусматривает:

− работу с убеждениями трудоголика и его лабильной самооценкой, которая зависит от достижений и внешних факторов, а не от внутреннего безусловного самопринятия;

− обучение выражению чувств;

− практика конструктивных способов разрядки чувств;

− обучение отделению рабочего времени от отдыха;

− приобретение навыка делегирования работы другим.

Разрыв с привычкой предполагает долгую и кропотливую работу над собой, однако подобное изменение достижимо и об этом необходимо всегда помнить в трудные моменты.

Литература:

  1. Асмаковец Е. С. Суицид и профессиональная деятельность // Омский Психиатрический Журнал. — 2014. — № 1
  2. Ловаков А. В. Трудоголизм: понятие, методики измерения, предикторы и последствия // Организационная психология, 2012. — Т. 2. — № 4
  3. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей, 2006. — М.: Когито-Центр. — 366 с.
  4. Юрьева Л. Н. Трудоголизм: факторы риска развития и признаки патологической зависимости // Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2015. — № 3. — С. 21
  5. Andreassen C. S. Workaholism: An overwiew and current status of the research // Journal of Behavioral Addictions, 2014. — 3(1). — pp. 1–11.
  6. Russel J., Cohn R. Workaholism. — VSD, 2013. — 92 p.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, свободное время, трудовая зависимость, одержимость работой, трудоголик, личная жизнь, профессиональная деятельность, рабочее время, рассматриваемый тип зависимости, сфера жизни.


Ключевые слова

работа, свободное время, трудоголик, трудовая зависимость, одержимость работой, личная жизнь

Похожие статьи

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков

Компьютерные игры сегодня — это реальный повод задуматься о негативном влиянии его на психическое здоровье ребенка. Школа, семья, одноклассники — являются одним из факторов, которые не всегда адекватно реагируют на потребности ребенка. Виртуальная жи...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Метафора в когнитивной лингвистике

Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как лю...

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Похожие статьи

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков

Компьютерные игры сегодня — это реальный повод задуматься о негативном влиянии его на психическое здоровье ребенка. Школа, семья, одноклассники — являются одним из факторов, которые не всегда адекватно реагируют на потребности ребенка. Виртуальная жи...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Метафора в когнитивной лингвистике

Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как лю...

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Задать вопрос