В середине 60-х годов на станциях железных дорог стран Бенилюкса, а также Португалии и Швейцарии с суточной переработкой на горке до 2500 вагонов формирование многогруппных составов рекомендовалось выполнять на свободных концах путей сортировочного парка в горловине, противоположной горочной. Если же суточная переработка превышала 2500 вагонов, то в таких случаях было рекомендовано часть путей сортировочного парка выделить в группировочный парк для формирования только многогруппных составов. Данный группировочный парк должен быть оборудован вспомогательной горкой малой мощности, расположенной со стороны хвостовой горловины основного сортировочного парка
Ключевые слова: сортировочный парк, секционирование путей, схема «елочка»
В качестве одного из возможных вариантов ускорения процесса формирования многогруппных составов было предложено выполнение секционирования путей сортировочных парков станции для переработки местного вагонопотока [1]. Указанное конструктивное решение позволяет формировать многогруппные составы практически без выполнения вытягивания/сборки и повторной сортировки вагонов (рис. 1).
Направление сортировки
Рис. 1 Секционирование путей для многогруппной подборки вагонов
На рис. 1 показан пример секционирования трех путей для подборки вагонов, которое позволяет без повторной сортировки формировать состав с числом групп, не превышающим семи (номера групп вагонов строго закреплены за соответствующими секциями). При этом следует отметить, что кроме ограничения числа групп в составе, при формировании на указанном устройстве также важным условием является ограничение длины каждой группы, которая не должна превышать длины закрепленной за этой группой секции. Сортировка вагонов осуществляется только их осаживанием с вытяжного пути на соответствующую секцию с помощью маневрового локомотива. Использование профилированного вытяжного пути или полугорки позволило бы сократить продолжительность сортировки вагонов по секциям, однако, при этом возникает проблема докатывания вагонов, имеющих назначение на дальние секции (секции № 3, 6, 7) ввиду незначительной высоты сортировочного устройства. Кроме того, недостатком предложенного устройства является фиксированная длина каждой секции, что может создавать дополнительные проблемы в случае, если длина некоторой группы вагонов превысит длину соответствующей секции.
Аналогичная конструкция для формирования двух- и трехгруппных поездов была предложена в [2]. Авторы указывают, что ввиду недостаточного путевого развития сортировочных парков для массового формирования групповых поездов, секционирование путей сортировочного парка при их достаточной длине позволит формировать как одногруппные, так и групповые поезда, что обеспечит сокращение как простоев вагонов на станции, так и объема маневровой работы на вытяжных путях формирования. При этом авторами были предложены выражения для определения необходимой длины сортировочных путей для накопления групповых поездов.
Одним из мероприятий по совершенствованию маневровой работы с многогруппными составами за рубежом, реализация которых требует существенных экономических ресурсов, является применение вспомогательных сортировочных устройств.
На ряде станций французских железных дорог того времени для интенсификации маневровой работы по формированию многогруппных составов также применялись вспомогательные сортировочные устройства. По мнению специалистов Франции, группировочные парки с длинными путями позволяют обеспечить одновременное формирование нескольких составов с помощью одной лишь сортировки вагонов, исключая все рейсы по их сборке, требующие больших затрат времени.
Приблизительно в это же время вспомогательные сортировочные устройства стали широко применять для формирования многогруппных составов на крупных сортировочных станциях Великобритании, а также США и Канады. Как правило, сортировка вагонов с помощью этих вспомогательных сортировочных устройств выполнялась на пути группировочного парка, имеющие небольшую длину. Число таких путей определялось максимально возможным числом групп вагонов многогруппного состава и степенью детализации назначений вагонов и могло достигать 10, а в отдельных случаях и свыше 20 путей; длина этих путей рассчитывалась, исходя из характера работы станции и количества вагонов в группах, и могла быть равной от 100 до 300 м.
Отмечена достаточная трудоемкость сортировочного процесса без использования горки. Учитывая это, автором был предложен ряд схем сортировочных станций для увеличения эффективности их работы по формированию многогруппных составов.
Одним из заслуживающих внимания предложений автора можно отметить схему сортировочной станции с горкой и вспомогательной полугоркой, применение которой позволит значительно сократить объем маневровой работы с местными вагонами.
Использование данной схемы предполагает предварительное накопление местных вагонов на путях вспомогательного парка, после чего они сортируются с полугорки на пути вспомогательного сортировочного парка.
Рис. 2. Схема сортировочного парка станции с горкой и полугоркой
При необходимости вагоны повторно подаются на полугорку до завершения формирования многогруппного состава. При этом практически не используются мощности основной сортировочной горки и основного подгорочного парка.
Несмотря на высокую эффективность применения данной схемы, по сравнению с традиционными схемами, она все же не позволяет полностью исключить маневровую работу по многогруппной подборке вагонов из процесса формирования массового потока составов.
На железных дорогах Японии в этот период нашла применение более эффективная схема путевого развития, получившая название «елочка» (рис. 3). Данная конструкция располагалась последовательно с сортировочной горкой и позволяла пропускать вагоны определенных групп на выделенную им секцию. Для того чтобы вагоны не могли проследовать с одной секции путей на другую, в конце каждой секции устанавливалось убирающееся устройство для остановки вагонов — стоппер, данное устройство приводилось в нерабочее положение на последнем этапе формирования — при соединении всех вагонов, находящихся на левом и правом путях, их вытягивании и соединении двух получившихся частей состава.
Направление сортировки
Рис. 3. Схема путей типа «елочка»
Представленная на рис. 3. схема позволяет избежать повторной сортировки вагонов и значительно снизить загрузку маневрового локомотива, в результате чего сокращаются эксплуатационные расходы на формирование многогруппных составов.
Учитывая недостатки при использовании полугорки или схемы путей типа «елочка», в работе была предложена оригинальная схема сортировочного парка с горкой и полугоркой, имеющая достаточно сложную конструкцию, а также разработана соответствующая технология формирования местных поездов с ее использованием. При этом следует отметить значительную сложность эксплуатации указанной системы, что требует детальной оценки ее эффективности.
Литература:
- Аксёнов, В. И. Эффективность секционирования путей сортировочных парков станции для переработки местного вагонопотока / В. И. Аксёнов, М. Н. Норматов // Совершенствование методов организации движения поездов, грузовой работы и проектирования станций. — Ташкент, 1974. С. 44–51.
- Абуладзе, Л. В. Развитие схем сортировочных станций для широкого внедрения прогрессивной технологии работы и повышения их перерабатывающей способности / Л. В. Абуладзе, А. Г. Биченов // Тез. докл. и сообщ. XII всесоюз. научно-техн. совещания — К. — 1984. — С. 39–41