Ключевые слова: государственная поддержка, АПК, агропромышленное предпринимательство, сельское хозяйство, товаропроизводитель, государственное регулирование
Амурская область в силу своего географического положения и климатических условий, исторически является сельскохозяйственной житницей Дальнего Востока, а ее агропромышленный комплекс — важнейшей составной частью экономики области, где производится жизненно важная сельскохозяйственная продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал [2].
Роль государства в рыночных условиях предназначается в создании эффективной экономической системы, с помощью которой становится возможным создать условия для роста экономики, решения социальных проблем, а также развития сельского хозяйства и прочих приоритетных отраслей. Регулирование агропромышленного комплекса на региональном уровне целесообразно осуществлять комплексное и системное для создания необходимых финансовых и социальных условий, с целью обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимым уровнем доходов, а население — продуктами питания.
В настоящее время в Российской Федерации государственная политика, направленная на развитие сельского хозяйства на дальневосточных территориях, сформирована достаточно четко и подкреплена значительными финансовыми ресурсами. В регионе сегодня действуют федеральный и региональный уровни государственной поддержки сельского хозяйства. Одним из важнейших инструментов государственной поддержки сельского хозяйства являются федеральные и региональные целевые программы, с помощью которых можно конкретизировать усилия для системного и комплексного решения среднесрочных и долгосрочных проблем в регионе, касающихся сельского хозяйства.
Для комплексного развития региона в аграрной сфере на территории Амурской области действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области». Период действия программы с 2014 -2025гг. Программа включает все формы собственности предпринимательства. Подпрограммы по своему содержанию и структуре охватывают основные направления развития и сферы деятельности предприятий агропромышленного комплекса, в том числе: производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, кадровые ресурсы, устойчивое развитие сельских территорий, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.
Задачами подпрограмм государственной программы являются:
− предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственного оборота и восстановление мелиоративного фонда;
− использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с повышенной эффективностью;
− недопущение выбытия сельскохозяйственных угодий в результате подтопления;
− модернизация кадрового обеспечения, системы консультационного и информационного обеспечения агропромышленного комплекса;
− увеличение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе и повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
− наращивание уровня обустройства населенных пунктов, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, расположенных в сельской местности;
− предупреждение и устранение болезней животных, а также увеличение поголовья животных специализированных и мясных пород и помесных животных [1].
В таблице 1 представлены результаты реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области».
Таблица 1
Государственная поддержка подотраслей сельского хозяйства Амурской области
Наименование Подпрограмм |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Всего, тыс. рублей |
Факт, тыс. рублей |
Факт, тыс. рублей |
Факт, тыс. рублей |
||
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» |
920 018,00 |
547 938,00 |
269 713,00 |
1 737 669,00 |
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель области» |
5 578,00 |
25 907,00 |
10 305,00 |
41 790,00 |
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» |
134 656,00 |
157 355,00 |
174 558,00 |
466 569,00 |
«Развитие мясного скотоводства» |
20 000,00 |
509,00 |
24 429,00 |
44 938,00 |
«Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области» |
159 200,00 |
152 204,00 |
164 686,00 |
476 090,00 |
«Поддержка малых форм хозяйствования» |
126 955,00 |
115 187,00 |
85 716,00 |
327 858,00 |
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» |
400,00 |
87 739,00 |
19 343,00 |
107 482,00 |
«Устойчивое развитие сельских территорий» |
62 377,00 |
163 719,00 |
23 842,00 |
249 938,00 |
«Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы» |
74 406,00 |
65 628,00 |
609 955,00 |
749 989,00 |
«Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» |
16 000,00 |
137 408,00 |
33 000,00 |
186 408,00 |
«Развитие молочного скотоводства» |
119 115,00 |
139 774,00 |
28 205,00 |
287 094,00 |
«Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» |
97 709,00 |
147 632,00 |
203 456,00 |
448 797,00 |
«Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» |
13 714,00 |
56 128,00 |
- |
69 842,00 |
Итого получено по государственной программе |
1 750 126,00 |
1 797 126,00 |
1 647 207,00 |
5 194 459,00 |
По данным таблицы 1 видно, что общий объем финансирования по государственной программе за 3 года составил 5 194 459,00 тысяч рублей консолидированного бюджета, состоящего из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет средств иных внебюджетных фондов.
За 3 года реализации программы, рассматриваемые в таблице, на подпрограмму «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» выделено 1737669,00 тысяч рублей.
Организациям, занимающимся сельским хозяйствам в области растениеводства, направлена поддержка на производство зернобобовых и зерновых культур. Государством оказывается помощь в возмещении части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, а также на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и части затрат на уплату страховой премии. Проводятся работы по восстановлению мелиоративного фонда за счет проведения культурно-технических мероприятий, с помощью которого обеспечивается плодородие сельскохозяйственных земель [3]. В 2018 году объем работ составил 872,2 га, выделено 10305,00 тысяч рублей. За период исследования на подпрограмму «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель области» затрачено 41790,00 тысяч рублей.
В области животноводства на «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и «Развитие мясного скотоводства» выделено 466569,00 и 44938,00 тысяч рублей соответственно. Работа нацелена на поддержку организаций, занимающихся производством и реализацией яиц, производством птицы и скота на убой, возмещение части затрат на развитие сельскохозяйственного производства крупного рогатого скота, рыбы. На приобретение электрической энергии, используемой в животноводстве и возмещение части процентной ставки по кредитам. На предприятиях, специализирующихся на птицеводстве объем производства яиц составил 329,6 млн. штук. Также с помощью государственной поддержки выращено 27 тыс. тонн товарной рыбы.
На поддержку малых форм хозяйствования выделено 327 858,00 тыс. рублей за 3 года исследования. Образованно 76 новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших собственные проекты создания и развития хозяйств. Количество построенных и реконструированных семейных животноводческих ферм составило 16 единиц.
Финансирование по подпрограмме " Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» с 2016–2018 гг. выделено в сумме 107 482,00 тыс. рублей. Количество приобретенной прочей сельскохозяйственной техники и оборудования — 694 единицы. Обновление арсенала основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2018 году: тракторы — 100 %; комбайны зерноуборочные 85,71 %.
На «Устойчивое развитие сельских территорий» за 3 года выделено финансирование в сумме 249 938,00 тыс. рублей. С помощью средств, направленных на данную отрасль, приобретено 8,7714 тыс. кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
Подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» за исследуемый период выделено 186 408,00 тыс. рублей. Валовой сбор овощей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также индивидуальных предпринимателей составил 119,958 тыс. тонн, а именно картофель — 86,387 тыс. тонн; овощи открытого грунта — 30,401 тыс. тонн; овощи в зимних теплицах — 3,17 тыс. тонн.
На «Развитие молочного скотоводства» выделено 287 094,00 тыс. рублей. В 2018 году производство молока в натуральном выражении составило 53,7 тыс. тонн, по сравнению с прошлым годом продуктивность молочного производства увеличилось на 15 %. За 3 года исследования производство молока в хозяйствах всех категорий составило 423,5 тыс. тонн. Производство масла сливочного — 2,052 тыс. тонн.; производство сыров и сырных продуктов — 0,42 тыс. тонн. Объем субсидируемых краткосрочных кредитов составил 997,00 млн. рублей [4]. Прирост поголовья коров молочного направления составил 474 головы.
На «Поддержку племенного дела, селекции и семеноводства» направлено 448 797,00 тыс. рублей. Сохранность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных за 3 года составила100 %.
Подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» выделено финансирование в сумме 69 842,00 тыс. рублей. Ежегодное увеличение мощностей современных элеваторов и зернохранилищ, составляет 80000 тыс. тонн. Государством выделено 9710,34 млн рублей. субсидируемых краткосрочных кредитов по данному направлению.
Следовательно, вывод по итогам проведенного анализа можно сделать такой. Намеченные государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» мероприятия реализуются в соответствии с принятыми планами и установленными сроками. Но уровень экономической эффективности сельскохозяйственного производства и производительности труда недостаточно высокий в сравнении с другими отраслями экономики. Усложняют развитие отрасли погодные условия, рост цен, отсутствие инвестиций. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионе, не способствует формированию благоприятных условий для эффективного развития агропромышленного комплекса региона, созданию новых рабочих мест и закреплению работников аграрных профессий и выпускников аграрных учебных заведений на предприятиях агропромышленного комплекса. Повышение качества и уровня жизни сельского населения, создание комфортабельных условий для жизни на селе, требует принятия мер, направленных на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий, а также для решения демографических проблем.
Литература:
- Паспорт государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ob.fin.amurobl.ru/analitika/gosudarstvennyye_programmy/pasport_gp
2. Об итогах работы агропромышленного комплекса Амурской области 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agro.amurobl.ru/pages/agro_komp/itogi-raboty
3. Об итогах работы агропромышленного комплекса Амурской области 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agro.amurobl.ru/pages/agro_komp/itogi-raboty
4. Об итогах работы агропромышленного комплекса Амурской области 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agro.amurobl.ru/pages/agro_komp/itogi-raboty