Рассматривается проблема речевого развития детей с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется письменной речи и подготовке к письму. Описан сравнительный анализ подготовки к письму детей с РАС.
Актуальность исследования . Вопросам обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) посвящены исследования многих ученых. Но и сейчас проблема психолого-педагогического сопровождения детей с РАС остается нерешенной. Причем, очень мало исследований, посвященных анализу речи и развитию речи у детей с РАС. В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался без учета заболевания РАС такими учеными, как Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Дж. Миллер, А. А. Леонтьев, Л. П. Федоренко и др.
Большой вклад в изучение расстройства аутистического спектра внесли отечественные ученые А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, С. С. Мнухин, А. В. Павлов, предположившие, что причиной детского аутизма является особая органическая недостаточность Центральной нервной системы (ЦНС) [3].
К. С. Лебединская, О. С. Никольская предложили возможные причины, обусловливающие развитие РАС: заболевания центральной нервной системы, психогенный аутизм, шизофреническая этиология, заболевания обмена веществ, некоторые хромосомные патологии [2].
А. В. Павлов выявил особенности устного дискурса детей с РАС в сопоставлении с речью детейтипичного развития и описал проблемную сферу — оперирование референциальными средствами, в том числе в выборе между полными и редуцированными референциальными выражениями [4].
К. М. Туганбекова, А. Т. Арбабаева, У. Н. Мадетова считают, что при РАС имеет место нарушение речи и языка и в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации. Речевые расстройства — это следствие нарушений общения, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.
Н. Б. Лаврентьева называет главным фактором в обучении детей с РАС организацию учебного поведения, так как при обучении детей с аутизмом, примерно 95 % времени занятия отводится организации учебного поведения ребенка [1].
Изучение научной литературы позволило сформулировать цель нашего исследования — выявить особенности методов развития мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра, как важной ступени подготовки руки к письму.
Объект исследования — младшие школьники с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования — письменная речь младших школьников с РАС.
Задачи исследования : изучить эволюцию взглядов на РАС и подходы к онтогенестическому развитию письменной речи в исследуемой особенности развития мелкой моторики; разработать комплекс мер для развития письменной речи и изображения речевых знаков у детей с РАС на основе мелкомоторных задач, упражнений, психологических игр, дидактических игр; провести сравнительный анализ развития мелкой моторики и готовности детей с РАС к использованию письменной речи.
Для решения задач исследования был необходим методический и психологический инструментарий, который бы обеспечил достаточно тонкую и дифференцированную оценку структуры и динамики развития мелкой моторики и готовности к использованию знаковых систем в письме. В связи с данной необходимостью была разработана шкала качественной оценки развития обозначенных проблем.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие младшие школьники КОУ ВО «Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции». Всего участвовали 15 обучающихся. Исследование началось в сентябре 2019 года. Всего было два мониторинговых среза — в марте 2020 и конец августа — начало сентября 2020 года. Исследование будет продолжаться до 2022 года.
Методы исследования: сортеры по различным тематикам (домик с ключами, корзина с цветами, машина с геометрическими фигурами и др.); игровой набор «Климо» (грибы и ягоды); дидактический набор Knora «Домашние и дикие животные»; игрушки для развития мелкой моторики «Восемь идей»; дидактическая игра для развития мелкой моторики «Кто что ест?»; дидактическое пособие «Умные бусы»; дидактический куб «Цвет, форма, счет»; дидактический набор «Винты и гайки»; пазлы «Противоположности»; набор для развития мелкой моторики «Веселые крышки» и др.
В качестве контрольных использовались: дидактический сортер «Дом с шестью ключами»; дидактическое пособие «Умные бусы» (буквы и слоги); игровой набор «Paremo»; Бизиборд Woodle «Люкс» односторонний. Брусника; набор для письма и рисования.
Результаты исследования и их обсуждение
Первичное исследование младших школьников с РАС позволило выявить сходство и различие речи, воображения и мышления детей с расстройством аутистического спектра, а также расширить научные представления о письменной речи и понимании такими детьми знаковой системы. Сходство всех детей с РАС в том, что сюжетно-ролевые игры и любые другие игры, требующие вообразить сюжет, представить игровую ситуацию для них практически невыполнимы. У большинства хорошая отраженная речь, они прекрасно запоминают считалки, повторяют за психологом сложные грамматические конструкции, но не могут вообразить, например, что будет чувствовать заяц, если за ним погонится волк, что будет делать и как можно обмануть волка.
Что касаемо игр, используемых как методы исследования, то здесь есть положительные результаты, которые сведены в таблицу. Оценка полученных знаний и навыков оценивалась в баллах: 0 — изменений не произошло; 1 — незначительные изменения имеются; 2 — уровень развития средний; 3 балла — уровень развития высокий. Отметим, что наивысший балл получен по некоторым упражнениям и несколькими обучающимися. В таблице показаны среднеарифметические значения.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития мелкой моторики у детей с РАС
№ |
Контрольно-измерительные средства |
Сентябрь 2019 |
Март 2020 |
Сентябрь 2020 |
1 |
Дидактический сортер «Дом с шестью ключами» |
1,45 |
2,01 |
2,03 |
2 |
Дидактическое пособие «Умные бусы» (буквы и слоги) |
0,67 |
1,23 |
1,25 |
3 |
Игровой набор «Paremo» |
1,05 |
1,19 |
1,20 |
4 |
Бизиборд Woodle «Люкс» односторонний. «Брусника». |
0,49 |
1,48 |
1,46 |
5 |
Свободное рисование |
1,37 |
2,22 |
2,24 |
Таким образом, сравнив полученные данные, мы видим, что при регулярных занятиях с сентября 2019 по март 2020 были замечены значительные сдвиги в развитии моторики и подготовки руки к письму. С марта 2020 по сентябрь 2020 при отсутствии регулярных занятий результаты практически не изменились, и даже стали хуже. Это подтверждает правильность выбранных средств и методов для развития мелкой моторики и подготовки руки детей с РАС к письму и школьному обучению, а также формированию письменной речи. Более наглядно видны изменения на диаграмме.
Рис. 1. Сравнительный анализ развития мелкой моторики у детей с РАС
Результаты проведенного исследования существенно расширяют представления о применимости психолингвистических методов в развитии моторики как средства подготовки детей с РАС к письму и изучению письменной речи.
Литература:
- Лаврентьева Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: диссертация... кандидата педагогических наук: — Москва, 2008. — 285 с.
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1981.
- Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме раннего детского аутизма // Журн. невропатол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. –1967. — № 10. — С.1501–1506.
- Павлов А. В. Особенности устного дискурса детей с расстройствами аутистического спектра // Проблемы онтолингвистики — 2016: материалы ежегодной международной практической конференции (Санкт-Петербург, 23–26 марта 2016 г.). — Иваново: ЛИСТОС, 2016. — С. 386–390.