В статье рассматривается обоснование применения системного подхода для оптимизирования творческих процессов проектирования. Затрагивается основа оптимизации таких процессов. Обращается внимание на наиболее часто встречающиеся типовые упущения оптимизации процессов.
Ключевые слова: творческий процесс проектирования, оптимизация, проектирование, системный подход, метод.
Новые достижения в сегодняшнем мире в области науки, в создании современных технологичных материалов, в способах производства продолжают расти. Это способствует наращиванию конкурентной борьбы между большими и малыми предприятиями. «Завоеванный» интерес покупателей и пользователей помогает производителям иметь под их влиянием устойчивый сегмент рынка. Соответственно требуется такая организация и оптимизация процессов проектирования, в особенности творческих процессов, которые ускорят и упростят его, показывая высокую результативность в современных условиях.
Для создания новаторских проектов необходима взаимосвязь нескольких областей, схожих с той областью, в которой происходит разработка. Однако в настоящий период времени тема оптимизации творческих процессов проектирования недостаточно освещена. В статье предпринята попытка изучить творческий процесс, как основополагающий элемент в проектировании, выявить проблему и особенности творческого процесса проектирования, также предлагается и обосновывается использование системного подхода, как отправной точки для оптимизации таких процессов.
Творческий процесс является неотъемлемой частью проектирования, как в промышленном дизайне, графическом, средовом, ландшафтном, дизайне костюма, дизайне интерьера, web-дизайне и т. д. Особенность такого процесса — это решения сформулированных задач, которые ищутся в контексте не до конца определенных начальных сведений и оснований, исходя из которых оценивается итог работы. Можно отметь, что руководство над целым дизайн-проектом, прежде всего, означает руководство над творческим процессом проектирования.
Проектирование — многоуровневый комплексный процесс, направленный на создание определенного прототипа какого-то еще не состоявшегося явления, объекта и т. п. со свойствами либо характеристиками, которые были изначально туда вложены. Отличающая черта такой деятельности кроится в материале, который предстает в знаковой форме, а не в вещественной, как было во времена ремесленничества. Такой процесс следует охарактеризовать как деятельность мыслительную, рассматривать её со стороны разработки предмета проектирования и со стороны своеобразия знакового конструирования.
Один из крупнейших специалистов в области психологии художественного творчества Павел Максимович Якобсон фиксировал несколько стадий творческого процесса, как такового: первая стадия — время интеллектуальной готовности, вторая — выявление проблемы, третья — возникновение идеи, параллельно формулируется задача, четвертая — обнаружение ответа, пятая — обретение принципа открытия, шестая —видоизменение принципа в схему, седьмая — оформление техническое [2].
К главным чертам творческого процесса проектирования относят определение уровня исполнения, активность и неизвестность. Они благоприятствуют появлению возможности видоизменять форму и характер поступившей информации, отступая от определенной последовательности, выбирать конкретные варианты подхода к работе [1].
Процессы, возникающие в результате деятельности человека, находятся в какой-то степени под антропогенным влиянием. Это делает их уязвимыми. Недостаточно организованный процесс проектирования хоть на одном из его этапов может нанести урон всему проекту в целом. Кроме того, нужно учитывать, что каждое выбранное решение, внедренное действие влекут за собой последствия.
Справиться с вышеизложенными проблемами можно опираясь на надежный, выверенный подход. Все эти факторы и особенности нуждаются в системе, с конкретной логикой и порядком.
Системы находятся вокруг каждого из нас, мы постоянно взаимодействуем с ними. Поэтому следует указать понятие: «Система — средство организации функций частиц, которые связаны друг с другом, для достижения поставленной цели».
В свою очередь, система способна выстраиваться из большого количества мельчайших систем или быть частью полномасштабной системы [3]. Человек — это своеобразная сложная, функциональная система, вступающая взаимосвязь со средой. В теории систем, среда является набором объектов, чьи свойства, претерпевая видоизменения, оказывают непосредственное влияние на систему, либо наоборот, как раз таки из-за направленных действий системы объекты преображаются.
Бытие определяет сознание человека. Благодаря влиянию среды у дизайнера возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ.
Организация творческого процесса проектирования кодирует композицию создаваемого объекта и выявляет дальнейшее устройство его восприятия. Требуется четко осознавать на данном этапе проектирования, что будет видеть конечный потребитель и каким образом он сможет постичь, предложенный ему результат деятельности [4].
Оптимизация творческого процесса проектирования оказывает помощь в формировании новых художественно-технических решений, минимизирует случайности. Во избежание трудностей в дальнейшем, особое внимание следует уделить типовым просчетам, возникающие при оптимизации процессов.
Позиция погружения в малозначительные подробности, которые никоим образом не связаны с эффективностью проектирования. На деле предстает в виде решения, к примеру, каких-то творческих задач, довольно непрямо действующих на итог проектирования. Поэтому оптимизация должна стартовать с оценки всех процессов проектирования, создавая целостность.
Неосознанный, подсознательный подход к оптимизации процессов взамен на применение технологий. Причина этого кроится в недостатке совершенствования методов оптимизации процессов проектирования. Дизайнеры, проектировщики, пытаясь оптимизировать свою деятельность, не опираясь на определенные законы логики, закономерности, допускают оплошность.
Исходя из вышеперечисленного, лучшей основой для достижения оптимизации является системный подход. В основе оптимизации творческого процесса проектирования с использованием такого подхода лежит состыковка элементов «системной триады», в которую входят: цели, они дают определение сути создания в творческом процессе, существования проекта и его составляющих; активности, предстающую в разных формах, которая участвует и помогает в реализации цели; структура организационная, доминирующая в укладе организации.
Следует указать на отечественных авторов, изучавших и выступавших за системный подход, — В. В. Титова, работавшего над применением системного метода к техническим системам, Г. П. Щедровицкого, а также О. И. Генисаретского, которые описывали системомыследеятельной подход и разбирали принципы методологии. Дж. О`Коннор издал работу, на тему о системном мышлении, у Д. А. Азрикана, промышленного дизайнера, придумавшего и сумевшего внедрить метод Дизайн-Программирования, есть исследование, которое посвящено системному подходу в области дизайна и т. д.
Принцип системного подхода в процессе проектировании состоит в том, что разработка системы должна опираться на организованное изучение как объекта, так и системы в целом. Такой принцип значительно упрощает, обеспечивает целостное понимание многообразных систем, увеличивает скорость процесса проектирования, минимизирует допущение ошибок, потому что системные методы выстроены по законам логики, гармонии и обладают возможностью контроля. Системный подход основан на созидательном применении достижений системотехники для разработки методики художественного проектирования.
Литература:
- Степанов А. В. Архитектура и психология: Учебное пособие для ВУЗов/ А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — М.: Стройиздат. 1993.-290с.
- Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934
- О`Коннор Дж, Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: пер. с англ.. -4-е изд. Москва: Альпина Паблишерз, 2010, 251, [3] с.: ил.; 22 см.
- Эстетические ценности предметно-пространственной среды /А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.: Под общей редакцией А. В. Иконникова, ВНИИТЭ. М.: Стройиздат, 1990.-335с.