Статья является методической разработкой деловой игры. Через «собеседование» с исторической личностью учениками осваивается биографический (исторический) и обществоведческий материал. Деловая игра направлена на развитие основных метапредметных умений.
Ключевые слова: деловая игра, собеседование, история, обществознание, группа, метапредметные умения, школа, рефлексия, аналитика, соискатель.
Author describes the method of a business game. Through «interviewing» a historic person not only do the pupils study their biography (historical context), but also learn about the social context. The game is targeted at developing basic cross-curricular skills.
Key words: business game, interview, History, Social Studies, group, cross-curricular skills, school, reflection, analytics, candidate.
На уроках истории часто нет возможности остановится подробно на биографии той или иной личности, а личности в истории встречаются весьма примечательные. Как же быть? Учитель может рассказать интересно и увлекательно, но как тогда быть с выполнением программы и развитием учеников? Можно давать ученикам темы для докладов, развивать их способности работать с информацией и монологическую речь докладчика, но нет уверенности, что другие ученики будут их слушать. Конечно, можно применить приёмы активного слушания, то есть формулирование вопросов, «до и после», но обратит ли внимание докладчик на те моменты биографии, которые хотелось усилить?
Выход из этих затруднений пришел неожиданно на одном из уроков обществознания в 9 классе, во время изучения темы трудового законодательства и процесса устройства на работу: родилась идея урока-собеседования!
Замысел заключается в том, чтобы «устроить» на работу какую-нибудь историческую личность, отправить ее на собеседование в нашу школу или крупную компанию в нашей или другой стране, разумеется, на руководящую должность — личности-то в истории масштабные. Для этого нам потребуется объединить исторический материал с социальным. В части истории нужно будет достаточно подробно узнать биографию и роль личности в историческом процессе, со стороны курса обществознания выяснить, как должен вести себя человек на собеседовании, а также понять и примерить на себя роль принимающей стороны, то есть отдела кадров, «представители» которого и будут проводить собеседование. Таким образом, данный формат урока позволяет создать условия для формирования большого количества, личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий и соответственно развития метапредметных компетентностей.
Цель такого рода деловой игры можно сформулировать так: интерпретация исторического и социального теоретического материала для решения актуальной практической задачи старшими школьниками.
Деловая игра «Историческое-собеседование» проходит в 3 основных этапа:
– этап подготовки;
– деловая игра;
– рефлексия.
На этапе подготовки игры ученики распределяются по группам:
– соискатель;
– внешняя аналитика;
– фактическая аналитика;
– HR-группа (кадровики).
Количество участников каждой группы определяется учителем или количеством учеников, желающих принять активное участие в игре.
Из учеников, не задействованных в «игре», либо сформировать группу экспертов, которые, разработав собственные критерии, будут оценивать весь процесс в целом или каждую группу в отдельности, либо предложить им подготовить вопросы для участников игры на этапе рефлексии.
Для более качественной подготовки и работы групп учитель может подготовить участникам материалы, ссылки с необходимой информацией: общие правила собеседования, самопрезентации, языка жестов; материалы по проведению интервью с кандидатами на должность, выявляющие его предрасположенность к работе в команде или индивидуально, руководить или подчиняться, проектные направления или рутинные процессы и так называемую «модель успеха» и т. д.
Первая группа, «соискатель», состоит из одного, максимум — двух человек. Это — соискатель рабочего места и, возможно, его технический помощник — человек, который будет помогать искать информацию и готовить выступление. Задачи этой группы:
– изучить биографию и исторический путь выбранной личности;
– выяснить правила поведения соискателя на собеседовании;
– усвоить правила самопрезентации (язык телодвижений, речевые приемы);
– интерпретировать исторический материал таким образом, чтобы выглядеть в глазах «работодателя» в выигрышном свете;
– быть готовым объяснить «незавидные» моменты биографии так, чтобы они не испортили общее впечатление о соискателе.
Эта группа — одна из основных. От качества ее подготовки и «вхождения» в роль зависит половина успеха всей игры. Участники этой группы, вероятнее всего, получают наиболее весомое развитие различных компетенций. Действительно, изучение биографии, правил самопрезентации и непосредственно проживаемый опыт группового собеседования дает наиболее эффективный образовательный результат. При этом, формат игры и понимание того, что информацией владеет не только «герой», развивает критическое мышление и требует более глубокого анализа информации по сравнению с обычным представлением в форме пересказа или сообщения.
Вторая группа — группа внешней аналитики — состоит из двух и более участников. Задачи группы:
– изучение правил самопрезентации;
– изучение и «чтение» языка телодвижений;
– отслеживание грамотности речи выступающего;
– разработка критериев оценки внешнего вида, поведения и речи соискателя;
– аргументированная оценка и вывод по поведению соискателя.
Работа этой группы развивает различные метапредметные навыки. Так, соотнесение теоретической информации с информацией, поступающей в процессе наблюдения за поведением реального человека — навык переработки информации — анализ, синтез, интерпретация. Опыт разработки критериев оценки, а также работы по этим критериям в роли эксперта — оценка своих действий и соотнесение их с действиями другого, оценить правильность выполнения познавательной задачи, и, что не менее важно, выстроить правильную коммуникативную модель при «экспертном» оценивании, это очень непросто дается детям подросткового возраста.
Третья группа — фактическая аналитика. Эта группа может состоять из неограниченного числа участников, но педагогу в этом случае необходимо грамотно выстроить работу многочисленной группы, чтобы каждый ученик занимал активную познавательную позицию, а также рассчитывать время, которое уйдет на работу большой группы.
Задачи этой группы:
– изучение биографического пути соискателя;
– выявление в выступлении соискателя фактических ошибок;
– формулирование вопросов на уточнение представленного фактического материала;
– формулирование вопросов, содержащих просьбу прокомментировать ту или иную историческую ситуацию, сознательно или бессознательно упущенную соискателем;
– аргументированная оценка и вывод о работе соискателя с фактическим материалом.
Работа этой группы развивает такие метапредметные умения как: организация совместной познавательной деятельности с одноклассниками, переработка информации, критическое мышление, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов.
Четвертая группа — это группа «кадровиков» — «HR-группа». В ее состав входит от двух до пяти человек. Задачи этой группы провести финальную часть собеседования, заключающуюся в непосредственном интервью состоящего из вопросов и CASE-заданий соискателю для выявления его потенциала и формулирования его характеристики как работника.
Задачи этой группы:
– изучить материал по проведению интервью;
– сформулировать или выбрать важные и интересные (с точки зрения целей данной группы) вопросы;
– выработать тактику интервью и взаимодействия внутри группы;
– провести интервью;
– сформулировать аргументированную характеристику исторической личности как работника организации;
– прийти к совместному итогу — принять на работу или отказать соискателю.
Работа этой группы также является определяющей, ведь от уровня ее подготовленности зависит качество всей деловой игры. Как и ученик, находящийся в роли соискателя, участники этой группы должны пройти по тонкой грани понимания сути игры, так как, интервьюируя историческую личность, они должны говорить и с учеником (своим современником) тоже. В свою очередь ученик-соискатель тоже понимает, что, отвечая на вопросы «HR-группы», должен отвечать от лица исторической личности, исходя из своего понимания биографии и характера этой личности. То есть важно понимать, что во времена, из которых к нам на собеседование пришла историческая личность, не было тех ситуаций, в которые ее ставят современные CASE-задания группы кадровиков. Есть, конечно, вариант, при котором и HR-группа переработает свои задания сообразно эпохе соискателя и CASE — «Вы прилетели в незнакомый город на очень важную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни денег, ни документов. Ваши действия?» должен будет превратиться в CASE — «Вы прибыли с дипломатической миссией в страну неприятеля. Через час Вы должны быть у принимающей стороны. Сходя с корабля, Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни верительной грамоты, ни рекомендательных писем. Ваши действия?». Этот вариант может быть интересен, но потребует более глубокого погружения в эпоху и будет больше похоже на спектакль, нежели на деловую игру и решать будет другие задачи.
Работа этой группы предполагает развитие командного взаимодействия с целью выведения соискателя на «чистую воду», определения его способности к командной или индивидуальной работе. Выявит его тип референции и т. п. Для чего разрабатывают перечень вопросов, в рамках которого происходит интервью. Иначе говоря, задавая провокационные вопросы, перекрестным способом, группа пытается получить непосредственную реакцию, а не «заготовку» соискателя. Важно отметить, что в группе происходит работа с информацией полученной от других групп для представления полной картины и принятия окончательного решения по соискателю. В работе этой группы следует особо выделить формирование таких метапредметных умений как гибкость мышления, поиск аналогий и умение вести диалог.
На этапе проведения игры группы выступают поочередно — соискатель — внешняя аналитика — фактическая аналитика — HR-группа. После выступления всех групп, группы внешней и фактической аналитики, выступает с заключительным словом, подводя аргументированный итог своей работы с данным соискателем. В результате у HR-группы складывается окончательная картина и она формулирует свой аргументированный итог собеседования.
Важным этапом является рефлексия. Замечу, что и без рефлексии игра может пройти очень успешно, но без личностного прироста, а также реального понимания собственных дефицитов и настоящего успеха. В процессе анализа и озвучивания того, что было сделано в процессе «игре», для «игры», почему она удалась или нет, какие моменты можно усилить в работе кого-то из участников или групп, что можно улучшить в следующий игре, происходит осознание важности и полезности проделанной работы, а значит результат «игры» будет значительней. Если провести два подряд собеседования, то рефлексия может быть глубже так как, на фоне сравнения, многие моменты проступают ярче и лучше поддаются осмыслению и анализу
Таким образом, урок — игра-собеседование, является мероприятием, влияющим на развитие основных групп метапредметных умений:
− умение планировать и осуществлять свою деятельность;
− умение работать в коллективе;
− умение осуществлять познавательные действия;
− коммуникативных умений.
Также можно заметить, что этот формат урока можно использовать для проведения интегрированного мероприятия в любой предметной области, ведь на собеседование может прийти физик или химик со своим открытием, инженер с изобретением и т. д., а для их оценки понадобятся соответствующие предметные знания.