В статье рассмотрены вопросы внедрения цифровых технологий в нефтяной отрасли, а также новые возможности цифровых технологий, которые позволят увеличить точность моделирования и рентабельность извлекаемых запасов нефти.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая трансформация.
Интерес российских нефтяных компаний к цифровым технологиям направлен на существенные изменения в структуре добычи нефти. Наша страна огромная и Россия владеет большой ресурсной базой, которая при развитии цифровых технологий позволит поднять позиции на мировом нефтяном рынке. Также цифровые решения позволят ускорить процесс внедрения и адаптации технологий и снизят их стоимость. Внедрение новых цифровых технологий также позволит повысить точность моделирования и прогнозирования, что повысит коэффициент подтверждения рентабельности извлекаемых запасов нефти. Современные решения в разведке и добычи нефти, а именно цифровизация позволят повысить конкурентоспособность углеводородного сырья, снизив стоимость освоения запасов и увеличив объем предложения нефти.
Цифровая деятельность российских компаний в современных условиях трансформации интеграционных процессов становится для отечественной экономики одним из наиболее важных направлений повышения экономической безопасности. В связи с этим возникает необходимость более глубокого и всестороннего анализа и оценки цифровой активности как государства, так и корпоративных бизнес- структур.
Изменение политических направлений и трансформационные процессы, происходящие в отечественной экономике, определяют неизбежные структурные изменения и активизацию цифровой направленности промышленности. Последние десятилетия национальная экономика России под влиянием интеграционных процессов и глобализации, усиления конкуренции в мировой экономике и интернационализации хозяйственной деятельности привела к снижению значения российского производителя малого и среднего бизнеса, но к увеличению места и роли в социально-экономическом развитии страны крупных бизнес-структур, корпораций.
Конкурентоспособные компании в своей деятельности придерживаются принципа: инноваций.
Принцип «инновации» предполагает скорейшее внедрение новых научных разработок и их коммерциализацию. Современная цивилизация придумана и создана творцами: изобретателями, новаторами, предпринимателями, поэтами. Нововведения, являясь одним из основополагающих принципов развития общества, определяют всю инновационную деятельность как локомотив роста компании. Однако в условиях России инновации реально не являются инструментом в конкурентной борьбе. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новый продукт, составляет 19 %, что значительно меньше доли предприятий, которые только адаптируют и применяют уже известные технологии и продукты 27 %.
Задачей нефтедобывающей отрасли России является- цифровизация всей нефтяной отрасли, то есть всеобщая цифровая трансформация. Одна из первых задач — это просчитать риски того, что нововведения цифровых технологий могут повлиять на объемы и экономику добычи нефти, как на увеличение, так и на спад. Переход на новые цифровые технологии требует значительных затрат.
Только на период 2017–2020 гт. Роснефть планировала внести свои инвестиции, в данном направлении разведки и добычи, в размере 10 млрд руб. А это ещё только затраты на создание базы и реализации пилотных проектов для будущей цифровизации.
В результате, на текущий момент по уровню цифровизации Россия пока уступает другим странам. Несмотря на снижение общей конкурентоспособности на фоне многократных санкций против России, развитие инфраструктуры умных решений нефтяной и газовой промышленности в нашей стране все же идёт ускоренными темпами.
В текущих российских условиях интенсифицировать цифровую трансформацию нефтедобычи не имеет возможности, так как для начала должна сложиться определённая конъюнктура.
На мировом энергетическом рынке уже есть понимание необходимости внедрять новые технологии, повышающие эффективность нефтяного бизнеса. Всемирно известные нефтяные компании обязательно включают цифровые решения в свои стратегические планы и сотрудничают с международными нефтесервисными и IT-корпорациями.
Ключевая задача цифровой трансформации российской нефтегазовой индустрии заключается в импортозамещении иностранных технологий для обеспечения безопасности в условиях санкций. Основная задача цифровизации также заключается в решении проблем, связанных с экосистемой развития инноваций, а это:
− отсутствие приоритетов технологического развития нефтяной отрасли России снижает эффективность мер государственного стимулирования и ослабляет интерес нефтяной отрасли к долгосрочным инвестициям, к которым как раз относятся вложения в цифровые решения;
− НИОКР финансируются в недостаточном объеме из-за низкой эффективности стимулирующих мер для бизнеса;
− Из-за слабо развитого финансового рынка, (венчурные и прямые инвестиции) и законодательства об интеллектуальной собственности уменьшается возможность привлекать денежные ресурсы на самых рискованных стадиях НИОКР и промышленной отработки технологий;
− общая госпрограмма цифровой экономики в РФ пока не конкретизирует меры поддержки цифровизации в промышленности.
Наличие замещающего российского ПО — вопрос безопасности отрасли. При этом нельзя впадать в крайность и рассматривать полное исключение иностранных продуктов. Во-первых, крупнейшие международные компании приносят новые технологии в Россию. Во-вторых, изоляция снизит конкуренцию на отечественном рынке, что негативно скажется производителях ПО, и на его потребителях. Импортозамещение должно быть направлено на создание благоприятных условий для появления отечественных цифровых решений и повышения их конкурентоспособности, а не на запрет использования иностранных технологий в России.
Российские аналоги цифровых продуктов и решений сегодня уже существуют активно разрабатываются. Однако есть значительные препятствия для их масштабного внедрения в стране, несмотря на их более низкую стоимость по сравнению с международными эквивалентами.
К наиболее серьезным задачам относится неготовность нефтегазовых компаний к существенным изменениям. Почти в каждой ВИНК уже сложилась практика взаимодействия с конкретными вендорами (поставщиками продуктов и услуг). Это подтверждается примерами закупок госкомпаний, где около 90 % объемов идет от единственного поставщика. В итоге система оказывается привязана к конкретным продуктам и решениям именно этой компании, а ее перестройка влечет значительные затраты и оборачивается сложным процессом. К тому же, для получения / хранения / обработки информации необходимо располагать технической платформой, и у глобальных IT-корпораций, таких как Cisco, IBM, Amazon, Microsoft и др., есть соответствующие собственные решения.
Другим важным моментом является то, что у определенных работ на месторождениях (бурение скважин, ремонты и прочее) есть свои программные решения, которые могут разрабатываться параллельно несколькими независимыми исполнителями. При интеграции частей в единую платформу, управляющую месторождением, вполне может оказаться, что отдельные инструменты конфликтуют между собой. В таком случае компаниям проще закупать некоторые решения целиком под ключ у крупнейших иностранных разработчиков.
С одной стороны, необходимо развивать сегмент отечественных разработчиков традиционными налоговыми и инфраструктурными способами, создавать бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д. С другой стороны — стимулировать потребителя к применению отечественных цифровых решений.
В заключении хочу отметить, что крупнейшие международные компании и аналитические агентства прогнозируют значительный эффект от внедрения цифровых технологий для нефтедобывающей отрасли. За счет ускорения технологического развития отрасли серьезно увеличится глобальные предложения геологической разведки нефтяных месторождений. Все крупнейшие отечественные компании выделяют цифровизацию как стратегический приоритет. По нашим оценкам прирост извлекаемых запасов нефти в России, за счет цифрового технологического внедрения развития отрасли, будет составлять 7 млрд. т. Если анализировать нашу сегодняшнюю жизнь, то мы уже почти видим плоды цифровизации — компании революционеры изменили облик привычных нам отраслей или создали новые, например, компания Uber преобразила рынок такси через цифровую сеть, Amazon основал индустрию электронной коммерции, можно приводить еще много примеров.
Цифровизация для нефтяной отрасли это не просто повышение операционной эффективности благодаря снижению затрат, это и рост продуктивности посредством вовлечения большего количества запасов в разработку, снижение рисков поиска УВС. Активное внедрение интеллектуальных решений, а это цифровые технологи, значительно повлияет на сегмент нефтедобычи.
Итак, прогнозируемые результаты от внедрения цифровых решений можно достичь только при комплексном подходе к разработке и внедрению новых технологий, а не в единичных случаях применения.
Все российские компании выделяют цифровизацию как стратегический приоритет бизнеса, особенно блок разведки и добычи. Поэтому ожидается значительное увеличение инвестиций в данном направлении. Главный эффект цифровизации для российской нефтедобывающей отрасли связан с раскрытием потенциала трудноизвлекаемых запасов, увеличением эффективности до разведки месторождений и перeоценки КИН традиционных активов. Российские аналоги цифровых технологий и решений сегодня уже существуют и активно разрабатываются.
Литература:
- Цифровая добыча нефти: тюнинг для отрасли VYGON Consulting https://vygon.consulting/upload/iblock/d11/vygon_consulting_digital_upstream.pdf
- Электронный ресурс Цифровая трансформация нефтяной отрасли https://www.neftegazexpo.ru/common/img/uploaded/exhibitions/neftegaz/doc_2017/Neftegaz_Digest_2017.02.pdf
- Казанцев А. К., Киселев В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. NBIC-технологии. Инновационная цивилизация ХХI века. — М.: ИНФРА-М, 2012, — 384 с.
- Грачева М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. — М.: ИМЭМО РАН, 1994.
- Щипцов А. А. Особенности и необходимость внедрения инноваций на промышленных предприятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2013. — № 1. — С. 141–143.
- Повышение инновационной активности экономики России. РАН, Институт экономики, Москва, 2004. — 212 с.
- Инновационные регионы. М.: Центр стратегического партнерства. 2010 № 2.