Российское общество сильно меняется, и в свою очередь трансформируются социальные институты. Российская Федерация принимает новые взгляды на ценности, нормы, традиции. Все это отражается на всех аспектах жизни человека, на взаимоотношениях между людьми.
А именно, институт семьи также претерпевает внушительные преображения. И эти трансформации, к несчастью, носят кризисный характер. В период 2019–2020 года увеличилось количество разводов, неполных и неблагополучных семей.
В первую очередь, в таких ситуациях как в моральном, так и материальном аспекте остаются незащищёнными такие группы, как дети. Ввиду нарушения прав ребёнка у супругов не предоставляется возможности урегулировать отношения в рамках морального понимания, управомоченная сторона вправе требовать установление достойного содержания — алиментов.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» до сих пор, к сожалению, нет норм, которые оказывают должное правовое регулирование, связанное с вопросами о взыскании алиментов.
При обращении взыскания на заработную плату или иные виды доходов должника, судебный пристав направляет вместе с копией исполнительного документа в администрацию предприятия — работодателя постановление о произведении удержаний из заработной платы должника и иных доходов, что в некоторых случаях не всегда благоприятно если это малое предприятие. Подлинник исполнительного документа должен остаться в материалах исполнительного производства. Действующее законодательство не содержит норм в исполнительном законодательстве об обязательном хранении в архиве исполнительных производств по алиментам до совершеннолетия ребёнка, на которого они уплачиваются.
Ответственность в сфере алиментных правоотношений касается не только лиц, обязанных уплачивать алименты, но и иных субъектов, на которых законом возложена обязанность в конкретной форме содействовать взысканию алиментов, например работодатель банковские организации, кредитные организации, размещающие на своих счетах денежные средства алиментнообязанных граждан.
Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения судом на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, подлежащей взысканию.
В рамках действующей судебной практики возникает вопрос о злостных неплательщиках алиментов. Одним из приоритетных способов влияния на неплательщиков алиментов, является в соответствии с Гражданским Кодексом РФ неустойка за несвоевременную оплату алиментов. Но и этот способ воздействия как неустойка не до конца налажен и должен иметь дополнения. Такая штрафная санкция должна была бы исполняться судебными приставами и это входит в их обязанности. недобросовестное лицо может легко утаить как приобретаемые доходы, так и их размеры.
После уголовной ответственности, наиболее эффективными мерами ответственности для неплательщиков, на мой взгляд, являются арест имущества и ограничение выезда за рубеж, ограничения специального права.
Для стороны, которая столкнулась с несвоевременной уплатой алиментов, останется лишь возможность решения этого вопроса в гражданско- и уголовно-правовом аспектах.
Первостепенно это обращение в суд с иском о взыскании долга и неустойки, но в свою очередь для истца это будет носить длительный и затратный характер.
Судебный пристав — исполнитель должен реализовать меры, предусмотренные действующим законодательством, к исполнению требований исполнительного документа о взыскании алиментов, на основании которого возбуждено данное исполнительное производство.
Нами предлагается внесение на рассмотрение систематизация действий судебных приставов в рамках исполнителей в части, например, по принудительному трудоустройству должника исходя из служебных и других характеристик личности с учётом социально-психологического портрета лица, обязанного уплачивать алименты.
Во-вторых, механизм исполнения алиментных обязательств не всегда эффективен в связи невозможностью определения размера истинных доходов, которые включают в себя как законный и доход теневого характера алиментоплательщика.
Ввиду многообразия предложений ограничимся наиболее, на наш взгляд, действенных:
- предусмотреть принудительное трудоустройство должника на период выплаты задолженности;
- помогать должнику в поиске трудоустройства принудительно отправлять работать неплательщиков алиментов;
- поднимать общественное сознание, активно использовать социальную рекламу;
- ограничить действия электронных платёжных карт должника;
- если субъект в рамках закона находится в статусе военнообязанного лица, и по состоянию здоровья может состоять в вооружённых силах РФ, создать норму, по которой он сможет заключить контракт на военную службу, списание средств которых пошло на уплаты обязательств.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. № 1.
- Семейное право / Е. А. Чефранова [и др.]; под ред. Е. А. Чефрановой. М.: Юрайт, 2019.
- Корнеева, И. Л. Семейное право М.: Юрайт, 2019.