В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Ключевые слова: здоровьесбережение, технологии, логопедические занятия, развитие речи детей.
Главное в работе учителя-логопеда по сохранению и стимулированию здоровья дошкольников — это комбинация элементов инновационных здоровьесберегающих технологий, позволяющей превратить саму образовательную деятельность в здоровьесберегающую.
Познавательные моменты образовательной деятельности должны органично сочетаться с оздоровительными.
Рассмотрим основные технологии сохранения здоровья детей дошкольного возраста, применяемые на логопедических занятиях в ДОУ.
Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья, которые проводятся на разных этапах занятия, по мере утомляемости детей. Выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую.
Виды физминуток:
− Традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц.
− Музыкальные выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Или выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов (предварительно разучиваются) — с элементами логоритмики.
− Творческие, когда детям предлагается имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
− Игровые: различные подвижные игры (на внимание, сообразительность, игры с мячом и пр.)
− Рифмованные: дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. Чаще всего имеют тематическую направленность, соответствующую теме занятия.
− Электронные, с использованием ИКТ. Дети повторяют движения за интерактивным персонажем.
Релаксация особенно актуальна в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такие упражнения создают положительный настрой и располагают ребенка к занятию. Особенно эффективна на логопедических занятиях методика Е. А. Пожиленко. Например, при изучении звука и буквы «О», занятие проводится в форме путешествия на необитаемый остров. И психогимнастика используется в качестве организационного момента. «Представь, что мы оказались на необитаемом острове». Сначала удивились: «О!», затем огорчились: «О!». Увидели корабль и радостно воскликнули: «О!». Ребенок мимикой выражает разное эмоциональное состояние.
Дыхательная гимнастика чрезвычайно важна в логопедической работе.
В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
Артикуляционную гимнастику в своей работе использует каждый логопед.
Важно выработать правильные, полноценные движения и положения артикуляционных органов, необходимые для правильного произношения звуков, объединяя простые движения в сложные. Упражнения для этой гимнастики подбираются с учетом артикуляционного уклада изучаемого звука, а также индивидуальных особенностей ребенка. Главная задача — выработать точность, силу, темп и переключаемость движений. Полезно сочетать гимнастику и самомассаж органов артикуляции.
К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью на лого-занятиях используются игры и упражнения на формирование движений пальцев руки :
− пальчиковые игры с мелкими предметами;
− пальчиковые игры со скороговорками;
− пальчиковые игры со стихами;
− пальчиковая гимнастика;
− самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
− пальчиковый алфавит;
− пальчиковый театр;
− еатр теней;
− Су-Джок терапия.
В современных условиях, когда в дошкольные учреждения «пришли» мультимедийные средства и ИКТ, применение зрительной гимнастики является обязательной по СанПин. Регулярная гимнастика для глаз, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз.
Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка и проводится в игровой форме в сочетании с речевым материалом. Кроме того, на занятиях применяются элементы здоровьесберегающей системы Базарного. Дети с удовольствием пробегают глазами по цветовым дорожкам офтальмотренажера, одновременно пропевая гласные звуки. Во время динамических пауз используются сенсорно — координаторные тренажи: в 4 углах кабинета фиксируются яркие образно-сюжетные изображения, дети отыскивают объект и фиксируют взгляд на соответствующей картинке, совершая синхронные движения глазами, головой и туловищем.
Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Полный комплекс упражнений включает: растяжки, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения на релаксацию и массаж.
Систематическое применение на логопедических занятиях данного метода благотворно влияет не только на речевые функции, но и улучшает память, внимание, пространственные представления, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Необходимо отметить, что основным условием реализации здоровьесберегающих технологий, является комплексное и регулярное их использование на всех этапах коррекционной работы.
Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. Кроме того, улучшается динамика в развитии речи и познавательной деятельности, дети становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Таким образом, технологии сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях, входя в целостную систему образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанную на классических образцах и педагогических инновациях способствуют гармоничному развитию детей.
Литература:
- Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов АМН. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Сергиев Посад, 2004 г.
- Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.: Сфера, 2008 г.
- Метельская Н. Г. "100 физкультминуток на логопедических занятиях» М.: Сфера, 2015 г.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей» Каро, 2008 г.
- Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» М.: Сфера, 2003 г.