Ключевые слова: межэтнические противоречия, этнополитика, межнациональные отношения, демократия, права, свобода.
Так как в мире практически не осталось мононациональных государств, этнические процессы стали характерным для всех без исключения обществ. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения одной нации, но располагающей этническими группами. Обострились проблемы крупных национальных групп, по тем или иным причинам не имеющих своей государственности: уйгуров, крымских татар, курдов. До сих пор кровоточат раны у переселенных народов: калмыков, чеченцев, ингушей, кабардинцев и др. На современном этапе развития человечества во многих странах произошло обострение национальных проблем, которые в каждом конкретном случае имеют особенности. Тем не менее, существует общее, социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т. е. всё то, что определяет национальную самобытность людей.
Многим народам России приходилось перестраиваться, адаптироваться к новым политическим, социально-экономическим, культурным и даже географическим условиям. В результате, этническое сознание претерпевало процесс ломки и трансформации. За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11млн человек. Распространение геополитических интересов России на Кавказе уже в XVIII веке положило начало формированию политической ментальности горцев. Период наиболее интенсивной миграции населения относится ко второй половине XIX в., дореволюционный период России. Однако появление стойкого политического компонента в их культуре связано с революционными событиями в России и установлением Советской власти в северокавказском регионе.
К моменту победы Октябрьской революции в регионе сложились сложные межнациональные отношения. Здесь проживало около 100 горских народностей и этнических групп. Этот фактор значительно осложнял внутриполитическую ситуацию в регионе. Советская власть провозгласила политическое право нации на самоопределение, которое было утверждено в одном из первых правовых актов Советской власти — «Декларации прав народов» (2 ноября 1917 г.). В 1920 г. на съезде народов Дагестана и Терека были провозглашены две автономные национальные советские республики — Дагестан и Горская Республика, которые учреждались как полиэтничные и имели административное деление на округа по этническому признаку. В Горскую Республику были преобразованы бывшие национальные округа Терской области: Чеченская, Назрановская, Владикавказская, Кабардинская, Балкарская, Карачаевская. Дагестанская Республика состояла из 14 округов, организованных также по этническому принципу. Горская республика просуществовала недолго и была упразднена в 1924 г. из-за острых межэтнических противоречий. Народы, давшие своё имя названию автономий, тем самым получили статус титульных. Важным фактом институционализации этничности было закрепление этнической принадлежности в паспорте. Но значительно более мощным по степени воздействия на сознание и закрепление этничности как важной характеристики личности стали трагические события в истории ряда народов — депортация 1944 г. На Юге России ей подверглись балкарцы, греки, калмыки, карачаевцы, немцы, ингуши и чеченцы. Любое здоровое общество нуждается в стабильности и стремится к ней. Именно поэтому причины и следствия разнообразных исторических потрясений: войн, революций, демографических взрывов, миграций, депортаций и т. д. становятся главными в анализе социального поведения и национального самосознания каждого народа. Независимо от нашего желания, события подобного рода накладывают отпечаток на мировосприятие, как отдельной личности, так и целого народа. Меняется взгляд на жизнь, искажаются ценностные ориентиры, обостряются или притупляются отдельные черты, присущие данной этнической группе. В конечном счете, это формирует национальное сознание и самооценку народа.
Проблема насилия в человеческом обществе стояла во все времена. Высокая сплоченность самих депортированных народов помогла им выжить в экстремальных условиях выселения. Стремление к этнической сегрегации, межкультурная толерантность и экономическая целесообразность — вот те антропологические механизмы, которые позволили депортированным народам устоять. Главным достижением считается то, что в целом народ не был сломлен, не озлобился и сохранил способность к обустройству нормальной экономической и духовной жизни, сохранив при этом свой физический, социальный и культурный капитал. И только где-то в середине 80-х годов, по мере нарастания движения национального возрождения, началось возвращение к языку, к национальной культуре, вере предков. С конца 80-х — начала 90-х годов в нашей стране начался процесс глубокой социальной и культурной трансформации. Кардинально менялись не только экономические основы общества, но и отношение к этническим ценностям, которые определяют современное состояние этничности этноса.
Диаспоры, которые возникли в постсоветское время, столкнулись с переделом государственных границ, массовой миграцией, кризисной ситуацией в социально — экономической сфере и рядом других причин на территории России. Основной причиной возникновения диаспор был распад единых полиэтнических государств — СССР, ЧССР, СФРЮ, и образование на их месте независимых государств, когда в одночасье после передела границ миллионы граждан оказались в положении «иностранцев», при этом никуда не эмигрируя. Хотя сам развал СССР, предшествующие и последовавшие за ним межэтнические конфликты, гражданские войны, а также тесно связанное с этим ухудшение внутриполитической, социально-экономической ситуации, безусловно, вызвали массовые миграции по всей территории бывшего Союза. Так, основным прибежищем в одних случаях и временной перевалочной базой — в других для мигрантов из Закавказья стали такие крупные города Северного Кавказа как Владикавказ, Ставрополь, Пятигорск, Краснодар, Сочи. Кроме этого, изменения миграционного потока зависят от всплеска национализма в конце 80-х, когда в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане произошли первые межэтнические конфликты, который продолжился в 90-х г. г. вооруженными столкновениями в Таджикистане, Молдавии, странах Закавказья и Кавказа. Рассматривая этнополитическую ситуацию в республиках и регионах Российской Федерации, нетрудно убедиться, что характерной чертой практически всех национальных движений является стремление к национальной автономии (самоуправлению). Это отражается на представителях различных наций, даже в такой в целом благоприятной республике, как Северная Осетия-Алания. По мнению 72,0 % респондентов ошибки в национальной политике и социально — экономический кризис определяют напряжённость в межэтнических отношениях. Следующими факторами названы: рост безработицы — 12,0 %, национальная предубеждённость – 11,4 %, политическое противоборство -10,7 %, провоцирующая роль СМИ – 8,2 %, неконтролируемые потоки миграции – 3,8 % и —1,9 % затруднились ответить. В наши дни национально — региональные проблемы приобретают глобальный характер. Судьба каждой нации и региона, каждого человека так тесно переплелись, что просто невозможно решать их по отдельности. Основным содержанием национальной идеологии должно быть теоретическое обоснование необходимости создания или сохранения национального государства, а основным содержанием национальной политики должна стать борьба за создание или сохранение национального государства. Для большинства населения современной Осетии межнациональные отношения очень актуальны. Многие жители, сталкиваясь с этническими конфликтами, испытывают сильное напряжение. 77,9 % респондентов беспокоит и очень проблемы межнациональных отношений в Республике. Этничность проявляется в повседневной жизни, влияет на межличностные отношения, находит отражение в обоснованных и необоснованных мнениях о других общественных группах.
Большое значение для межэтнического отношения имеет субъективное ощущение менщинств. Ассирийская и Дагестанская диаспоры в процессе исследования проявили себя толерантно: 84,2 и 46,4 % опрошенных отметили, что их мало беспокоят межнациональные отношения. Самосознание и самочувствие людей особенно важно при определении национальной политики. Стремление к образу «национализма с демократическим лицом» есть и в Северной Осетии-Алании. Чтобы обеспечить внутреннюю стабильность республики как самодостаточного, нормального политического организма, должно быть сознание национальной идентичности принадлежности к Северной Осетии-Алании как «политическому отечеству». Высвободившись из порочного круга национализма, она призвана быть первой на Кавказе постнациональной республикой. Национальные проблемы удастся разрешить лишь тогда, когда молодёжь начнёт в полной мере идентифицировать себя с республикой и воплощёнными в ней ценностями. В современном обществе население нуждается в устойчивой идентификации себя с политическим строем республики, основанным на принципах свободы и демократии.
Республика Северная Осетия-Алания развивается по принципам и ценностям демократии, закреплённые в её конституции. Это свободная, демократическая республика, построенная на основе правового, светского государства. Она способствует политике гражданской интеграции: гражданские права предоставлены всем постоянным жителям республики, независимо от национального происхождения. Современные процессы обычно трудно идентифицируются с формальными правовыми нормами. В этом смысле очень важными представляются вопросы, проясняющие проблемы соблюдения основных прав и свобод в республике. На вопрос о том, в какой мере соблюдаются основные права и свободы в РСО-Алании, были получены ответы, определяющие положительное самоощущение в тех сферах, которые наиболее значимы в жизни диаспоральных сообществ. Опрос респондентов показал, что в республике идёт трудный и противоречивый процесс становления демократии. Опрошенные считают, что
– свобода слова соблюдается на 42,4 %,
– право на образование — на 43 %,
– право на жизнь и безопасность — на 46,2 %,
– свобода выбора граждан — на 47,5 %,
– право избирать и быть избранным — на 50,6 %,
– свобода объединений групп и союзов — на 73,4 %,
– свобода совести и вероисповедания — 82,3 %.
Опыт большинства полиэтнических стран мира показывает, что, как правило, отношение этнических меньшинств к государству в большинстве случаев либо достаточно лояльно, либо, по крайней мере, нейтрально. Демократические государства, в лице их центральных органов предоставляют этнокультурным меньшинствам и регионам определенные автономные права, проводят иные охранительные мероприятия по отношению к ним. Этнический сепаратизм и иные виды конфликтов, вызванные этничностью, возникают при стечении целого ряда исторических, культурных, политических и иных факторов. Комплекс факторов превращают процессы этнического возрождения, тлеющие этнические противоречия, в ряде случаев, в крайние, конфликтные формы. Этническая самоидентификация существенно повышает эмоциональную насыщенность этнического конфликта [1,44], поэтому не случайно во время конфликта, окрашенного в национальные тона, люди часто действуют вопреки здравому смыслу и рассудку, расчету. Группы людей, объединенные на этнической основе, инстинктивно пытаются сохранить и развивать свою самобытность, традиционную культуру, язык и менталитет, реализуя, таким образом, стремление к утверждению своей идентичности. Принадлежность к той или иной нации как гражданской нации или, иными словами, государственная принадлежность, есть государственно-правовая система. Развернувшиеся процессы этнического и религиозного возрождения есть защитная реакция этносов на тенденции глобализации и технизации человеческой цивилизации, попытка избежать унификации, стремление к сохранению своей самобытности.
Литература:
- Авксентьев В. А. Этнические конфликты; история и типология// Социс. 1996. № 12. — С.43–49 — С.44.