Анализ конструктивных решений, применяемых для повышения комфортности обуви | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.09.2020

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Отамуродов, Ж. О. Анализ конструктивных решений, применяемых для повышения комфортности обуви / Ж. О. Отамуродов, Д. Д. Холмуродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73608/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приведен анализ применения конструктивных решений для повышения комфортности обуви, а также разные подходы к изготовлению вкладных профилированных стелек.

This article contains analyzes on the application of constructive solutions to increase the comfort of shoes, as well as different approaches to the manufacture of inset profiled insoles.

Требуемая форма следа в обуви может достигаться как за счет формы следа используемой колодки, так и за счет вкладных ортопедических приспособлений, таких как: стельки, полустельки, выкладки сводов.

Использование вкладных профилированных стелек является наиболее простым и доступным способом обеспечения опорной комфортности.

В настоящее время существует два принципиально разных подхода к изготовлению стелек:

1)Индивидуальное производство по индивидуально доработанным ортопедическим колодкам, по гипсовому слепку стопы пациента или непосредственно по стопе, используя специальный термопластичный материал.

2)Производство стелек на обезличенного потребителя по усредненным параметрам стоп.

Кроме этого, практикуется изготовление стелек максимальной готовности, дорабатываемых в ходе примерки с учетом индивидуальных особенностей стоп заказчика, а также может применяться модульный принцип подбора ортопедических изделий на основе базового модуля за счет использования различных ортопедических вкладышей.

На сегодняшний день индивидуальные вкладные ортопедические стельки преимущественно изготавливаются методом блоковки на специальных ортопедических колодках из таких материалов как пробка, микропористая резина, кожа или формуются по гипсовым слепкам, что сильно затягивает и удорожает процесс их изготовления.

Из новых технологий в производстве стелек, появившихся в последнее время, следует отметить разработку фирмы FOOT SCIENCE INTERNATIONAL — быстроизготавливаемые индивидуальные стельки. Заготовка стельки из термопластичного материала вставляется в обувь и разогревается специальным феном. После разогрева заготовки до пластичного состояния пациент одевает обувь и ходит в ней в течение нескольких минут, по прошествии которых материал стелек остывает, «запоминая» оптимальную конфигурацию стопы. Получаемая в результате стелька учитывает индивидуальные особенности изменения формы стопы пациента во время всех фаз ходьбы. Аналогичный принцип используется при индивидуальной подгонке спортивной обуви, в частности, горнолыжных ботинок.

Стельки, изготавливаемые на обезличенного потребителя, производятся из более широкой гаммы материалов, как правило, отличаются простотой конструкции и, следовательно, являются более технологичными. В последнее время при производстве ортопедических изделий широкое применение получили такие вспененные материалы, как пенополиэтилен, сэвилен, эвапласт, которые отличаются высокой приформовываемостью, хорошими упруго-амортизационными свойствами, легкостью и невысокой стоимостью. Изготовление вкладных ортопедических стелек из этих материалов происходит путем формования разогретого листового материала в пресс-формах. Материалу, разогретому в термоактиваторе, придается пространственная форма путем формования его в пресс-форме под давлением. Достоинством изготовления вкладных стелек этим способом является высокая технологичность метода, хорошее качество готовых изделий и их невысокая стоимость [1].

Для повышения комфортности обуви было предложено использовать вкладные объемные стельки, обеспечивающие равномерное перераспределение давления стопы на след обуви в процессе ходьбы.

Существующие конструкции обезличенных вкладных стелек не учитывают индивидуальных особенностей строения плантарной части стопы потребителя. Поэтому не всегда достигается эффект максимального соответствия площади контакта стопы опорной поверхности, тем самым не удается в полной мере снизить локальные давления.

Несмотря на все плюсы вкладных индивидуальных и обезличенных стелек они имеют главный недостаток. В большинстве случаев, в обуви массового производства не предусматривается дополнительное внутриобувное пространство на толщину вкладной стельки. В результате применение вкладных стелек в такой обуви неизбежно приводит к уменьшению ее обхватных параметров, что ведет к снижению впорности обуви и, как следствие, к снижению комфортности.

Увеличение внутриобувного пространства на толщину вкладной профилированной стельки ухудшает общий силуэт обуви. Кроме того, наличие вкладной стельки приводит к образованию многослойного пакета (вкладная стелька, основная стелька, подошва), повышающего массу и изгибную жесткость низа обуви, снижающего устойчивость стопы в обуви [1].

Другим возможным вариантом повышения опорной комфортности обуви является разработка колодки с анатомическим следом и соответствующего ему профилированного стелечного узла, затяжка при этом производится на колодку с прикрепленным стелечным узлом.

Схожий принцип применяется в ортопедической обуви при изготовлении межстелечных слоев. Существует два основных варианта межстелечных слоев, от которых зависит способ изготовления ортопедической обуви и форма используемой колодки. В первом случае, при использовании несъемного межстелечного слоя, заготовка верха обуви затягивается на колодку с прикрепленным на след колодки ортопедическим приспособлением. Колодка при этом имеет форму следа, соответствующую конкретной деформации, и специально дорабатывается с учетом индивидуальных особенностей стопы пациента. Межстелечный слой изготавливается по следу колодки методом блоковки. Во втором случае, при применении съемного межстелечного слоя (вкладной стельки), затяжка происходит на колодку с уплощенным следом, при этом по следу колодки закладывается дополнительное внутриобувное пространство на толщину ортопедического изделия.

Для повышения опорной комфортности обуви некоторые исследователи рекомендуют вводить амортизирующие элементы в систему низа обуви. Так, получило развитие направления, связанного с разработкой специальных, комбинированных конструкций низа обуви, снижающих ударные нагрузки при ходьбе.

Пневмогидравлические системы в качестве амортизирующих устройств широко используются известными фирмами — производителями спортивной обуви. Например, амортизационная система известной спортивной обуви ASICS основана на использовании полужидкой субстанции-желе ASICS GEL, заключенной в эластичную капсулу, которая расположена внутри подошвы. При этом ASICS GEL воспринимает нагрузку, а за счет деформации эластичной камеры происходит поглощение энергии удара, благодаря этому снижается реакция опоры, и, как следствие, вероятность возникновения травм.

Амортизационные системы спортивной обуви Nike основаны на использовании материалов с газонаполненными порами. Газ имеет запатентованный сложный химический состав. Амортизационные свойства находятся в зависимости от количества и объемов пор, заполненных газом. Такая конструкция обеспечивает независимость амортизационных свойств от влияния атмосферного давления и внешней температуры.

Известны амортизационные системы спортивной обуви Reebok, использующие принцип сжатия и перемещения воздуха в каналах пластины из термополиуретана, расположенной в нижней части подошвы по всей поверхности следа. При касании пяточной частью опорной поверхности воздух, заключенный в пластине, перемещается вперед, при отталкивании — назад.

Большинство известных обувных фирм (Clarks, Solidus, Romus, Mephisto, Finn Comfort, Ecco и др.) решают задачу повышения комфортности обуви за счет улучшения гигиенических, эргономических свойств обуви, использования при производстве обуви новых перспективных материалов, совершенствования конструкций и способов изготовления деталей верха и низа обуви.

При производстве обуви используются колодки повышенных полнот. Повышение опорной комфортности обуви достигается за счет использования колодок с анатомической формой следа, применения профилированных (анатомических) стелек, конструкций подошв, позволяющих снижать динамические нагрузки при ходьбе, обеспечивать терморегуляцию внутриобувного пространства и т. д. Повышение амортизационной способности низа обуви достигается за счет комбинированных конструкций подошв из различных материалов, комбинации различных материалов в подошве и систем, вставок в подошвы, вентиляционных каналов в подошве и т. п. Улучшение микроклимата внутриобувного пространства достигается за счет использования натуральных материалов, дышащих кож натуральной выделки с использованием растительных экстрактов и красителей, мембранных технологий, специальных стелечных материалов, обеспечивающих циркуляцию воздуха внутри обуви. В приложении А представлены конструктивные решения, используемые ведущими мировыми производителями для создания обуви повышенной комфортности.

Представленные на отечественном рынке образцы детской обуви, таких производителей, как Ricosta, Richter, Romika, Bartek и др., позиционируемые фирмами как «анатомическая обувь», отличает наличие умеренных выкладок наружного и внутреннего свода, углубленная форма пятки. Обеспечение рационального внутриобувного пространства, в большинстве случаев, достигается как за счет профилированной стельки, так и за счет использования рациональной колодки и специальной конструкции подошвы.

Литература:

  1. В. С. Макарова. Моделирование и конструирование обуви и колодок. Москва Легпромбытиздат, 1987 г.
  2. Т. П. Щвецова. Технология обуви. Москва,”Легкая и пищевая промышленность”, 1983г.
Основные термины (генерируются автоматически): ASICS, стелька, GEL, вкладная стелька, спортивная обувь, колодка, материал, обувь, опорная комфортность обуви, счет использования.


Похожие статьи

Комплексные показатели качества полимерных композиций для низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом и жарком климате.

Изучение технологического процесса изготовлении одежды с применением клеевых соединений с целью его усовершенствования

В статье приведены основы клеевого соединения при изготовлении швейных изделий. Детально изучены технологии, преимущества и недостатки клеевых соединений. Рекомендованы направления совершенствования клеевой технологии.

Обеспечение и подтверждение надежности модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением надежности транспортных средств модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной надежности модульных транспортных средств.

Разработка комплексных показателей качества для материалов низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом жарком климате.

Разработка конструкции детской профилактической обуви для детей с патологическими отклонениями

В данной статье приведена разработка конструкции детской профилактической обуви для детей с патологическими отклонениями, а также применяемые специальные коррегирующие детали обуви для предотвращения патологических отклонения у детей.

О методах определения потери и подсосов воздуха в вентиляционных сетях

В статье рассматриваются некоторые методы определения потери или подсоса воздуха в вентиляционных сетях за счет не герметичности, а также рекомендуется поправочный коэффициент для выбора вентилятора.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии. Изучена практическая целесообразность применения данной технологии в массово...

Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий

В статье рассмотрены основные факторы формообразования швейных изделий в процессе создании конструкции одежды, при влажно-тепловой обработке, формовочные свойства материалов и различные их комбинации. Даны рекомендации по выбору элементов формообразо...

Cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви

В данной статье приведены cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви, а также степень воздействия технологических приёмов изготовления обуви и внешних условий на наружные детали верха обуви.

Методика измерения аэродинамических показателей подкапотного пространства автомобиля

В данной статье приводятся сведения о возможных методах и средствах измерения аэродинамических показателей подкапотного пространства автомобилей. Рассмотрены общедоступные способы, приводится краткое их описание и необходимое оборудование. Рассмотрен...

Похожие статьи

Комплексные показатели качества полимерных композиций для низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом и жарком климате.

Изучение технологического процесса изготовлении одежды с применением клеевых соединений с целью его усовершенствования

В статье приведены основы клеевого соединения при изготовлении швейных изделий. Детально изучены технологии, преимущества и недостатки клеевых соединений. Рекомендованы направления совершенствования клеевой технологии.

Обеспечение и подтверждение надежности модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением надежности транспортных средств модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной надежности модульных транспортных средств.

Разработка комплексных показателей качества для материалов низа обуви

В данной статье рассмотрены вопросы разработки высококачественных полимерных композиций для низа обуви в условиях эксплуатации в сухом жарком климате.

Разработка конструкции детской профилактической обуви для детей с патологическими отклонениями

В данной статье приведена разработка конструкции детской профилактической обуви для детей с патологическими отклонениями, а также применяемые специальные коррегирующие детали обуви для предотвращения патологических отклонения у детей.

О методах определения потери и подсосов воздуха в вентиляционных сетях

В статье рассматриваются некоторые методы определения потери или подсоса воздуха в вентиляционных сетях за счет не герметичности, а также рекомендуется поправочный коэффициент для выбора вентилятора.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии. Изучена практическая целесообразность применения данной технологии в массово...

Основные методы формообразования при разработке моделей швейных изделий

В статье рассмотрены основные факторы формообразования швейных изделий в процессе создании конструкции одежды, при влажно-тепловой обработке, формовочные свойства материалов и различные их комбинации. Даны рекомендации по выбору элементов формообразо...

Cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви

В данной статье приведены cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви, а также степень воздействия технологических приёмов изготовления обуви и внешних условий на наружные детали верха обуви.

Методика измерения аэродинамических показателей подкапотного пространства автомобиля

В данной статье приводятся сведения о возможных методах и средствах измерения аэродинамических показателей подкапотного пространства автомобилей. Рассмотрены общедоступные способы, приводится краткое их описание и необходимое оборудование. Рассмотрен...

Задать вопрос