О важности семейного воспитания указано в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, в «Законе об образовании в Российской Федерации» и других государственных документах. В частности, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье № 44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» [23].
Положительное влияние на воспитание ребенка в значительной степени зависит от отношений между учителем и родителями ребенка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание школьника как личности.
С этой целью работа учителя должна быть направлена на активное привлечение родителей к участию в педагогическом процессе, в повышении педагогической культуры родителей, в ответственном и осознанном родительстве, укреплении семьи, защите прав детей. Необходимость этих вопросов обуславливает разработку инновационных подходов поиска оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их способностями, индивидуальных психических и физических особенностей, культурных потребностей.
Изучив научную и методическую литературу, учитывая современные требования программ развития ребенка с ограниченными возможностями, мы отмечаем, что не все родители способны овладеть специальными знаниями, навыками, умениями чтобы правильно осуществлять учебно-воспитательный процесс в условиях семьи и последовательно развивать свое педагогическое мышление.
Полноценное осуществление задач развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, в значительной мере определяется налаживанием взаимодействия детей и взрослых: «педагоги — дети — родители» с данного направления, а именно: обновление стратегии и тактики взаимодействия педагогов и родителей; расстановка современных смысловых акцентов разговоров, бесед с родителями, пересмотра важности и актуальности проблем в работе с детьми ОВЗ.
Организуя взаимодействие с родителями, педагог способствует укреплению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов; помогает родителям понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка.
Очень важно, чтобы родители полноценно использовали даже минимальное время, которое они могут уделить ребенку для общения. Проявляя заботу о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем мире. Главное — дети с ОВЗ должны быть уверены, что взрослые их любят. Работая совместно с учителем, родители выступают не только проводниками общечеловеческого и национального, но и носителем собственного гуманистического опыта, лицами, осуществляющими выбор, принимают самостоятельные решения в решении тех или иных педагогических задач, создают условия для развития, воспитания и обучения детей. Такой подход позволяет совместить идею так называемой «стандартизации» с грамотным построением развивающего жизненного пространства школьника.
Объединение усилий педагогов и родителей детей с ОВЗ поможет создать широкое развивающее пространство, благоприятное для полноценного бытия ребенка в семье и школе, раскрытию им своих сущностных сил, становлению как активного субъекта индивидуальной и коллективной деятельности.
Важным является участие родителей детей с ОВЗ в жизни школьного учреждения, класса (являются ли членами родительского комитета, оказывают посильную помощь, интересуются жизнью класса, школы; делятся собственным опытом; посещают родительские собрания и т. п.). Выясняя уровень удовлетворенности родителей качеством школьного образования, особое внимание стоит обращать на их запросы: чего именно ожидать от школьного учреждения; как относятся к введению дополнительных образовательных услуг, а главное — осознают, как выбранное ими дополнительное обучение влияет на общее развитие ребенка, его психофизическое состояние.
Сегодня крайне важно согласовать позиции и ожидания педагогов и родителей, по крайней мере, из основных направлений, гуманизировать взаимодействие, настроиться на необходимость профессионального и личностного самосовершенствования.
Для этого необходимо:
− ознакомление членов семьи с эффективными методами и приемами формирования у детей различных форм активности;
− раскрытие важности роли матери и отца в воспитании мальчика и девочки;
− формирование готовности разговаривать с ребенком на темы, которые его интересуют — о смысле человеческой жизни, любви, доверии, правде и т. д.;
− желание семьи получить помощь в воспитании чувства уверенности в себе;
Следовательно, основная задача — не превратить родителей на учителей, которые должны дома продолжать учебный процесс, а сделать дом местом уюта, радости, ощущение комфорта и защищенности.
Важно подсказать семье, как в домашних условиях организовать художественно-творческую, продуктивную деятельность, обеспечить оптимальный двигательный режим ребенка и создать учебную среду в детской комнате.
Работа с родителями, предполагает учет современных тенденций развития отношений между родителями и детьми, их технологий, ценностных ориентиров, личностных качеств родителей и детей, особенностей влияния семьи на становление личности ребенка.
Содержание этой работы обеспечивается:
− изучение семейных традиций;
− направленностью на индивидуальные и межличностные изменения;
− привлечением семьи к активной социальной жизни.
Взаимодействие учителя с родителями детей ОВЗ, призвана создать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы личности школьника, становления у него чувство самоценности, уверенности в себе, компетентности в различных сферах жизнедеятельности. Внедрение различных форм сотрудничества с родителями через вовлечение их в совместную деятельность посредством различных форм работы.
В качестве мероприятий, направленных на формирование заинтересованности родителей проблемами школьного образования, были проведены развлечения «Папа, мама, я — спортивная семья», акция «Помоги, пойти учится», патриотические мероприятия, литературная выставка и т. д. Готовясь к мероприятиям, и учитель и родители, и дети были в тесном контакте, что придавало особую атмосферу. Коллективная деятельность родителей, педагогов и детей способствовала ознакомлению родителей с жизнью и работой школьного учебного заведения, а участие в проведенных мероприятий показало, что родители могут быть не только не равнодушными наблюдателями, а и активными участниками педагогического процесса, и помощниками как своим детям, так и учителю.
Исходя из проблематики, с которыми встречаются в работе с родителями, следует отметить, что все трудности возникают от одного — отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между школьным учебным заведением и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности.
Одной из причин такого состояния является, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий со школьным учреждением при воспитании детей. Содружество является самой высокой точкой взаимодействия учителя с родителями детей с ОВЗ. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведется в четырех направлениях:
− Информационно-аналитическом;
− Педагогическом;
− Наглядно-информационном;
− Практическом.
Для того чтобы выполнить сложную и ответственную современную образовательную, коррекционную, консультативную работу учитель должен наладить партнерские отношения, которые бы вызывали доверие у родителей.
С помощью анкетирования и непосредственного общения с родителями создалось представление о семьях, их воспитательным возможностям, уровень педагогической компетентности, средства воздействия на ребенка. Также анкетирование помогло определить уровень заинтересованности родителями своим ребенком, его физическим, духовным, интеллектуальным развитием.
Первый этап взаимодействия с родителями является достаточно важным моментом, ведь найти контакт с семьей — это есть успех в дальнейшей воспитательной работе. Родители, которые испытывают приязнь, доверие к учителю быстрее идут на контакт, воспримут педагогическую информацию, рекомендации и поэтому есть положительные результаты.
Реализуя такие задачи использовались традиционные формы работы:
− Консультации;
− Родительские собрания, семинары, консилиумы;
− Педагогические встречи;
− Круглые столы, диспуты.
Решая вопрос о взаимодействии учителя с родителями детей ОВЗ, одновременно идет помощь как учителю, так и родителям выполнить функции поддержки. Формирование педагогической культуры является составной частью социальной политики современного русского общества.
В заключении добавлю, тесный контакт с родителями детей с ОВЗ имеет целью предоставление родителям помощи в актуальных воспитательных вопросах, способствует формированию взаимопонимание в семейно-педагогическом коллективе, обмена воспитательным опытом. Такая взаимосвязь необходима и для того, чтобы сформировать у родителей правильное представление о своем ребенке, объективно оценить его и определить оптимальные пути всестороннего развития школьника.
Для того чтобы педагоги и родители взаимодействовали эффективно, школьное учебное заведение должно создать определенные условия.
Во-первых, школьное учебное заведение должно быть полностью открытым для родителей как с точки зрения информативности, так и для участия ими в образовательном процессе. Родители должны знать о наличие в школьном учреждении определенных образовательных услуг, условия пребывания в классе, особенности адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
Во-вторых, учителя должны иметь представление о запросах родителей, условия пребывания ребенка в семье и его индивидуальные особенности, а также создавать условия для получения такой информации.
В-третьих, педагогам необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в сотрудничество, а именно:
− установить доброжелательные отношения между педагогами и членами семьи;
− наладить обратную связь между педагогами и семьей;
− внедрить различные организационные формы сотрудничества школьного учебного заведения с семьей (родительские собрания, семейные клубы, совместные праздники, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и др.).
Следует заметить, что не все родители одинаково представляют сам процесс взаимодействия, поэтому с целью эффективного взаимодействия и формирование партнерских отношений уместно придерживаться таких рекомендаций:
− детально ознакомиться с возможностями родителей (культурный уровень, социальное положение, уровень образования, возраст, взгляды на воспитание ребенка и др.) с помощью анкетирования;
− выяснить, кто из членов семьи может и хочет получить консультацию учителя;
− процесс взаимодействия с родителями должен быть поэтапным и систематическим;
− проявлять интерес к методам и приемам воспитания в семье, в традиционных способах взаимодействия между членами семьи.
Положительный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители стают уверены в том, что учитель всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, потому что будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию.
На практике проверена работа педагогического коллектива по обозначенной проблеме. Определено, что такая работа является сложной по содержанию, выделяется четкой структурой, требует системности и последовательности выполнения, однако при правильном построении дает ожидаемый результат, очевидность которого является убедительным средством взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
Литература:
- Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. № 7 (168). С.185–190.
- Варга А. Я. Системная семейная психотерапия //Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2.
- Иванова АЛ. АЛ. Семья как объект государственной семейной политики в трансформируемом российском обществе // Власть. 2013. № 03. С.055–058.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 31.12.2012.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М. В. Осорина. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 288 с.
- Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С.169–179.
- Седова Л. Н. Теория и методика воспитания / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. — М.: Высшее образование, 2006. — 206 с.
- Семья и родительство — XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. — Курган: КГУ, 2009. — 232 с.
- Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. № 2. С.17–25.