В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам.
Ключевые слова : социально-психологический климат, психологический климат, коллектив организации, условия труда, психологическое самочувствие, отношение к труду.
Социально-психологический климат — один из показателей внутренней среды компании. Он по праву считается основным фактором роста продуктивности сотрудников и, как следствие, эффективности работы организации в целом. Без сомнений здоровый социально-психологический климат является одним из условий удовлетворенности сотрудников и плодотворной командной работы.
Сейчас большинство работников, осуществляя деятельность в организациях «нового типа», с грамотными лидерами, уже не понаслышке знают о существовании категории социально-психологического климата — и если в одной организации они не нашли нужного коллективного духа, то они будут искать более комфортное место для раскрытия своего потенциала. Как правильно сказал В. Б. Ольшанский, «Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом». [8, с.260]
С одной стороны, социально-психологический климат складывается спонтанно, случайно и сам по себе, а с другой — это результат систематической психологической работы с членами команды и мероприятий, направленных на создание и поддержание гармоничных взаимоотношений между сотрудниками и руководством.
Проанализируем подходы к самому понятию социально-психологического климата. Рассмотрим конструкт социально-психологического климата и определим, что стоит за этим словосочетанием.
Социально-психологический климат в зарубежных статьях определяется как восприятие сотрудниками своей рабочей среды и является предметом высокого исследовательского интереса в области организационной психологии. Примеры измерений психологического климата включают, но не ограничиваются ими: четкость понимания своей организационной роли, важность своей работы, отношение к лидеру и особенности сотрудничества в рабочей группе.
Наряду с все чаще применяемым «социально-психологическим климатом» используется ряд синонимичных выражений, среди которых: психологический климат, организационный климат, психологический настрой, коллективная психология, эмоционально-психологический климат, психологическая совместимость, морально-психологическая обстановка, товарищеская обстановка, морально-психологические условия, атмосфера в коллективе и другие.
Следует отметить, что чаще всего в литературе встречается термин «психологический климат», однако некоторые авторы используют его в качестве синонима к социально-психологическому климату, а некоторые — разделяют эти два конструкта. Так, М. А. Медведева говорит о том, что «термин социально-психологический климат подчеркивает значимость взаимодействия личности с социальной средой, тогда как психологический климат формируется в результате взаимодействия как с социальной, так и с физической средой» [6, с.24]. Кроме того, исследователи Бойко, Ковалева и Панферова утверждают, что понятие «психологический климат» отражает психическое состояние членов коллектива, в то время как «социально-психологический климат» определяет их отношения друг с другом как психологические условия жизнедеятельности. [1, с.47]
Одно из определений психологического климата звучит как «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». [4, с.603]
Другие определяют психологический климат в качестве «общего состояния системы человеческих отношений, сложившихся в группе, включая отношение людей друг к другу и тому, что происходит в этой группе; это также относительно стабильный, преобладающий в группе эмоциональный настрой». [3, с.28]
Говоря о социальном климате, такое понятие употребляется редко или вовсе не употребляется в интересующем нас контексте. Определение Оксфордского словаря звучит следующим образом: «Более или менее неспециальный термин, обозначающий общее направление развития, или уклон любого общества, или его части, который оказывает влияние на установки и действия его отдельных элементов. Также называется климатом группы или социальной (или групповой) атмосферы». [10, с.423]
Можно сказать, что «социально-психологический климат» содержательно более широкое понятие, чем психологический климат. Последний отражает самочувствие человека в коллективе (его настроение, удовлетворенность, психологический комфорт). Однако когда это самочувствие начинает влиять на его отношение к труду и взаимоотношения с другими людьми (в нашем случае с коллегами или руководством), имеет место уже социально-психологический климат.
Развитие концепции социально-психологического климата начиналось, соответственно, в рамках социальной психологии. С позиций данной отрасли психологии можно утверждать, что социально-психологический климат связан с общением как видом деятельности. А в рамках организации он обусловлен еще и трудовой деятельностью. Общение в коллективе порождает процессы «восприятия и понимания людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность» и т. д. [11, с.76]
Первый раз в отечественной психологии термин психологического климата прозвучал от Н. С. Мансурова, однако раскрыл его смысл первым В. М. Шепель. А именно определение его звучало как «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей». [12, с.104] В. М. Шепель также предложил деление климата на три «климатические зоны»: социальная, моральная и психологическая.
Вместе с Б. Д. Парыгиным и В. А. Покровским В. М. Шепель полагал, что в процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы. [7, с.34] Кстати, Б. Д. Парыгин сделал большой вклад в развитие методик диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата. Согласно ему, социально-психологический климат коллектива «отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. [9, с. 57] Здесь следует также упомянуть о том, что Парыгин, Шепель и Покровский являются с точки зрения социально-психологический концепции Л. Г. Почебута и В. А. Чикера представителями одного из подходов к пониманию природы социально-психологического климата. [5, с. 165]
Остановимся на сути подхода: анализ социально-психологического климата производится учеными через стиль взаимоотношений людей, находящихся в постоянном непосредственном контакте друг с другом. В результате формируется климат и складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
В то же время представители второго подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов и А. К. Уледов) объединены общественно-психологическим взглядом на возникновение социально-психологического климата: с позиции их подхода это состояние коллективного сознания. Взаимоотношения в рабочем коллективе, условия труда, методы стимулирования климата синтезируются в сознании его членов.
Третий подход (А. Н. Лутошкин, А. А. Русалинова) заключается в понимании социально-психологического климата в качестве общего эмоционально-психологического настроения, присутствующего в коллективе.
Наконец, четвертый подход (Л. Н. Коган, В. В. Косолапов, А. Н. Щербань) связан с определением климата в плане сплоченности членов группы, поддержки общих обычаев, мнений и традиций — и в целом их совместимости в социальном и психологическом измерениях. Тогда социально-психологический климат отражает, насколько члены коллектива способны успешно работать вместе, при этом комфортно себя чувствовать и испытывать положительные эмоции по отношению к окружающим.
Разобрав основные подходы ученых к пониманию конструкта социально-психологического климата, обратимся к его структуре, характеристикам и наиболее распространенным направлениям его организационного регулирования.
Социально-психологический климат, как сложный социальный конструкт, наряду с другими элементами, характеризуется специфической внутренней структурой. Основные компоненты, которые можно выделить с позиции отношения — отношение работников к труду и их отношение друг к другу . При этом отношение друг к другу складывается из отношений по горизонтали (между одноуровневыми коллегами) и по вертикали (в системе руководитель — подчиненный).
Психологический климат, кроме того, оказывает влияние на мироощущение члена коллектива и на его самосознание ( отношение к себе ). Эти проявления климата являются вторичными по отношению к вышеописанным, так как обуславливаются, помимо специфики взаимоотношений в коллективе, и неформальной (вне рабочих процессов) стороной жизни человека. Несмотря на это, можно говорить о самочувствии человека, обусловленном взаимодействием с конкретной общностью, о его самоощущении в ней как о показателе психологического климата.
Таким образом, в общем виде структура социально-психологического климата в коллективе предполагает три основных компонента: отношение к труду, самочувствие личности и отношение к другим членам организации.
Социально-психологический климат как компонент внутренней среды любой организации должен быть в приоритете у грамотного руководителя компании — наряду с экономическими показателями успеха необходимо уделять внимание социально-психологическим аспектам, в том числе качеству профессиональной жизни сотрудников.
Современные ученые выделяют две основных характеристики социально-психологического климата: профессиональная этика и неформальные процессы . Первая заключает в себе формальные, уважительные и корректные взаимоотношения сотрудников (как вертикальные, так и горизонтальные) — деловые контакты в рамках профессиональной деятельности. Вторая — совпадение групповых интересов с целями организации и неформальные (напрямую не связанные с рабочей деятельностью) контакты между членами коллектива.
Говоря о поддержании и регулировании социально-психологического климата, менеджеры могут воздействовать на его факторы влияния и их элементы. Среди факторов влияния основные — личность руководителя, условия труда, система стимулирования и мотивации, а также профессиональные отношения.
Первый фактор включает в себя авторитет менеджера (формальный и неформальный) и стиль руководства.
Условия труда сотрудников характеризуются, в свою очередь, рабочим местом (его удобство, оснащенность оборудованием) и физическими параметрами (освещение, температура воздуха, влажность и т. д.).
Стимулирование мотивации является предметом внимания теоретиков бизнес-психологии по всему миру. Можно для примера назвать такие меры, как гибкий рабочий график, гибкая система оплаты труда, делегирование властных полномочий и пр.
В заключение можно сказать, что хоть мнения авторов по поводу определения социально-психологического климата разнятся, суть одна: удовлетворенность и настроение сотрудников организации являются мерой эффективности всей компании в целом. По этой причине регуляция климата и поиск новых путей совершенствования системы мотивации должны быть в приоритете у любого руководителя, который хочет добиться успеха и выиграть в конкурентной борьбе.
Литература:
- Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — 1983. — 207 с.
- Володько О. М. Регулирование психологического климата в организации //Наука и техника. — 2008. — №. 4. — C. 12–17.
- Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии //Улан-Удэ: ВСГТУ. — 2005. — 100 с.
- Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика //Энциклопедический словарь. Академический проект, Фонд “Мир”. — 2005. — 848 с.
- Жовтоножко В. В. Исторический анализ термина «социально-психологический климат» в отечественной науке //Власть. — 2016. — №. 3. — С. 163–167
- Медведева М. А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих-женщин: Автореф. дис.… канд. психол. наук. М., 2010. — 24 с.
- Нежкина Л. Ю. Прогноз надежности профессиональной деятельности сотрудников на основе исследования социально-психологического климата и стиля руководства //Психология в экономике и управлении. — 2017. — Т. 9. — №. 2. — С. 33–41
- Ольшанский В. Б. Социально-психологический климат в коллективе //Социальная психология. М.: Политиздат. — 1975. — 260 с.
- Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. — 1981. — 192 с.
- Ребер А. Оксфордский толковый словарь по психологии: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592 с.
- Чикер В. А., Почебут Л. Г. Организационная социальная психология //СПб.: Речь. — 2002. — 298 с.
- Шепель В. М. Управленческая психология. — Экономика, 1985. — 248 с.
- Baltes B. B. Psychological climate in the work setting. — International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. — 2001. — Pages 12355–12359.