О системе менеджмента качества, ее принципах и ее автоматизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные материалы

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.09.2020

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Епифанов, К. А. О системе менеджмента качества, ее принципах и ее автоматизации / К. А. Епифанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 226-229. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73624/ (дата обращения: 16.11.2024).



Компания ООО «Нормдокс» занимается разработкой и реализацией отечественного программного обеспечения в области автоматизации стандартизации (КБНТИ*) и систем менеджмента (КИСМ**). Предприятиям и организациям, внедряющим у себя несколько систем менеджмента, учитывая подобие стандартов, приходит мысль о необходимости интеграции систем менеджмента. Такое объединение без информатизации и автоматизации процессов невозможно. Наша компания занимается стандартизацией, разработкой ПО, консалтингом в вопросах систем менеджмента и автоматизацией бизнес-процессов, что позволяет нам успешно реализовывать проекты по интеграции.

Одной из самых распространенных систем менеджмента, является система менеджмента качества. В этой статье мы поговорим о ее автоматизации. Чтобы понять суть автоматизации данной системы и для чего это нужно, давайте сначала рассмотрим, что это такое, откуда это взялось, для чего внедряется на различных предприятиях и зачем эту систему нужно автоматизировать?

Что такое СМК? Давайте попробуем разобраться вместе. Сама по себе аббревиатура СМК, появилась в результате перевода с английского языка QMS — Quality management system — Система Менеджмента Качества, СМК.

Если мы задами вопрос в поисковике, что такое система, то получим очень много различных определений, где ключевым аспектом будет является взаимодействие между собой различных элементов составляющих единое целое. Элементами могут быть все что угодно, но в нашем случае этими элементами являются процессы, а точнее сказать бизнес-процессы.

Получается, что СМК — это составляющее единое целое взаимодействие бизнес-процессов. Давайте пойдемте дальше, что же означает менеджмент?

Если мы откроем стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», то найдем четкое определение [п 3.3.3]:

менеджмент (management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Давайте теперь рассмотрим слово качество. Что такое качество? На первый взгляд это простой вопрос, но, если задуматься все не так просто. Термин качество продукции имеет несколько различных определений, например в стандарте ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [раздел 1 пункт 3]:

это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Допустим Вы едите за рулем автомобиля мерседес последнего года выпуская, до точки А, а потом пересаживаетесь в автомобиль ВАЗ того же года выпуска и едите в точку Б. Получается, что качество автомобиля мерседес и качество автомобиля ВАЗ одинаковы, так как оба автомобиля удовлетворяют потребность — это потребность в перемещении, в соответствии с назначением — это перемещением из точки А в точку Б.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь [п. 2.2.1]:

Качество продуктов и услуг, производимых организацией, определяется способностью удовлетворить потребителей, а также ожидаемым или непредусмотренным влиянием на другие заинтересованные стороны.

Качество продуктов и услуг включает в себя не только заложенные в них функции и параметры, но также восприятие их ценности и пользы потребителем.

Получается, что качество это, условный и отчасти субъективный атрибут, который разные люди могут понимать по-разному.

Потребители могут сосредоточиться на спецификациях качества продукта/услуги или его сравнении с конкурентами на рынке.

Производители могут измерять качество соответствия, или степень, в которой продукт/услуга были произведены правильно.

Персонал службы поддержки может измерять качество в зависимости от того, является ли продукт надежным, обслуживаемым или устойчивым.

Таким образом качество это не только способность выполнять минимально допустимые требования к продукции в соответствии с назначением, но и способность удовлетворять требования потребителя. При чем для разных потребителей по-разному.

Учитывая вышесказанное, можно вкратце сделать следующее определение СМК:

Система менеджмента качества — это составляющее единое целое взаимодействие бизнес-процессов по управлению способностью выполнять как технические требования продукции, так и специфические требований потребителя.

Следует отметить, что СМК изначально была придумана нашими западными партнерами и разработана для стран третьего мира, дабы как-то упорядочить и структурировать работу местных предприятий, но в конечном итоге мы видим, что данная система разрослась и набрала обороты и в России, и в других развитых странах, являясь визитной карточкой многих преуспевающих компаний, работающих как с экспортом и импортом, так и с внутренним рынком своей страны. Кстати, в Советском Союзе тоже была своя СМК, правда называлась она немного иначе и ответственность там была другой, особенно в годы Великой Отечественной Войны. С системой менеджмента качества немного разобрались, давайте разберемся на каких принципах базируется СМК.

Как и все системы, система менеджмента качества, базируется на некоторых основных принципах. Рассмотрим эти принципы на последней редакции международного стандарта СМК — ISO 9001:2015.

Здесь во главу угла как раз ставится принцип удовлетворенности конечного потребителя. Именно от удовлетворенности конечного потребителя товара или услуги зависит их качество, поэтому данному принципу уделяется особое, первое место. Сразу хочется отметить, что автоматизации могут быть подвержены не только бизнес-процессы, но и все базовые принципы системы менеджмента качества. Автоматизация включает в себя ряд мероприятий, с которыми можно ознакомиться в нашем документе — «Концепция внедрения автоматизированной интегрированной системы менеджмента».

Второй принцип — лидерство. Как в любом обществе, так и в любой организации существуют свои лидеры. Они обеспечивают единство в коллективе при достижении различных целей на любых уровнях в организации, а лидерство руководства обеспечивает условия, при которых все сотрудники на разных уровнях могут участвовать в решении задач, обеспечивающих качество выпускаемой продукции.

Следующий принцип — вовлеченность персонала. Весь персонал организации, независимо от должности, должен быть вовлечен в достижение целей в области качества. От того, как работает один в отдельности человек в этом направлении, зависит работа всей организации. Компетентность и профессионализм персонала, обладающего соответствующими полномочиями и вовлечённый на всех уровнях организации, играет основную роль и создает основную ценность любой компании.

Четвертый принцип — процессный подход. Эффективность в достижении основных целевых производственных показателей в любой организации повышается если и управление, и деятельность понимается, как взаимодействие между собой различных бизнес-процессов организации, со своими входами и выходами.

Пятый принцип — улучшения. Есть такая пословица, которая полностью отражает данный принцип СМК — нет предела совершенству. Принцип постоянного улучшения является одним из основных принципов менеджмента качества и является залогом успеха любой организации.

Следующий принцип — принятие решений на основе фактических данных. Анализ и оценка полученной в ходе работы информации, как и постоянное улучшение, является ключевым фактором СМК, только те решения, которые приняты на основе информации, полученной в результате взвешенной и обдуманной оценки, приведут к достижению желаемой цели.

Последний, седьмой принцип — управление взаимоотношениями. Все взаимоотношения заинтересованных сторон любой компании должны быть систематизированы и управляемы, только так организация сможет достичь успеха в долгосрочной перспективе.

Вот, вкратце все основные принципы, на которых базируется система менеджмента качества на сегодняшний день. Хочется еще раз подчеркнуть, что автоматизации могут поддаваться не только бизнес-процессы, но и указанные выше все семь принципов системы менеджмента качества, в том числе и лидерство руководства. Рассмотри пример из реальной жизни:

«Руководитель организации, в которой внедрена СМК, поручил произвести мониторинг организаций, поставляющих комплектующие и закупить их к «Изделию», до 10 числа следующего месяца, о чем, руководитель, сообщил менеджеру по закупкам. Менеджер произвел анализ рынка, выбрал ряд поставщиков, произвел их анализ, закупил по оптимальной цене необходимые комплектующие, о чем 9 числа следующего месяца сообщил руководителю организации. Руководитель с радостью поблагодарил менеджера, выдал ему премию, за то, что закупка комплектующие обошлась намного дешевле, чем он рассчитывал, и уехал в командировку. Через некоторое время руководитель организации вернулся на предприятие и обнаружил, что комплектующие, которые должны были уже давно быть установлены в «Изделие», еще даже не прибыли в организацию, не говоря о входном контроле, который необходимо было провести при поставке, а это проведение испытаний по субконтракту в сторонней лаборатории. Оказалось, что после оплаты счета, поставщик осуществил отгрузку необходимых комплектующих, однако после отгрузки, партия комплектующих была перемещена от поставщика на склад временно хранения транспортной компании, которая в свою очередь должна была осуществить перевозку комплектующих до конечного места назначения, но не осуществляла из-за того, что не было оплаты за эту самую транспортировку. В результате сроки сдачи «Изделия», к слову сказать, гособоронзаказ, были существенно сдвинуты.

Здесь на лицо ошибка в управлении процессами и не полное выполнение базового принципа лидерства. Сейчас многие скажут, что это должно было быть прописано в договоре, что менеджер по закупкам должен был отслеживать движение комплектующих, а поставщик предупредить о отдельной оплате за транспортировку. Да все это так, но в условиях реальной жизни, когда сроки уже провалены и все торопятся, договор читается «по диагонали» не исключено, что все это было, но кто-то, где-то, что-то упустил, где-то не досмотрел или не дочитал, в итоге — срыв сроков сдачи гособоронзаказа. Посвященный читатель знает, что это такое.

Автоматизация такого принципа СМК как лидерство, в 100 % случае исключила бы эти ошибки, такое стечение обстоятельств было бы просто невозможно, так как для каждого из автоматизируемых принципов существуют собственные глобальные мероприятия по внедрению и автоматизации.

Реализация глобальных мероприятий осуществляется посредством внедрения автоматизированных модулей «КИСМ Нормдокс», а реализация единого информационного пространства обеспечивает возможность формирования единого видения сотрудников компании, предоставив им площадку для цифрового взаимодействия в рамках выполнения мероприятий основной производственной деятельности.

Каждое предприятие приобретая комплекс унифицированных и стандартизированных локальных СМ, отвечающих корпоративным требованиям с точки зрения информационных потоков, реализующихся подходов и методологий, бизнес-процессов и ресурсного обеспечения, полностью исключает подобные ошибки.

* КИСМ Нормдокс — комплексное программное решение для реализации всего спектра задач управления ключевыми процессами систем менеджмента в соответствии с требованиями основополагающих стандартов.

** КБНТИ Корпоративная база нормативно-технической информации, представляющая собой электронную систему хранения и управления нормативными документами (в том числе международными и зарубежными стандартами).

Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, принцип, руководитель организации, система менеджмента, ISO, QMS, качество автомобиля, качество продуктов, реальная жизнь, составляющее единое целое взаимодействие.


Задать вопрос