Психологическая диагностика имеет первостепенное значение в процессе выявления нарушений в развитии у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Психодиагностическое обследование ребенка с ОВЗ носит системный характер, включая в себя изучение всех сторон психической сферы: когнитивные процессы, речь, состояние эмоционально-волевой сферы, личностное развитие. Данное обследование должно быть организовано, учитывая возраст и предполагаемый уровень актуального психического развития ребенка. На основе этих показателей определяются формы организации процедуры психодиагностического обследования, производится выбор методического аппарата исследования, определяются количественные и качественные показатели интерпретации результатов. Необходимо помнить о том, что что предъявляемые задания должны быть доступны для ребенка. Процедура психодиагностического обследования ребенка с ОВЗ должна опираться не только на его «зону актуального развития», но и выявлять потенциальные возможности — «зону ближайшего развития». Осуществляя подбор заданий для диагностического исследования, необходимо опираться на научную основу методического аппарата исследования, т. е. предъявляемые задания должны выявлять необходимые стороны психической деятельности, способствующие выполнению заданий, а также выявлять нарушенные компоненты психической деятельности у ребенка с ОВЗ. Результаты исследования должны иметь качественную и количественную оценку, качественно-количественный анализ показателей должен носить однозначный характер для всех обследуемых детей. Для того, чтобы получить максимально информативные и объективно достоверные результаты, требуется соблюдение ряда условий:
− соответствие применяемого методического аппарата целям и гипотезе исследования;
− определение приоритетных психических функций, требующих изучения;
− применение принципа целостности при подборе экспериментальных заданий, в результате соблюдения данного принципа составляется развернутая психологическая характеристика на ребенка;
− подбор заданий должен носить различную степень сложности их выполнения;
− соблюдение принципа соответствия заданий возрасту ребенка;
− задания должны максимально способствовать установлению контакта с ребенком, не вызывая негативных реакций при их выполнении;
− учет влияния аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности;
− дозированная методическая нагрузка при обследовании, не приводящая к психическому истощению ребенка;
− удобство применения диагностического комплекса;
− определение стратегии предъявления диагностических заданий: от простого к сложному (выполнение заданий по степени возрастания сложности придерживаются такие авторы, как А.Анастази, В. М. Блейхер и др.) или чередование простых и сложных заданий в целях профилактики утомления (И. А. Коробейников, Т. В. Розанова).
В современной отечественной психодиагностике часто используются зарубежные психологические тесты: тесты Д.Весклера, классификации IQ-показателей по Векслеру, зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер, прогрессивные матрицы Равена и др.
Основную часть методического аппарата исследования составляют вербальные методики (тесты). Часть авторов и исследователей наделяют вербальные методики исключительно высокими диагностическими возможностями, например, производить оценку умственного развития основываясь на словарном запасе ребенка. Вербальные методики по своему составу достаточно разнообразны, основная их часть изучает мыслительные процессы испытуемых. Применение данной категории методического аппарата исследования подразумевает, что обследуемый, пользуется в своих ответах тем речевым материалом, который содержится в ответах, но и использует собственный имеющийся запас знаний и представлений об окружающем и интеллектуальные навыки. Однако в большинстве случаев при оценке интеллектуального развития особенности речевой деятельности мало принимаются во внимание. В нейропсихологии речевой стороне также придается существенное значение на основании того, что понимание инструкции и форма речевого ответа служат для оценки сохранности определенных функциональных систем. Часть методик направлена на изучение содержания изложения речевых средств. В данном случае предметом оценки являются логичность повествования, наличие логических последовательностей изложения, полнота описания сюжета и др.
Необходимо помнить, что при выборе диагностических методик вербальной направленности следует опираться на многочисленные исследования таких авторов как Ж. И. Шиф, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова и др., которые доказали, что отставание в развитии речи отражает нарушение умственного развития.
Для определения уровня умственного развития с учетом соотношения различных аспектов речи в ее взаимосвязи с действительностью за рубежом известной является единственная батарея тестов — Иллинойсский тест психолингвистических способностей (ITPA). На основании проведенных исследования, Иллинойские тесты обладают высокой способностью к дифференциации детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития, имеющих речевые нарушения.
Среди недостатков в использовании этих тестов выделяется их применение до 9-летнего возраста. При преодолении данного возрастного порога результаты выполнения этих тестов максимально приближаются к стопроцентному, не выявляя различий между детьми.
В специальной психологии известны модифицированные варианты тестов интеллектуальных способностей, которые были разработаны для диагностики развития детей различных нозологических групп: детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Известны и применяются такие модификации тестов, как:
− Тест способности к обучению глухих Хискея-Небраска — адаптированные шкалы Векслера, которые включают в себя невербальные субтесты;
− Адаптированные тесты Бине и шкалы Векслера, тест способности слепых к обучению. В этом варианте использования тестов предпочтение отдается применению вербальных тестов и отказу от тестов действия;
− Адаптация шкалы-действия Лейтер, Лабиринтов Портеуса, шкалы Стенфорд-Бине, Словарного теста в картинках Пибоди. Данные методики предназначены для обследования лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА). В этих тестах ответы могут быть даны письменно, указательным жестом или кивком, т. е. тем способом, который наиболее удобен и доступен для испытуемого.
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет выраженные трудности в связи со значительным многообразием проявлений у детей данной нозологической группы нарушений двигательного, психического, речевого развития. Требуется учитывать все факторы, которые определяют психическое развитие данной категории детей.
Большинство психодиагностических заданий могут быть использованы в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, однако реализация методов и способов диагностики должна учитывать структуру дефекта ребенка с НОДА.
В работах отечественных исследователей по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.) описаны методики, которые могут применяться в диагностике детей, имеющих двигательные нарушения. Авторы отмечают, что в схему обследования этих детей требуется включать задания, направленные на изучение восприятия, конструктивного праксиса, пространственно-временных представлений, графических навыков. Важным компонентом психодиагностического исследования детей с НОДА является изучение навыков чтения, письма, счета. Учет выявленных нарушений реализуется при построении программы коррекционно-развивающей работы.
Использование в диагностике вербальных методов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата таких, как, метод беседы, «Заучивание 10 слов», «Неоконченные предложения» и др. имеет существенные ограничения вследствие особенностей развития у них речевой сферы, наличия грубых нарушений звукопроизношения, выраженного недоразвития лексико-грамматического компонента речевой сферы.
Нарушения интеллектуального развития не позволяют в полной мере применять следующие методики: тест Векслера, «Последовательность событий», исключение неподходящего предмета (четвертый лишний), патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) и другие личностные опросники.
Использование в психодиагностике детей с НОДА невербальных методик целесообразно применять при выраженных речевых нарушениях, глухоте. Однако получение достоверных результатов посредством использования таких методик, как складывание пирамидки, складывание разрезных картинок, «Доски Сегена», «Почтовый ящик», Методика Кооса и др. существенно затруднено вследствие наличия двигательных и оптико-пространственных нарушений у детей.
Использование в психодиагностике детей с НОДА методов изучения продуктов деятельности также имеет выраженные ограничения. В ситуации наличия выраженной двигательной патологии происходит обесценивание диагностического результата, так как оценка уровня сформированности пространственных представлений, запаса знаний и представлений об окружающем мире, степени сформированности всех психических функций, эмоционального фона, особенностей личности становится практически невозможной вследствие психофизических нарушений детей. Применение проективных и рисуночных методик должно производиться с большой осторожностью в отношении детей с двигательной патологией. Изобразительная деятельность и уровень сформированности графических навыков у детей с НОДА имеет ряд специфических особенностей в силу имеющихся моторных ограничений: примитивность, каракулеобразность изображений, непропорциональность деталей, нарушение пространственных взаимоотношений. Все это не позволяет ребенку с двигательной патологией полноценно графически реализовать творческий замысел.
В настоящее время в психодиагностике детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата унифицированная система диагностики не разработана, на это влияет большое количество факторов, которые необходимо учитывать. Среди всех методов, используемых в диагностике, наиболее информативным является пролонгированное наблюдение в сочетании с экспериментальным изучением отдельных психических функций, а также изучением и учетом уровня обучаемости. Этот подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с НОДА и его зоны ближайшего развития является затратным по времени и требует от специалистов, осуществляющих диагностику, высокой квалификации, знания клинических особенностей детей данной категории нарушенного развития, а также особенностей психического и речевого развития детей.
Успешность диагностической работы может быть обеспечена только при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, соблюдении принципов психодиагностической работы и требований к диагностике детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Литература:
- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / С. Д. Забрамная. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 112 с.
- Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1.
- Инденбаум, Е. Л. О валидности некоторых диагностических методик для обследования детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. — 2013. — № 4. — С. 29–36.
- Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2007. 152 с.
- Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
- Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практ. психологии. М., 1997. — 176 с.
- Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие для студентов вузов... / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — М.: ВЛАДОС, 2008, 2013. –143 с.