Статья посвящена коррекционным и образовательным подходам командного метода сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в учреждении психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, командный метод.
Актуальность исследования . Проблема обучения, социализации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) занимает существенное место в психолого-педагогическом сопровождении. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, комплексное психолого-педагогическое сопровождение и коррекция дают возможность детям с РАС обучаться и приобретать социальный опыт. В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ говорится о необходимости обеспечения комплексного или командного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС на протяжении всего периода обучения.
Вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС посвящены работы Е. Р. Баенской, К. С. Лебединской, М. М. Либлинг, О. С. Никольской, Н. Я. Семаго, Е. А. Соломахиной, М. Ланзинд и др.
Комплексная и командная работа с аутичными детьми включает в себя развитие когнитивной сферы, общей и тонкой моторики, коммуникативных навыков и обучение социальному взаимодействию и социальную адаптацию.
А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная, Ю. В. Никитина, А. И. Козорез, С. Н. Панцырь, О. В. Стальмахович считают, что необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного образования, продвижение в личностном развитии, является применение различных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения. В таком случае командный метод усилит образовательный результат с учетом специфики характерных трудностей обучающихся с РАС [2].
Учеными педагогами и психологами определена цель командного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС: создание условий для развития внутреннего потенциала, оказание системной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, а также в освоении адаптированной основной образовательной программы [1].
Отталкиваясь от уже накопленного опыта в исследуемой области, ознакомившись с научно-педагогическими и психологическими трудами, нами была сформулирована цель : провести анализ эффективности командного метода работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи: диагностика индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС; создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся; создание дорожной карты по итогам диагностики на каждого обучающегося; коррекция нарушений, общее развитие и формирование компетенций; консультирование педагогов и родителей (законных представителей; профориентационная работа и выбор жизненных ориентиров.
Объект исследования — обучающиеся с РАС.
Предмет исследования — командный метод психолого-педагогического сопровождения.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие младшие школьники КОУ ВО «Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции». Всего участвовали 20 обучающихся (2 девочки и 18 мальчиков). В группу испытуемых вошли дети с расстройством аутистического спектра, дети с детским церебральным параличом (правосторонние, левосторонние и смешанные гемипарезы); дети с задержкой психического развития. Сравнительный анализ был проведен на трех категориях детей. Исследование началось в сентябре 2019 года. Всего было два мониторинговых среза — в сентябре 2019 и начало сентября 2020 года. Исследование будет продолжаться до 2022 года.
Участники исследования (педагогический состав — команда): педагоги начальной школы; дефектологи; педагоги-психологи; тьюторы; воспитатели; логопеды; педагоги дополнительного образования.
Методы исследования: комплект игрушек для психологической песочницы «Цветной городок»; игрушка развивающая «Тактилики»; развивающий бизиборд для детей, коммуникация с которым строится на основе методики «Монтессори»; полусфера балансировочная; дидактические игры «Кто где живет?» и «Моя семья»; сенсорный пол (командные и индивидуальные задания»; развивающая игрушка Бизикуб.
Игры подобраны таким образом, чтобы их могли использовать все специалисты, сопровождающие детей. В связи с тем, что у детей с РАС восприятие окружающего мира имеет особую психологию. Сенсорные каналы у них развиты слабо, мозг не успевает обрабатывать информацию в комплексе, а лишь фрагментарно. Игры должны быть тихими, предполагается, что ребенок участвует в них пассивно, с минимальным общением. Такая функция у специальных игрушек, которые мы подобрали для мониторинга.
Результаты и их обсуждение
Первый мониторинг был проведен в сентябре 2019 года. Для каждого ребенка составлена индивидуальная карта и разработан индивидуальный маршрут. Полученные первичные результаты оценивалась в баллах: 0 — низкий уровень; 1 — уровень ниже среднего; 2 — средний уровень; 3 — высокий уровень.
Мониторинг начало сентября 2020 года оценивался следующим образом: 0 — изменений не произошло; 1 — незначительные изменения имеются; 2 — уровень развития средний; 3 балла — уровень развития высокий. Наивысший балл получен только некоторыми детьми с заболеванием ДЦП и сохранным интеллектом и одним ребенком из группы ЗПР. В таблице показаны среднеарифметические значения.
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня развития детей с ОВЗ до и после отработанной системы командного психолого-педагогического сопровождения
№ |
Методика |
Сентябрь 2019 |
Сентябрь 2020 |
||||
РАС |
ЗПР |
ДЦП |
РАС |
ЗПР |
ДЦП |
||
1 |
Бизиборд «Коммуникация» |
0,78 |
1,56 |
1,89 |
1,23 |
1,79 |
2,01 |
2 |
Бизикуб «Логика» |
0,31 |
1,14 |
1,67 |
0,68 |
1,91 |
2,03 |
3 |
«Кто где живет?» |
1,12 |
1,16 |
1,45 |
1,19 |
1,25 |
2,14 |
4 |
Сортер «Шарики и ступки» |
1,23 |
1,08 |
1,69 |
1,38 |
1,34 |
1,77 |
5 |
Визуальный словарь «Социальные ситуации» |
0,27 |
1,15 |
1,55 |
0,29 |
1,24 |
1,59 |
6 |
Общий балл |
3, 71 |
6,09 |
8, 25 |
4,77 |
7,49 |
9,54 |
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что система психолого-педагогического сопровождения с использованием командного метода дала неплохие результаты. Возможно, эти показатели имеют погрешность, так как в определенные месяцы 2020 года занятия с детьми проводились дистанционно.
Для визуализации результатов построим диаграмму.
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня развития детей с ОВЗ до и после отработанной системы командного психолого-педагогического сопровождения
К преимуществам командного метода психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС относятся следующие возможности: постоянное динамическое наблюдение за обучающимися; сопровождение обучающихся в условиях учреждения; оперативное реагирование на возникающие трудности. Полученные результаты доказывают эффективность командного метода психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Литература:
- Семаго Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Серия «Инклюзивное образование». Вып. 2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/autism/2017/n1/semago_solomahina_full.shtml [Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС — Аутизм и нарушения развития — 2017. Том. 15, № 1] (дата обращения 14.09.2020)
- Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с