Энергетическое право США прошло достаточно долгий путь своего становления и развития. Начиная с доминирования доктрины классического либерализма, определявшей формат функционирования экономики стран Запада в XIX в., американское законодательство постепенно сместило акценты в вопросах государственного вмешательства в нефтегазовую систему страны в пользу сужения и ограничения свободы предпринимательства. Однако к концу прошлого столетия с реанимированием идей консервативного неолиберализма нефтегазовое законодательство США претерпит существенные корректировки. В данной работе будут даны оценки наиболее важным нормативно-правовым актам, ставшими своего рода маркерами пройденного пути в становлении современного энергетического права США.
Ключевые слова: природный газ, США, нефтегазовое законодательство, энергетическое право, Закон о природном газе, Решение Филлипса, Закон о политике в сфере газовой отрасли, Закон об отмене контроля в сфере ценообразования на природный газ.
Считается, что в США активная добыча природного газа началась в середине XIX столетия. В данный отрезок времени еще не образовался общенациональный рынок этого вида углеводородного сырья. Мы можем лишь констатировать о том, что цена на газ определялась рыночными механизмами, свойственными тому или иному штату. Добавим, что, несмотря на обострение противоречий между штатами из-за вопроса о рабстве, которое наиболее ярко проявило себя именно в рассматриваемый нами период, страна переживала бурный рост промышленности, в том числе и в сфере транспорта, что, в свою очередь, способствовало росту спроса на углеводороды. Отсутствие законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере добычи, транспортировки и продажи газа, вело к тому, что на уровне штата формировался свой производитель-монополист.
Оживление межрегиональной торговли в начале XX в. послужило причиной попытки усиления роли государства в нефтегазовом секторе страны. Данное обстоятельство объясняется тем, что администрация некоторых штатов выражала недовольство низкими ценами на газ в тех регионов, где добыча голубого топлива была более развита. Широкое распространение получило мнение о необходимости выравнивания цен на национальном уровне, что требовало более активной роли государства. Однако, как констатируют исследователи, данная попытка пересмотра механизма ценообразования оказалась безуспешной. Верховный суд США своим решением подтвердил главенство правил рыночной экономики и осудил сговоры между администрациями отдельных штатов [1, с.10].
Однако мировой экономический кризис 1929–33 гг. не прошел бесследно и для нефтегазового сектора Северной Америки. Кейнсианство получало все более широкую популярность и политики левых убеждений становились все более востребованы. Ключевым моментом для развития газового сектора американской экономики стал 1938 г., когда федеральным законодательным органом был принят «Закон о природном газе» (Nnatural gas act (NGA)). Представителями Демократической партии было инициировано принятие данного документа, который отныне определял цены на транспортировку природного газа. Предполагалось, что компании, которые владели и эксплуатировали газопроводы, на тот отрезок времени исполняли сугубо посреднические роли в процессе доставки товара от производителя к конечному потребителю. Поэтому влияние данных игроков на ценообразование было сведено к минимуму. Более того, тенденции монополизации, к которым наиболее критически относились именно демократы, более четко прослеживались именно в сфере транспортировки газа. Данное обстоятельство, как полагают исследователи, также способствовало принятию рассматриваемого нами нормативно-правового акта. Заметим также, что начатая борьба с монополизацией в нефтегазовом секторе была продолжена. Уже в 1940 г. в США в академических кругах начнется дискуссия по вопросу о том, необходим ли закон, который поставит под контроль государства и отпускные цены на голубое топливо с мест его добычи.
Следующим важным шагом в развитии нефтегазового законодательства США стало принятие Верховным судом США в 1954 г. так называемого «Решения Филлипса» (Phillips Petroleum Co. V. Wisconsin). Суть данного спора заключалась в следующем. Администрация штата Висконсин выразила озабоченность тем, что компании, добывающие газ, реализуют его по чрезвычайно завышенным ценам, тем самым нанося ущерб национальной экономике. В качестве примера были предоставлены данные по продажам известной корпорации Phillips Petroleum. После длительных и оживленных дебатов решение было принято в пользу государственного регулирования цен на газ в местах его добычи (wellhead).
Безусловно, 70-е гг. прошлого века стали переломными в истории мировой экономики и в развитии экономической теории как науки. Данное обстоятельство объясняется тем, что мировая экономика столкнулось со стагфляцией. Напомним, что под данным термином понимается экономический кризис, показателями которой являются и высокая инфляция и рост безработицы одновременно. До 70-х гг. прошлого столетия в мировой экономической науке доминировало, как известно, кейнсианская теория, сторонники которой считали категории инфляция и неполнаязанятость дихотомичными. Предполагалось, что при росте цен национальная экономика работает на полную мощь, что, в свою очередь, только поддерживает спрос на рабочую силу на высоком уровне. Однако, как оказалось позднее, ситуация может быть усложнена тем, что высокая себестоимость природных ресурсов, в частности нефти и газа, не позволит национальной экономике задействовать рабочие силы на полную мощь.
В 1978 г. в США был принят «Закон о политике в сфере газовой отрасли» (Natural gas policy Act (NGPA)). Примечательно, что государственная вмешательство в ценообразование был ослаблено. Тем не менее, говорить о том, что с принятием данного нормативно-правового акта мы наблюдаем отход от прежней модели активной роли государства в нефтегазовой отрасли, пока еще преждевременно. Основная идея принятого закона заключалась в том, чтобы создать регулируемый общенациональный рынок природного газа. Действительно, отныне цена на газ не могла быть зафиксирована Министерством финансов страны. Однако американский законодатель обязал газодобывающие компании учитывать уровень инфляции в стране. Таким образом, незаконной считалась продажа голубого топлива, если рост уровня его отпускной цены опережал рост уровня инфляции в стране. Как констатируют исследователи, принятие данного нормативно-правового акта существенно оживило нефтегазовую отрасль в стране. Примечательно, что стагфляция в такой ярко выраженной форме в последующие годы уже не наблюдалась.
Пик популярности так называемых рейгономики и тетчиризма, которые олицетворяли собой реанимирование идей консервативного либерализма, как известно, пришелся на 80-е — начало 90-х гг. прошлого столетия. Не обошла данная тенденция и американское законодательство в сфере нефти и газа. Добавим также, что подобная тенденция наблюдалась во многих странах западного мира [2].
В 1989 г. североамериканский законодатель принял «Закон об отмене контроля в сфере ценообразования на природный газ» (The Natural Gas Wellhead Decontrol Act). Преподавалось, что новый курс экономической политики оживит американскую экономику. В целом, данные ожидания оправдались. В данный отрезок времени экономика США стала уверено расти. «Ежегодные темпы роста реального ВВП перешли рубеж 4 %, повысились темпы роста производительности труда, вялые в течение длительного времени в прошлом. Относительно быстрый рост продолжился и в 2000 г., уровень безработицы к концу десятилетия упал до 4 %, инфляция подавлялась. Темпы экономического роста превысили показатели 60-х годов — самого благополучного периода, отмеченного в США» [3].
Итак, по материалам нашего исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, нефтегазовый сектор любой страны, в том числе и США, представляет собой сферу интересов крупного бизнеса, который, в свою очередь, отнюдь не спешит разделять идеи социальной справедливости. Заметим, что откат к либеральным идеям в законодательной сфере был осуществлен в годы правления республиканцев. Пожалуй, годы правления Р.Рейгана можно назвать некой квинтэссенцией современного консервативного либерализма. Напомним, что программа «звездных войн», обострение отношение с СССР пришлись именно на годы правления республиканцев из команды Р.Рейгана. Во-вторых, законодательство в сфере нефтегазового регулирования наиболее ярко и наглядно продемонстрировало мировой общественности и академическим кругам тот идеологический разворот (либерализм — кейнсианство — неолиберализм) который мир пережил на протяжении прошлого столетия.
Литература:
1. Aliyeva S. Karşılaştırmalı hukukta doğal gaz sözleşmelerinde uygulanan ‘al ya da öde’ (take or pay) klozu. — Ankara: Ankara üniversitesi, 2014.- 128 s.
2. Нуриев Б. Д., Зулькарнаева Е. З., Яковлева Р. П. Нефтяная промышленность Турции в середине XX в.: реформы в области энергетического права // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 8. — С.393–397.
3. Д. М. Котц Неолиберализм и экономическое развитие США в 90-е гг. Режим доступа http://vasilievaa.narod.ru/6_1_03.htm. Дата обращения: 14.09.2020.