В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования России в целом, а также проблема финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края, в частности. Проведен анализ и оценка основных факторов, которые негативно влияют на выделение государственного бюджета в образование. Выделены основные слабые стороны в финансовом управлении общеобразовательными учреждениями, а также даны рекомендации по повышению эффективности финансового планирования и привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования образовательных учреждений.
Ключевые слова: финансирование, бюджетное финансирование, финансирование образовательных учреждений, финансовые ресурсы, образовательные услуги
Keywords: financing, budget financing, financing of educational institutions, financial resources, educational services.
Совершенствование системы финансового планирования деятельности бюджетных образовательных учреждений представляет собой одну из ключевых проблем развития системы образования в современных социально-экономических условиях.
В настоящее время государство наделило образовательные учреждения достаточной самостоятельностью в ведении их финансово-хозяйственной деятельности и распоряжении заработанными средствами.
Федеральное законодательство определило переход от финансирования учреждений к финансированию реализуемых им услуг, что, в свою очередь, определило переход от финансирования образовательных учреждений к финансовому обеспечению их деятельности, изменив роль государства по отношению к реализуемой государственной (муниципальной) услуге от производителя к заказчику [3].
Одним из направлений совершенствования финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений является повышение эффективности бюджетных расходов, представляющее собой одну из ключевых задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. В Бюджетном кодексе РФ говорится о том, что «принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [2].
Вопрос эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг — один из основных при анализе бюджетных расходов в целом и на общее образование в частности. В обстоятельствах ограниченности ресурсов бюджетов оценка эффективности расходов бюджетов образовательных учреждений приобретает особое значение. Снижение качества общеобразовательных услуг при увеличении расходов бюджетов на общее образование позволяет говорить о неэффективном планировании и последующем освоении бюджетных средств. [5]
Согласно Бюджетному кодексу РФ, финансирование образовательных организаций возможно за счет нескольких источников: из бюджетов различных уровней, а также из бюджета, к которому относится учредитель учебного заведения; по целевым программам бюджетов других уровней; в результате получения собственных доходов учреждения при осуществлении предпринимательской деятельности [2]. Планирование расходов бюджетных средств необходимо осуществлять с определением конкретных целей, ожидаемых результатов и необходимых для этого затрат с контролем соответствия достигнутых результатов запланированным. В этой связи был принят Федеральный Закон от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который на законодательном уровне устанавливает связь между финансированием и контрольными цифрами приема. [3]
Для детального рассмотрения проблематики финансового планирования общеобразовательными учреждениями, стоит проанализировать государственное финансовое обеспечение сферы образования в России. По данным Минфина РФ объем бюджетных ассигнований программы из средств федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие образования 2013–2020 годы» составило 4 134 329,9 млн. руб. Государственное финансовое обеспечение сферы образования представлено в таблице 1. [7]
Таблица 1
Государственное финансовое обеспечение сферы образования в России
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. |
2017 (факт) |
2018 (факт) |
2019 (факт) |
2020 (прогн) |
2021 (план) |
Всего |
16728,4 |
17 424,5 |
18 037,3 |
18 994,3 |
20 026,0 |
Консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей |
10135,6 |
11 311,7 |
11 774,1 |
12 420,6 |
13605,8 |
В том числе: |
|||||
Сфера образования млрд. руб. |
614 960,2 |
663 161,8 |
653 364,6 |
668 868,6 |
678 665,8 |
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, % |
5,99 |
6,44 |
7,04 |
6,82 |
6,47 |
ВВП государства млрд. руб. |
92089,3 |
103626,6 |
105820,0 |
110732,0 |
118409,0 |
Доля расходов на образование в ВВП государства, % |
3,7 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Проанализировав данные государственного финансирования сферы образования в России, мы видим, что удельный вес расходов на образование к ВВП существенно ниже нормы, заданной мировой практикой. Таким образом, современная система образования требует увеличения объемов финансирования для дальнейшего эффективного функционирования и развития, что является одной из значительных проблем всей системы образования. [6]
В связи с недостаточностью государственного финансирования образования в РФ остро встаёт проблема грамотного финансового планирования бюджетными образовательными учреждениями, которое позволит достичь заданных и (или) лучших результатов с использованием выделенных бюджетных средств. Кроме того, необходимость финансового планирования общеобразовательными учреждениями обусловлена следующими факторами:
− во-первых, с точки зрения стратегии и тактики развития учреждения управление его финансовым состоянием является приоритетным, так как обеспечивает возможности для его функционирования и перспективы дальнейшего развития;
− во-вторых, финансовые ресурсы являются связующим звеном между учетом и управлением. [4]
О значимости финансового планирования учреждения свидетельствует тот факт, что от эффективного управления финансовой деятельностью учреждения зависит обеспечение его ресурсами в целом, так как скорейший переход финансовых ресурсов в форму основных и оборотных средств и обратно в финансовые ресурсы определяет наилучшие возможности эффективного использования экономического потенциала учреждения.
Необходимость повышения качества финансового планирования современных бюджетных образовательных учреждений обусловлена рядом проблем:
− сохранение административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет;
− при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено;
− несвоевременное поступление бюджетных средств на расчётные счета бюджетных учреждений. Для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.
− отсутствие краткосрочного планирования смет доходов и расходов, их анализ, для составления планов и прогнозов на будущий период. Сметы доходов и расходов необходимо составлять помесячно с указанием фактических данных и плановых, сравнивать их и делать выводы.
Вместе с тем стоит отметить, что анализ результатов реализации образовательной политики в Забайкальском крае за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы отрасли на ближайшую перспективу. К положительным изменениям последнего времени можно отнести:
переход на принципы бюджетирования, ориентированного на результат;
переход к финансированию общеобразовательных учреждений на 51 основе нормативов в части расходов на реализацию общеобразовательных программ (далее — НПФ);
распространение эффективных организационно-экономических и финансовых механизмов на сферу профессионального образования;
развитие образовательной сети;
совершенствование региональной системы оценки качества образования;
привлечение органов государственно-общественного управления к управлению образованием;
введение новой системы оплаты труда работников образования, направленной на стимулирование качества образования.
Решение проблем финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края видится по трем основным направлениям:
Рис. 1. Меры по совершенствованию финансового планирования
По нашему мнению, необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев передачу полномочий утверждения плана ФХД образовательного учреждения руководству этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т. п. открытой процедурой). Также представляется наиболее рациональным ориентирование на краткосрочное финансовое планирование. Краткосрочное планирование включает в себя составление годового, а также квартальных и месячных планов. Задачами данного метода планирования являются:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной и финансовой деятельности предприятия;
- определение путей эффективного вложения денежных средств, оценка степени их рационального использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;
- контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Для исполнения третьего направления предлагается общеобразовательным учреждениям вести деятельность в соответствии с долгосрочными целевыми программами с помощью методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Финансовые ресурсы, выделяемые образовательным организациям из бюджета не способны обеспечить удовлетворения всех потребностей в части учебной и научной деятельности. В виду этого, образовательным учреждениям необходимо привлекать дополнительные источники внебюджетного финансирования. На рисунке 2 приведены некоторые возможные источники внебюджетного дохода.
Рис. 2. Внебюджетные источники финансирования
Мы видим достаточное количество источников дополнительного финансирования, в частности государственные гранты. Содействие и осуществление деятельности в области просвещения, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования являются приоритетными направлениями в области грантовой поддержки. Гранты предоставляются НКО, которые реализуют социально значимые проекты, а также проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и участвуют в развитии институтов гражданского общества.
Развитие внебюджетных источников финансирования является одним из наиболее эффективных инструментов управления финансами учреждений образования, а также оно создает условия для повышения эффективности их деятельности и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.
Дополнительным инструментом повышения системы финансового планирования можно назвать автоматические информационные системы планирования. Опыт передовых бюджетных общеобразовательных учреждений России показывает положительные результаты от использования современных автоматизированных информационных систем планирования, которые позволяют вести учет доходов, формирование реестра расходных обязательств, формирование финансового плана, планирование, расчет, планирование внесений изменений в бюджет в течение года.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. Работу системы образования объективно дестабилизируют факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики; неполнота нормативно-правовой базы; систематическое неисполнение норм законодательства.
Неудовлетворительное финансирование является одним из главных факторов и источником кризисных ситуаций в системе образования. Необходимо решать эту проблему.
Литература:
- Балашов Г. В. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы // Регионология, 2015. — С. 120.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Законодательство: Версия Проф. — URL: http//base.consultant.ru (дата обращения: 10.06.2020 г).
- Бюджетное право: Учеб. пособие. / Под ред. Никитина А. М. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. — С. 235.
- Васильева, В. Г. Структура механизма финансирования системы образования / В. Г. Васильева, Н. Э. Павленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 33–35. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50270/ (дата обращения: 06.06.2020).
- Дайновский А. Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность. М., Экономика, 2017.
- Егупова О. А. Проблемы финансирования образования // Ученые записки. 2009 — № 13 — С. 142–148.
- Крылова Е. Б., Симакина М. А., Фрыгин А. В. Трансформация подходов к оценке эффективности расходования бюджетных средств на общее образование в ходе его реформирования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие.). 2016. № 3. С. 167–171.
- Стребков, С. Г. Направления совершенствования оценки эффективности бюджетных расходов на образование / С. Г. Стребков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 257–261. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59367/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Законодательство: Версия Проф. — Режим доступа: http//base.consultant.ru (дата обращения: 08.06.2020 г).