Статья посвящена вопросу реформирования судебной системы в Казахстане, основанного на внедрении «ночных судов», с целью устранения проблем низкой «производительности» судебной системы, усиления защиты прав граждан на фоне непрерывного развития рыночных отношений и общества.
Ключевые слова: судебная система, реформирование, «ночные суды».
После обретения страной независимости в казахстанской судебной системе произошли существенные изменения. Одним из ключевых направлений реформ выделяются обеспечение верховенства права и модернизация этой сферы. За последние годы принято большое количество государственных программ и законодательных новшеств в целях улучшения деятельности судов.
Основной задачей судебной власти Казахстана стало разрешение конфликтов и споров, которые возникают в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон.
Для решения проблем низкой «производительности» судебной системы в Казахстане решили воспользоваться опытом зарубежных стран (Сингапура, США, Великобритании и других стран) и разработать систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе за счёт повышения дисциплины проведения судебных заседаний. Стали осуществлять контроль соблюдения расписаний, продлевать при возникшей необходимости рабочие часы, резко ограничивая практику перерывов в судебных заседаниях, которая приводила к растягиванию судебных процессов, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т. д.
С целью устранения данных проблем и повышения гарантий защиты прав граждан на фоне стремительного развития рыночных отношений и общества в Казахстане в 2001 году начинают создаваться специализированные суды: межрайонные экономические суды, межрайонные административные суды, специализированные финансовые суды, межрайонные суды по делам несовершеннолетних и т. д. Создаётся соответствующая нормативно-правовая база по обеспечению деятельности специализированных судов.
Итоги деятельности данных судов доказали целесообразность их образования. Создание специализированных судов способствовало оптимальному решению вопросов специализации, повышения квалификации судей, уменьшения нагрузки на суды и повышению эффективности судебной деятельности. Как показывает опыт специализированных судов в зарубежных странах, специализация позволяет судьям на основе углубленных знаний по определенным отраслям права, специфических особенностей и нюансов отдельных категорий дел выносить более квалифицированные судебные решения, что является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность судебной работы и решения некоторых проблем, связанных с судебной нагрузкой.
Результатом изучения зарубежного опыта стала разработка и введение в действие многочисленных проектов, среди которых можно выделить такие, как «Примирение в суде» и «Помощник судьи». Обращения в рамках данных проектов касаются семейно-бытовых, трудовых и наследственных споров, а также взыскания долга и прочих вопросов.
Применение примирительных процедур по проекту «Примирение в суде» позволило оценить ситуацию, принять взвешенные решения с целью экономии времени и окончания разрешения дел в пределах 5 дней. Кроме того реализация проектов позволила значительно сэкономить денежные средства (госпошлина, судебные издержки, расходы на дорогу и т. д.). Важно отметить, что проведение консультаций снизило количество обращений граждан в суд. Процедуры осуществляются бесплатно для социально-незащищенных слоев населения, инвалидов 2 группы, многодетных матерей, участников локальных войн.
Проект «Помощник судьи» реализуется за счет внутренних резервов судов Казахстана. Главной целью выступает помощь судьям при рассмотрении гражданских дел. Помощь осуществляется по таким направлениям, как: подготовка заключений по спорным вопросам применения действующего законодательства; изучение поступающих судье обращений граждан и юридических лиц; сбор необходимых сведений; контроль деятельности секретаря судебного заседания; мониторинг действующего законодательства; составление проектов аналитических справок по направлениям деятельности суда и другая работа.
С 2018 года одним из основных направлений совершенствования судебной системы стало внедрение проекта «Ночные суды» в городах Астана и Алматы, Актюбинской, Карагандийской, Алматинской, Восточно-Казахстанской областях и др. В рамках проекта рассматриваются правонарушения в области дорожного движения.
По общему мнению участников проекта (судей Верховного Суда, местных судов, представителей прокуратуры, МВД, адвокатуры и других заинтересованных лиц) создание «ночных судов» актуально и необходимо.
Практика показывает, что после поступления телефонного вызова о происшествии дежурный инспектор прибывает на место не сразу, а спустя продолжительное время (в среднем полтора часа). Далее составляются материалы (протоколы об административном правонарушении, осмотре места происшествия, изъятии документов и т. д.), которые направляется в суд в течение трех суток с момента составления протокола. На затягивание процессуальных сроков направления дел в суд органами внутренних дел влияет процедура получения в производство первично собранного дежурным инспектором материала. Им не всегда удается вовремя собрать полный пакет документов, необходимых для рассмотрения в суде (справки из наркологического диспансера, психиатрического диспансера и т. д.). Учитывая при этом общую нагрузку судей, рассмотрение дела может затянуться от двух недель до одного месяца. Когда дело рассмотрено и судом вынесено постановление, стороны ожидают срока вступления его в законную силу (десять суток со дня вручения сторонам).
Указанные проблемы негативным образом отражаются на гражданах, которые, испытав страх и психологический стресс от происшествия, вынуждены длительное время находиться в состоянии переживания, ведь в среднем со дня ДТП до момента получения страховой выплаты может уйти до трех месяцев. Потерпевшие в этот период несут убытки, расходы, вызванные невозможностью эксплуатации автомобиля, и т. д. Это создает реальные неудобства, показывая неэффективность существующей модели разрешения таких дел.
Требует решения и ряд других проблем. В частности, оперативное рассмотрение материалов об административных правонарушениях сдерживается тем, что материалы в суде не рассматриваются без правонарушителя, тогда как в административном протоколе правонарушитель согласен с совершенным правонарушением, прилагаются объяснительные, заявление. Другой сдерживающий фактор — материалы не принимаются без удостоверения личности правонарушителя, хотя подтверждающие его личность материалы, заверенные участковым инспектором и гербовой печатью, прилагаются. Суд не принимает материалы без фактического присутствия правонарушителя, и это в свою очередь порождает истечение сроков давности, что влечет направление судом частного постановления по принятию мер в отношении участкового инспектора полиции.
«Ночные суды» необходимы для своевременного принятия решений в отношении правонарушителей, чтобы не допустить уклонения от ответственности, оперативно рассматривать дела, предусматривающие арест, что актуально из-за отсутствия возможностей административного задержания лиц, подлежащих аресту.
Рассмотрение дел в «ночных судах» Казахстана возможно в случае, когда: нарушитель признает себя виновным в совершенном правонарушении; нарушитель согласен с причинённым ущербом; имеется ходатайство обеих сторон о рассмотрении дела незамедлительно. Для удобства граждан судьи работают в «ночных судах» с 18.30 до 22.00.
Введение ночного суда и рассмотрение дел в сокращенном порядке уже доказало свою эффективность. Функционирование судов в ночное время суток позволяет оперативно рассматривать административные материалы. Проект расширяет возможности для защиты прав граждан, повышает удобство и эффективность осуществления правосудия. Значительно экономится время фигурантов дела, которым не нужно ждать наступления рабочего дня, чтобы принять участие в судебном разбирательстве. Участники ДТП, которые невиновны в случившемся инциденте на дороге, больше не ждут до трех месяцев, чтобы материал был передан в суд, было вынесено постановление суда, а судебный акт вступил в законную силу.
Таким образом, можно сделать вывод, что введение ночных судов с сокращенным порядком судопроизводства позволяет ускорить конечный результат, в кратчайшие сроки разрешить вопрос об ответственности и получить в случае дорожно-транспортного происшествия страховую выплату. Соответствующий положительный результат имеет немедленная выдача стороне постановления суда с отметкой о немедленном его вступлении в законную силу.
Литература:
- О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г № 1406 (ред. от 21.05.2020 г) // Собрание законодательства РФ. — № 1. — 2013. — ст.13.
- Официальный сайт Центра статистических разработок / Т. Ю. Бочаров / Предложения по совершенствованию судебной системы в российской федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации / Т. Ю. Бочаров, В. В. Волков, Л. А. Воскобитова, А. В. Дмитриева, А. А. Смола, К. Д. Титаев, И. В. Цветков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Официальный сайт http://www.enforce.spb.ru/images/Products/reports/ Report_Justice_ System_Preview.pdf
- Официальный сайт Верховного Суда Казахстана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sud.gov.kz/rus/tag/rossiyskiy-zhurnal