Ежегодно быстрыми темпами растет преступность и наркомания среди детей. Очевидно, что тенденция к отклонениям в поведении детей связана с социальной, экономической, политической и экологической неустойчивостью в нравственных ценностях и идеалах у молодежи, в том числе, с отсутствием должного воспитания. Мы сталкиваемся с агрессивным поведением со стороны окружающих нас людей, губительными для здоровья привычками и противозаконными действиями, но каковы истинные причины формирования такого общества? Что же на самом деле заставляет человека приносить вред и нести разрушения как по отношению к себе самому, так и по отношению к социуму? Есть ли способы избежать девиантных настроений в обществе? На эти и многие другие вопросы уже долгие годы пытаются найти ответ специалисты разных областей.
Озвучим же главные причины девиантного поведения у подростков:
- Отсутствие правильного воспитания. Наиболее подвержены данной проблеме дети, воспитываемые в неполной семье. Конфликтные взаимоотношения в семейном кругу, а также асоциальный образ жизни, наличие вредных привычек, таких как, например, пристрастие к алкоголю также является ключевым фактором для формирования девиантного поведения подростка. Основными ошибками воспитания детей можно считать:
– лишение ребенка внимания и заботы со стороны родителей, безразличие к переживаниям ребенка;
– формальное отношение к выполнению обязанностей по воспитанию ребенка и формирования из него полноценной личности (часто формальность воспитания ограничивается финансовыми вложениями в развитие подростка);
– отсутствие способности родителей критически мыслить, когда речь идет об их чаде, отказ от помощи в воспитании, регулярные попытки оправдать отклоняющееся поведение своего ребенка;
– строгость и чрезмерная требовательность, из-за которой у ребенка развивается ощущение невозможности оправдать ничьи ожидания, а соответственно собственной бесполезности;
– холодность и жестокость во взаимоотношениях в семье, регулярные наказания даже за небольшие провинности.
Говоря об отклоняющемся от общих социальных норм поведении, нельзя не упомянуть роль учебных заведений, как один из ключевых факторов влияния на воспитание ребенка. Интерес к учебному процессу является наиважнейшим аспектом становления личности. Однако, преимущественное большинство детей, склонных к девиантному поведению, обладают большими трудностями в обучении и как правило, имеют конфликтные отношения с коллективом, что еще сильнее отдаляет их от социума.
- Медико-биологические факторы
Играют роль наследственные факторы, такие как наследование асоциальных черт характера, наследственность, обусловленная образом жизни родителей.
Существенное значение на формирование личности также оказывают серьезные заболевания, перенесенные в ранние годы, черепно-мозговые травмы, которые могут привести к формированию особенного склада личности, зачастую отличающегося психической нестабильностью. Стоит заметить, что в последние годы, среди молодежи возникает еще одна существенная проблема — «децелерация» — процесс, обратный акселерации, то есть замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма, которая в свою очередь тоже оказывает крайне негативное влияние на социальную адаптацию подростков, они становятся подверженнее влиянию асоциальных идей и взглядов.
- Психические факторы
Как известно, подростковый возраст — наиболее важный период формирования характера и склада личности. Нарушение правильного, здорового формирования личности приводит к различным девиациям в поведении.
Самыми распространенными примерами девиантного поведения среди подростков являются:
– реакция на стресс в форме агрессии, грубости
– отказ от еды, попытки сбежать из дома
– замкнутость, ограничение привычных социальных контактов
Корректировка отклоняющегося поведения:
Говоря о наиболее эффективном влиянии на девиантных подростков, необходимо разделить их на группы, к каждой из которых, необходим свой подход:
– Подростки, впервые совершившие социально-опасное деяние.
Наиболее эффективной помощью этой группе подростков может оказаться включение подростков во внеурочные секции и кружки по интересам. Кроме того, положительное влияние на них окажет приведение в пример протагонистов из кинематографа, книг. Также данной категории подростков необходимо найти друзей, подходящим им по темпераменту и оказывающих благотворное влияние на них.
– Подростки, которые впервые совершили серьезное социально-опасное деяние, но уже раннее имевшие склонность к девиантному поведению.
Обычно не выказывают интерес к образованию. Для эффективной корректировки поведения подростков, относящихся к данной группе необходим постоянный контроль со стороны старших, помощь в выборе правильных примеров для подражания ребенка, поощрение положительной динамики поведения.
– Подростки, систематически совершающие проступки.
Зачастую являются участниками неформальных движений. Для эффективной коррекции поведения необходим серьезный, охватывающий все сферы жизни постоянный контроль, изоляция от компаний, оказывающих негативное влияние на подростков, поощрение необходимо только в случае полного выполнения данных поручений
– Подростки, отличающиеся устойчивой антиобщественной направленностью, зачастую сами являются лидерами асоциальных подростковых группировок.
С ними сложно выйти на контакт, так как они недоверчивы и даже частично враждебны по отношению к старшим. Для эффективной корректировки поведения необходим постоянный, всесторонний контроль как за самим подростком, так и за его окружением, нацеленность на вхождение в зону комфорта ребенка, для дальнейшего построения доверительных отношений.
Таким образом, стоит отметить, что девиантное поведение среди молодежи в наше время — это весьма актуальная проблема, требующая в первую очередь правильно организованной профилактики и незамедлительного решения.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Также, ребенок может пожаловаться учителям. Учителя настроены на поддержание порядка и дисциплины среди учеников, могут оказать ему помощь. Поговорить с его обидчиками, вызвать в школу их родителей и призвать их провести воспитательную работу со своими детьми. Или собрать вместе ребенка, подвергаемого насилию, и его обидчиков и постараться разобраться в их взаимоотношениях.
В последнее время все больше внимания уделяется воспитательному процессу в учебных учреждениях. Так, смысл поправок в Закон об образовании от 21.05.2020: -«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», — сказал президент на совещании о ситуации в сфере образования. В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание также призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде.