В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.
Ключевые слова: коррекция, поведение, эмоционально-волевая сфера, обучающиеся, ограниченные возможности здоровья.
Актуальность исследования. Проблема эмоционально-волевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет особую значимость в связи с тем, что процесс внутренней регуляции поведения и обучения обеспечивается в значительной мере эмоционально-волевой составляющей активности ребенка.
Степень разработанности проблемы. Тема коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ к настоящему времени хорошо изучена и результаты исследований представлены в научных изданиях: в философии Р. А. Петросян, в медицине В. А. Гурьевой, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, в психологии и педагогике Е. М. Беспаленко, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготским, Б. И. Додоновым, Т. М. Земцовой, К. Н. Корниловым, Е. Л. Милютиной, С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Руденко, В. И. Селивановым, Д. Н. Узнадзе, М. В. Чумаковым и др.
В рамках специальной педагогики и психологии особенностям эмоциональной сферы уделяли внимание О. К. Агавелян, Д. В. Березина, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Т. Б. Пискарева, Т. А. Процко, О. Е. Шаповалова и другие ученые.
Однако, в настоящее время проблема эмоционально-волевых расстройств у детей с ОВЗ не решается в полной мере. Расстройства эмоционально-волевой сферы и их коррекция, а также воспитание детей с ОВЗ — одна из центральных проблем современной общей и коррекционной психологии и педагогики. Дети с подобным диагнозом относятся к «группе риска», так как без специальной помощи нарушения поведения становятся стойкими вплоть до патологии в развитии личности. Поэтому организация системы коррекционной помощи, социальная и психологическая адаптация детей данной категории становится приоритетной задачей для психологов.
К особенностям нарушений в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ относятся:
− реактивные состояния — нервно-психические расстройства, синдром гиперактивности;
− конфликтные переживания, внутриличностные конфликты;
− психастения — нарушение психической и интеллектуальной деятельности, ослабление нервно-психических и познавательных процессов;
− психопатия — патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, дезадаптации к условиям социальной и учебной среды.
Причинами нарушения эмоционального развития могут выступать конституциональные причины (тип нервной системы, биотонус, соматические заболевания, расстройство аутистического спектра; задержка психического развития, различные формы детского церебрального паралича, обменные нарушения и др.)
В центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции находятся дети с различными диагнозами, что осложняет работу педагога-психолога, так как различные эмоциональные нарушения требуют индивидуализации корригирующих занятий. Для решения задач коррекции расстройств эмоциональной сферы и поведения обучающихся с ОВЗ была разработана программа, которая является частью научного исследования.
Цель исследования — подбор и обоснование методов коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: разработать программу, включающую разделы: комплексная оценка психического здоровья детей с ОВЗ; психическое здоровье детей в норме и патологии; составляющие психологической устойчивости у детей;
патологии эмоциональной сферы; функциональные расстройства эмоциональной регуляции; методы коррекции эмоционально-волевой сферы; лекотека как средство коррекции эмоций; психологические игры и упражнения; самотренировка воли; цветотерапия; арт терапия; песочная терапия.
Объект исследования — дети с ОВЗ
Предмет исследования — эмоционально-волевые нарушения и их коррекция.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие младшие школьники КОУ ВО «Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции». Всего участвовали 20 обучающихся (2 девочки и 18 мальчиков). В группу испытуемых вошли дети с расстройством аутистического спектра, дети с задержкой психического развития; дети с детским церебральным параличом. Все испытуемые имеют расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Сравнительный анализ был проведен на трех категориях детей. Исследование началось в сентябре 2019 года. Всего было два мониторинговых среза — в сентябре 2019 и начало сентября 2020 года. Исследование будет продолжаться до 2022 года.
Методы исследования: психологические игры («Кто есть кто?», «Комплимент по кругу», «Тропинка в сказочный лес», «Приключения Хрюши» и др.); использование сенсорной комнаты для релаксации или стимуляции центральной нервной системы; рисунки песком; игровые средства для развития сенсорики; игровые средства для развития мышления; игровые средства для изучения окружающего мира и формирования картины мира; игровые средства для социально-эмоционального развития и коррекции поведения; игровые средства для сюжетно-ролевых игр.
Результаты исследования и их обсуждение
Для исследования мы выбрали негативные эмоции и наблюдали за их изменениями в процессе реализации программы. Мы отслеживали по мере проведения коррекционных занятий состояния, связанные с оценкой значимости для обучающихся действующих на них факторов. К таким состояниям отнесены: страх; гнев; агрессия (предметная, физическая и вербальная); депрессия; месть; тревога.
Использовался метод наблюдения за изменением настроения, формой эмоций, которые характеризуются диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью. Эмоциональный тон служит отправной точкой для проведения коррекции. Для отслеживания динамики применялся метод бальной оценки: 0 баллов — изменений не произошло; 1 балл — незначительные изменения; 2 бала –изменения частичные; 3 балла — значительные изменения; 4 балла — результат достигнут. Приведенные данные являются среднеарифметическим значением по группе детей. Например, дети с РАС имели очень низкий результат, а дети с ЗПР — более высокий.
Данные исследования и реализации программы приведены в диаграмме.
Диаграмма отражает изменения, происходящие в эмоционально-волевой сфере обучающихся с ОВЗ. Отмечено, что наибольшего успеха удалось добиться в коррекции агрессии, мести и страха. Тревожное состояние очень трудно поддается корректировке, хотя дети получают фармакологическое лечение. И даже комплексная коррекция показала очень незначительные изменения изменении эмоционального состояния.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Вывод: разработанная и апробированная программа комплексной психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития и поведения детей с ОВЗ, основанная на возрастных и типологических особенностях, показала свою результативность. Способности к волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности не измерялись, но изменение поведения отмечалось в журнале научных наблюдений. Изучение самоидентификации эмоциональных реакций эмоциональных отношений, рефлексивного отношения к собственным эмоциональным состояниям и к социуму было частичным и об изменениях трудно судить. Замечено, что дети с ДЦП и сохранным интеллектом более восприимчивы к коррекции эмоционально-волевой сферы. Исследование будет продолжено и полученные результаты являются основанием для коррекции программы коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ОВЗ.
Литература:
- Левченко Ирина Юрьевна. Психологическая помощь в специальном образовании: Учебник / Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 314 с.: