В статье описаны и проанализированы особенности психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте; проведен сравнительный анализ психологической сепарации студентов от матери и отца. Показана гетерохронность развития компонентов психологической сепарации от родителей. Выявлено опережающее развитие конфликтологического компонента сепарации по сравнению с эмоциональным, аттитюдным и функциональным компонентами.
Ключевые слова: сепарация, родительская семья, юноши, студенты.
Достижение психологической сепарации от родителей − одна из главных задач развития юношеского возраста. Современное российское общество предъявляет высокие требования к взрослеющему юноше/девушке: сегодня особенно ценятся независимость, самодостаточность личности, постоянное саморазвитие, способность к самостоятельной постановке жизненных целей, «опора на себя», возможность осуществлять личный, свободный выбор. Ситуация сепарации от родителей в России оказывается малоизученной темой, и практические рекомендации в отношении ее преодоления даются в основном психологами-практиками, на основе анализа отдельных случаев совладания с этой проблемой у молодых людей. Исходя из этого, встает необходимость структурировать имеющиеся о сепарации данные, проанализировать ее компоненты и пополнить данные психологической науки о сепарации.
Сепарация — это уход от чего-либо или прекращение отношений с ним. В психологии под сепарацией чаще всего понимается отделение ребенка от родителей, своей семьи [1, с.45].
Сепарация от матери в младенчестве, в период формирования привязанности, препятствует нормальному развитию личности, вызывает чувство незащищенности, заставляет переживать скорбь. Существует теория, что сепарация является причиной развития психических расстройств.
Важность сепарации заключается в том, что без этого сложно выстроить гармоничные отношения с партнером, хорошие семейные отношения, а также отношения с собственным ребенком.
Процесс сепарации происходит в течение всего жизненного пути личности, но может обнаруживать свою специфику в зависимости от тех или иных возрастных задач. И в зависимости от возрастных характеристик личности рассматривают несколько этапов сепарации.
Психолог Дж. Хоффман выделял 4 типа сепарации, через которые должен пройти человек к окончательной зрелости:
Эмоциональная сепарация. Уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Эмоциональная зависимость, например, присутствует в том случае, когда партнеры вынуждены расстаться из-за неодобрения родителей.
Аттитюдная сепарация. Это способность человека смотреть на мир своими глазами, а не глазами родителей. То есть взрослый человек рассуждает и оценивает ситуацию на основе своего личного опыта, а не опыта его родителей.
Функциональная сепарация. Способность человека обеспечить свое существование отдельно от родителей.
Конфликтная сепарация. Умение жить своей жизнью без чувства вины за это [2, с.38].
Также важно сказать, что процесс сепарации — сложный процесс, который как бы вбивает в себя потенциал сепарации взрослого человека, т. е. те варианты развития автономности, которые будут характерны на последующих этапах жизненного пути.
Данная работа направлена на изучение особенностей сепарации от родительской семьи у студентов юношеского возраста разных направлений.
В рамках данного исследования было выдвинуто предположение о том, что сепарация от матери у студентов разных направлений подготовки будет ниже, чем сепарация от отца, также, показатели сепарации у студентов направления подготовки: психология, будут выше, чем у других направлений.
Данное исследование направлено на выявление сепарации от родительской семьи. В исследовании применялись методы теоретического анализа, анкетирование, методы обобщения и интерпретации научных данных, а также методы статической обработки и анализа данных.
Для исследования особенностей сепарации от родительской семьи у студентов юношеского возраста разных направлений подготовки был использован опросник для изучения психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте — Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, 1984), в адаптации Дзукаевой В. П., Садовниковой Т. Ю. (2014); включает 124 вопроса, среди которых имеются 62 утверждения, описывающих отдельно отношения с матерью и отцом. Исследование проводилось на базе Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ (г. Пенза). В исследовании приняли участие 46 человек (3юноши, 43 девушки) в возрасте от 17 до 18 лет.
В ходе исследования были интерпретированы 4 группы направлений подготовки: начальное образование, психология, психолого-педагогическое направление и дошкольное.
Результаты данного исследования показали, что конфликтологическая независимость от родителей у всех направлений подготовки находится на уровне выше среднего (от 3 до 3,9), что свидетельствует об отсутствии значительных неразрешенных противоречий в отношениях с матерью и отцом.
По остальным шкалам полученные данные говорят о том, что уровень сепарации психологов выше, чем на остальных направлениях подготовки, изучаемых нами.
Также, полученные данные по всем направлениям подготовки нашего исследования отражают достаточно высокий уровень самостоятельности студентов в сферах межличностных отношений со сверстниками, планирования досуга.
Полученные данные могут быть использованы в психологическом консультировании студентов, имеющих трудности в адаптации к новым условиям в образовательной среде, которые зачастую связаны не только с требованиями учебного характера, но и сложными переживаниями, обусловленными отрывом от родительского дома и перестройкой межличностных отношений и преодолением важных внутриличностных противоречий.
Практическая значимость полученных результатов заключается в выявлении и анализе условий и факторов психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте, что позволит повысить эффективность психологического консультирования по проблемам развития личности в юношеском возрасте. Таким образом, данные полученные при проведении исследования помогут в дальнейшей работе психолога.
Литература:
- Дзукаева, В. П. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI в изучении сепарации взрослых детей с родителями / В. П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. — 2014. — С. 3–20.
- Харламенкова Н. Е., Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы / Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. К. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 367 с.