В статье автор старается проанализировать необходимость введения мер государственной поддержки, в том числе протекционистских, для стабилизации экономики в условиях распространения коронавируса.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, сфера закупок, ФАС России, административный штраф, внутренний рынок, мера, процедура.
В настоящих политических, экономических и социальных условиях российская экономика находится в неустойчивом положении, что обусловлено не только внешними событиями, но и процессами, происходящими внутри страны. Ситуация, сложившаяся во время распространения коронавируса, обострила финансовые проблемы и имеющиеся риски для организаций всех сфер, пострадал не только малый бизнес, но и крупные предприятия. Руководством страны были предложены меры стабилизации экономики, в числе которых — квотирование отечественных товаров и увеличение доли закупок российской продукции госкомпаниями и ведомствами.
Принцип нормирования госзакупок реализуется через поправки к Законам ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 года и ФЗ № 223 от 18 июля 2011 года, которые предусматривают, в частности, выполнение обязательной доли закупок отечественных товаров не только по контрактам поставки, но и при выполнении закупаемых работ и услуг. Поправки наделяют правительство РФ правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании и устанавливать размер квоты [1, 2]. Необходимость введения механизма квотирования обусловлена тем, что существующие инструменты поддержки отечественных производителей и преференции не дают ожидаемого результата и не являются достаточными в сложившихся условиях пандемии, которая внесла свои коррективы в процессы проведения государственных закупочных процедур, что иллюстрирует ниже представленная информация о доле отмененных процедур заказчиком.
Таблица 1
Распределение доли отмененных процедур за февраль — май 2019 и 2020 годов
Причина |
Доля отмененных процедур по сумме |
|
2019 |
2020 |
|
Отмены НЕТ |
95,52 % |
90,74 % |
По решению заказчика |
4,00 % |
8,26 % |
По предписанию контролирующего органа |
0,49 % |
0,96 % |
По решению суда |
0,0007 % |
0,00 % |
Из таблицы видно, что доля процедур, которые были отменены «По решению заказчика» за февраль — май в текущем году превосходит значение аналогичного показателя за указанный период прошлого года, что говорит о прямом влиянии введенного режима самоизоляции в период пандемии на состояние национального рынка государственных закупок. Также заказчикам приостановить ряд запланированных закупочных процедур.
При исследовании необходимости принятия поправок также стоит учитывать присутствие различных нарушений, которые отрицательно влияют на действие имеющихся мер, снижая их эффективность. Например, по данным Минфина, в первой половине 2020 года снижение начальной (максимальной) цены контракта на 25 % или более (что считается демпингом) зафиксировано при проведении 22 % закупок, что составляет 5 % от общего объема размещенных извещений. При этом несостоявшимися был признан всего 1 % таких процедур [6, с.15]. Наличие нарушений законодательства подтверждает и административная практика. Во II квартале 2020 года ФАС России возбуждено 6 034 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 5 267 постановлений о назначении административных штрафов, что можно видеть ниже (рисунок 1).
Рис. 1. Административная практика органов ФАС России в I и II кварталах 2020 года [2, с. 19]
За анализируемый период наибольшее количество дел (2 084) возбуждено в связи с утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Среди них в 1 947 случаях выданы постановления о наложении административного штрафа. В 1 242 случаях возбуждены дела по факту нарушения порядка отбора участников закупок, в 996 случаях был назначен административный штраф. За отчетный период ФАС России взыскано 58 784,58 тыс. рублей, что следует из Аналитического отчёта по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ по итогам II квартала 2020 года [6].
Законодательство в сфере государственных закупок претерпело много изменений в последнее время. Основные корректировки вызваны необходимостью регламентировать национальный режим при проведении закупок. Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. (Постановление № 616, Постановление № 617) внесли изменения в правила осуществления закупок в рамках ст. 14 ФЗ № 44, в части установления запретов на допуск и ограничений допуска большого перечня промышленных товаров иностранного производства [2, 3]. Таким образом, динамичное изменение законодательства вынуждает подстраиваться под новые условия не столько производителей, сколько заказчиков, что может привести к увеличению незапланированных расходов. Данный вывод можно сделать на основе информации о том, что отечественные товары не всегда совместимы с уже имеющимся у заказчика иностранным оборудованием, что влечет за собой дополнительные траты, как финансовые, так и временные. Кроме того, российские товаропроизводители, получив гарантированный спрос на продукцию, могут увеличить цены на товар — решение экономически целесообразное для производителей, но увеличивающее затраты заказчиков. Данное обстоятельство ставит под вопрос реализацию цели экономии денежных средств государственных и муниципальных организаций путем отказа от дорогостоящей иностранной продукции в пользу более дешевых российских товаров. Что касается высокотехнологичного оборудования или инновационных разработок, то российские продукты часто оказываются менее доступными и находятся в более высокой ценовой категории, что подтверждает необходимость увеличения капиталовложений со стороны заказчиков.
В текущей кризисной ситуации отечественные предприятия могут не выжить без стимулирующих мер и определенной гарантии, что произведенная продукция будет реализована, поэтому анализируемые поправки небезосновательны, хотя в этом случае и ставится под удар сохранение прозрачной конкуренции. Попытка властей избавиться от импортной зависимости позволит отдельным российским предприятиям пережить кризисные времена, но в корне вряд ли изменит соотношение реального объема спроса на продукцию иностранных производителей, поскольку многие компании ориентируются на соотношение цена/качество, которое у отечественных организаций в некоторых сферах не сохраняется ввиду отсутствия опыта. Тем не менее, введение в действие принятых мер может ускорить развитие российских компаний, увеличить их шансы на успешную реализацию инновационных решений.
Принятые властями меры реализуются посредством применения механизмов запретов и ограничений на допуск товаров иностранного происхождения к закупке, а также предоставления преимуществ поставщикам российских товаров. Данные инструменты были введены после изучения опыта зарубежных стран. Например, в США в действующем законодательстве присутствуют законы, которые призваны защищать национальную промышленность от иностранной конкуренции. Начало этому направлению дал законодательный акт 1993 года «Покупай американское» (Buy American Act), содержащий в себе требование о закупках на федеральном уровне «отечественных конечных продуктов» и использовании «отечественных строительных материалов» по контрактам, стоимость которых выше установленной суммы. В дальнейшем был принят комплекс нормативных правовых актов «Покупай американское», который описывал механизмы защиты внутреннего рынка, экономические меры поддержки производителей США и правила допуска иностранных товаров к закупке [5]. Следуя зарубежному опыту, также важно помнить о балансе в отношениях с иностранными поставщиками, при несоблюдении которого можно получить ответные протекционистские меры.
Надежным институтом для поддержки и развития российского бизнеса является сфера государственных и муниципальных закупок. Таким образом, анализ настоящих условий проведения закупочных процедур подтверждает важность реализации различных мер государственной поддержки с необходимостью дополнительного изучения влияния введенных поправок на функционирование внутреннего рынка и взаимоотношения с международным экономическим сообществом.
Литература:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция)
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 04.08.2020) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
4. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 “Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
5. Ревенко, Л. С. «Сделано в США»: американский опыт стимулирования экономики / Л. С. Ревенко, Н. С. Ревенко. — Текст: непосредственный // США & Канада: экономика — политика — культура. — 2019. — № 9. — С. 15–36.
6. Аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам II квартала 2020 года. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=130994-analiticheskii_otchet_po_rezultatam_osushchestvleniya_monitoringa_zakupok_tovarov_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_v_so (дата обращения: 15.09.2020).