В статье рассматривается одно из важнейших физических качеств «выносливость», которая является показателем общего уровня работоспособности воспитанников филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) в соответствии с программными требованиями по предмету «Физическая культура» в упражнениях № 27 и № 28 (бег на 1 и 3 км) в зависимости от года обучения. Произведен анализ по результатам выполнения упражнений и сделаны выводы по уровню развития физического качества — выносливость.
Ключевые слова: общая выносливость, виды выносливости, воспитанники общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, упражнение 27, бег на 1 км, упражнение 28, бег на 3 км.
В наши дни актуальна проблема низкого уровня физической подготовленности и общего здоровья воспитанников общеобразовательных организаций Министерства Обороны Российской Федерации. На протяжении последних лет видна тенденция ухудшения состояния здоровья у молодого поколения в связи с низкой двигательной активностью и неправильным образом жизни. Обобщая мнения многих исследователей, можно сказать, что одним из путей решения сложившейся проблемы может быть целенаправленное развитие основного физического качества — выносливости.
Выносливость является фундаментальным физическим качеством и определяет способность человека к развитию силы, быстроты и ловкости. Выносливость делится на два вида: общую и специальную.
Степень выносливости определяет время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. [1]
Целью нашей работы является измерение уровня выносливости среди воспитанников Владивостокского президентского кадетского училища на 2019–2020 учебный год. Перед нами стоят следующие задачи:
- Изучить уровень развития общей выносливости;
- Получить экспериментальные данные;
- Произвести анализ полученных результатов.
Основные положения
Для исследования выносливости были выбраны основные нормативы для воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации — упражнение № 27 «бег на 1 км» (для 5–8 классов) и упражнение № 28 «бег на 3 км» (для 9–11 классов). Данные упражнения развивают аэробные возможности организма и способствуют развитию волевых качеств.
Ниже мы представили нормативы по предмету «Физическая культура» согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации. [4]
Наименование упражнений |
№ упр. |
Единицы измерений |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
||||||||
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
|||
Бег на 1 км |
27 |
мин., с |
4.20 |
4.35 |
5.10 |
4.05 |
4.20 |
4.55 |
3.50 |
4.00 |
4.40 |
3.40 |
3.55 |
4.20 |
Наименование упражнений |
№ упр. |
Единицы измерений |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
||||||
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
«отл» |
«хор» |
«удовл» |
«отл» |
«хор». |
«удовл» |
|||
Бег на 3 км |
28 |
мин., с |
12.30 |
13.00 |
14.00 |
12.00 |
12.30 |
13.30 |
11.30 |
12.00 |
13.00 |
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость может быть: силовой, скоростной, скоростно-силовой, координационной и выносливость к статическим усилиям.
Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. Выделяют статическую и динамическую силовую выносливость в зависимости от режима мышечной работы.
Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70–90 % max) в течение длительного времени без снижения эффективности действий. Скоростная выносливость играет важную роль в циклических видах спорта.
Скоростно-силовая выносливость — это вид специальной выносливости, связанной с выполнением быстрых, сильных кратковременных движений. Скоростно-силовая выносливость характеризует способность сохранять скоростно-силовые показатели в течение достаточного длительного периода времени под нагрузкой, включая предельную.
Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.
Статическая выносливость , связана с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства. [2]
Для проведения исследовательской работы были привлечены воспитанники филиала Нахимовского военно-морского училища города Владивосток в количестве 410 человек. Среди испытуемых были нахимовцы основной, подготовительной и специальной медицинской группы.
В ходе эксперимента воспитанники выполняли нормативы в беге на 1 км или 3 км в зависимости от учебной программы на время. Лучший результат в беге на 1 км составил 3 минуты 15 секунд (принадлежит воспитаннику 8 класса с основной медицинской группой). Худший результат составил 5 минут 21 секунда (принадлежит воспитаннику 6 класса с основной медицинской группой). Среднее арифметическое по всем результатам — 4 минуты 18 секунд. Что указывает на «хороший» результат в 5–6 классах и «удовлетворительный» результат в 7–8 классах.
Лучший результат в беге на 3 км составил 10 минут 40 секунд (принадлежит воспитаннику 10 класса с основной медицинской группой). Худший результат составил 16 минут 15 секунд (принадлежит воспитаннику 11 класса с подготовительной медицинской группой). Среднее арифметическое по всем результатам — 13 минут 10 секунд. Из предоставленных данных видно, что общий результат в 9–11 классах соответствует «удовлетворительной» оценки. Так же видна тенденция ухудшения показателей с каждым годом обучения.
Дальше мы рассмотрим в отдельности результаты воспитанников филиала Нахимовского военно-морского училища города Владивосток основной медицинской группы (384 человек), подготовительной (21 человек) и специальной группы (5 человек). Воспитанники, имеющие подготовительную группу здоровья (лучшее время на 1 км показали 3 мин. 50 секунд, худшее время 4 мин. 40 секунд. На 3 км лучшее время 14 мин. 10 секунд, худшее время 16 мин. 15 секунд). Воспитанники со специальной группой здоровья в беге на 1 км лучшее время было 4 мин. 15 секунд, худущее время 5 мин).
Сравнивая результаты по каждой из медицинских групп, можно отметить, что средний показатель в беге на 1 км и 3 км выше у воспитанников основной группы.
Как видно из диаграммы 6,59 % сталкиваются с трудностями при выполнении упражнений на общую выносливость (№ 27, № 28), 42, 44 % воспитанников успевают по данным нормативам на оценку «удовлетворительно».
Проанализировав полученные результаты можно сказать, что все классы сталкиваются с трудностями при выполнении нормативов в беге на 1 и 3 км. Практически 50 % воспитанников имеют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» результаты, что указывает на недостаточное уделение времени преподавателей на данное качество.
Для развития общей выносливости нужно использовать упражнения, которые вызывают максимальную производительность дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Обеспечение мышечной работы идет за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких минут до часу. [3]
Таким образом, проведенное исследование показало, что подавляющее большинство воспитанников филиала Нахимовского военно-морского училища города Владивостока имеют средний уровень развития основного физического качества — выносливость.
Для повышения показателей в беге на 1 и 3 км можно достичь только систематическими, регулярными тренировками в хорошем темпе на пределе утомляемости в ходе проведения учебных занятий, спортивной работы и учебно-тренировочных сборов. Постоянный учет достижений и результатов позволит контролировать сдвиги в их функциональной и физической подготовленности.
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал, что выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Выносливость — одно из самых важных физических качеств в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Только всесторонне подготовленные воспитанники могут легко и быстро справляться с нормативами по «Физической культуре».
Для оценки развития физического качества применялись следующие тесты: бег на 1 км, бег на 3 км.
Литература:
- Самарин М. Д. Анализ динамики уровня развития выносливости у студентов технических вузов/ М. Д. Самарин. В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам L международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 68–72.
- Горбунов С. А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С. А. Горбунов С. С. Горбунов // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 5. — С. 33–35.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин — М.: Физкультура и спорт.- 2014. — С. 175.
- Наставление по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации. — от «30» октября 2004г. № 352. — С. 152–158.