Рассмотрены основные аспекты теории бережливого производства на современном этапе. Бережливое производство концентрирует свое внимание на поэтапном сокращении всех видов потерь, что безусловно важно в условиях пандемии коронавируса и макроэкономической нестабильности для предприятий, оказавшихся на грани выживания и поставивших во главу угла всемерную экономию и недопущение потерь.
Ключевые слова: бережливое производство, картирование потока создания ценности, вытягивающее поточное производство, канбан, кайдзен, система 5С
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на современном предприятии от того, насколько грамотно и эффективно организован труд зависят в целом качественные и количественные показатели работы предприятия, и, как следствие, конкурентная позиция предприятия на рынке. Задачей руководства предприятия и каждого отдельного работника является рационализация производственного процесса, технологического процесса, рабочего места, рабочего времени и т. д., что будет в целом способствовать рационализации труда.
В настоящее время на предприятиях стран с развитой рыночной экономикой активно внедряются концепции так называемого «бережливого производства». Бережливое производство (БП) (от англ. lean production, lean manufacturing) — концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь [1, c.12]. В какой бы сфере не применялся подход БП, везде он требует некоторой адаптации под конкретные условия. Тем не менее, его применение в любой организации позволяет добиться существенного повышения эффективности работы и сокращения потерь. Зачинателем концепции была японская компания «Тойота» со своей системой «Канбан» еще в середине 80-х годов [5, c. 25].
Для успешной организации бизнеса важно применение системы БП. В самом названии этой системы заложен главный принцип — наладить работу таким образом, чтобы исключить лишние трудовые, временные, финансовые и другие затраты [5, c. 35].
Целью внедрения БП является полномасштабное снижение затрат всех ресурсов, используемых в бизнесе, без ущерба для качества продукции, товара или услуги [5, c. 28]. Любая концепция строится на определенных по своим особенностям принципах. Основными принципами БП на предприятии является следующие, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Основные принципы БП [составлено автором]
Внедрение БП даст следующие возможности, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты внедрения БП
Можно выделить следующие методы и инструменты внедрения БП, которые обобщены на рисунке 3.
Рис. 3. Методы и инструменты БП
Концепция БП в настоящее время концентрируется на максимально возможное снижение непроизводительных затрат, но и на постоянное совершенствование бизнес-процессов предприятия для достижения снижения затрат на единицу продукции. Данные мероприятия способствуют повышению качества и ростом востребованности продукции и услуг предприятия при наилучшем удовлетворении потребностей и запросов потребителей [1, c. 20].
БП в качестве одного из основных принципов определяет сокращение всех видов потерь [6].
При внедрении БП на предприятии необходимо этот принцип пропагандировать. Здесь возникает сложность. С одной стороны, сотрудники понимают важность этого принципа, но для того, чтобы начать действовать, одного знания недостаточно. Более того, сложившаяся у нас культура взаимоотношений «хозяин — работник» не поощряет дополнительных усилий, направленных на сокращение потерь.
Однако, в российском обществе силён коллективизм, в особенности если на предприятии здоровый социальный микроклимат. Кроме того, людей, безразличных к результатам собственного труда, крайне мало — никому не хочется видеть результаты своей работы «в куче мусора». Если учесть эти факторы, возможно придать соблюдению принципа сокращения потерь эмоциональную окраску [6].
Любые потери — это не просто использованные ресурсы, но и погубленные результаты чьего-то труда. Это лучше показывать на практических примерах и обязательно их озвучивать. Когда рабочие видят, как результаты их вчерашней ударной работы сегодня завтра «в куче мусора», их мотивация к хорошей работе существенно ухудшается, таким образом ошибка в планировании не просто замораживает ресурсы, но и имеет долгосрочные последствия.
Таким образом, принцип уважения к результатам работы коллег должен быть одним из основных на предприятиях, практикующих бережливое производство, необходимой декларацией и практикой производственной системы предприятия. Этот принцип имеет дополнительное полезное свойство — самоподдержку. Если удаётся инициировать его использование, то возникает положительная обратная связь: сотрудники видят, что результаты их труда оцениваются высоко, видят улучшение микроклимата на предприятии, появляется мотивация поддерживать этот принцип.
Литература:
- Вумек Дж. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж. П. Вумек, Д. Т. Джонс. — М.: «Альпина Паблишер», 2019. — 324 с.
- Голдсби, Т. Бережливое производство и 6 сигм в логистике. Руководство по оптимизации логистических процессов / Т. Голдсби, Р. Мартиченко. — М.: Гревцов Паблишер, 2018. — 416 c.
- Джордж, М. Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / М. Джордж. — М.: Иванов и Фербер, 2016. — 413 c.
- Рассел, Дж. Бережливое производство / Дж. Рассел. — М.: VSD, 2016. — 807 c.
- Устичева, Е. Г. Организация инновационного процесса методов повышения эффективности труда в России // Вопросы инновационной экономики. — 2017. — Том 4. — № 3. — с. 22–35.
- Управление качеством и бережливое производство. http://qlean.blogspot.com (дата обращения 20.09.2020)