В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».
Ключевые слова: студенческое научное общество, интеллектуальная игра, познавательная активность студентов, В. А. Сухомлинский.
Неотъемлемой частью жизни каждого студента являются органы студенческого самоуправления. К органам студенческого самоуправления, так или иначе, привлечена большая часть студентов в ВУЗе. Целью органов студенческого самоуправления является обеспечение выполнения студентами своих обязанностей и защите их прав, что способствует гармоничному развитию личности студента, формированию у него организаторских, управленческих навыков. Органы студенческого самоуправления, как правило, выражаются в самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая определяется руководством ВУЗа.
Студенты сами вправе создавать различные формы органов студенческого самоуправления в ВУЗе. В Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко существуют следующие формы органов студенческого самоуправления: Совет обучающихся, студенческий отряд охраны правопорядка «Сириус», поисковый отряд «Новый Феникс», многочисленные педагогические отряды, а также Студенческое научное общество (СНО).
Студенческое научное общество ГГПИ — один из органов студенческого самоуправления. В структуру СНО института включены научные общества всех факультетов. СНО каждого факультета назначается куратор из числа преподавателей. В состав СНО факультета входят студенты разных групп, из числа которых избирается председатель, заместитель председателя, а также координаторы, корреспонденты, оформители, фотографы и др. СНО факультета занимается реализацией как общеинститутских научных мероприятий, так и мероприятий на уровне факультета.
Основной целью работы СНО является привлечение студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности и развитие ее научного потенциала. Для реализации этой цели СНО института и факультетов работают в таких направлениях как:
– информационное , реализующееся в размещении информации на стендах СНО, в социальных сетях о конкурсах, олимпиадах, конференциях и др.
– научно-исследовательское направление представлено оформлением результатов научной работы в форме статей, участие в грантах, реализации проектов. Так, в рамках образовательного проекта «Достижение» студенты ГГПИ и других вузов и ссузов города развивают новые идей, социальные и образовательные проекты.
– организационно-просветительское направление выражается в издании газеты СНО факультета СКиФ, участие студентов в педагогических олимпиадах, организации открытых лекций, коммуникативных боев и других интеллектуальных игр.
– еще одно направление — сотрудничество со школами . Особенность педагогического вуза заключается в активном привлечении студентов к взаимодействию с коллегами и обучающимися, сотрудничеству со школами. Так, СНО ФСКиФ и других факультетов организуют и проводят в школах города и районов различные игры, турниры, конкурсами для школьников. Благодаря работе в этом направлении будущие педагоги приобретают начальный педагогический опыт взаимодействия с детьми, формируют представления о методах и приемах воспитательной деятельности.
В рамках реализации этого направления студенты СНО приняли участие в IX Республиканских педагогических чтениях «Думай о будущем, а крылья вырастут», проводимых одной из школ п.Ува Удмуртской Республики.
МБОУ «Увинская СОШ № 2» имеет отличительный период в своей истории. В годы ВОв (1942–1944гг.) в Уву в связи с ранением был отправлен советский педагог, гуманист В. А. Сухомлинский. Василий Александрович работал директором данной школы и внес значительный вклад в ее развитие.
Педагогические чтения, методические семинары, мастер-классы, открытые уроки проводятся ежегодно с целью анализа и актуализации педагогического наследия В. А. Сухомлинского. Одна из площадок — «Мой Сухомлинский» — была представлена СНО СКиФ. Нами была разработана и проведена интеллектуальная игра. Название игры, «Мой Сухомлинский», выбрано не случайно, ведь, как оказалось, идеи В. А. Сухомлинского отзываются в душе каждого педагога этой школы.
Сущность интеллектуальной игры заключалась в том, что ее участники решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, находили решения, преодолевая при этом определенные трудности. Интеллектуальная игра, как одна из форм учебной деятельности, влияет на становление и развитие личности. В игре могут проявиться такие качества, как стремление к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля, проявление креативности и мышления.
Целью игры «Мой Сухомлинский» стало приобщение студентов и педагогов к жизни и творчеству В. А. Сухомлинского; развитие познавательной активности участников.
Целевая аудитория : студенты и педагоги.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, «черный ящик», раздаточный материал (памятные сувениры участникам игры).
План проведения игры
I. Вводная часть
Ведущий 1.
Он был пленен любовью к детям,
Им посвятив всего себя,
На все вопросы их ответил,
Искру в своей душе храня.
Под голубым, как море, небом,
Учил и чувствовать, и жить.
Примером стал, и дети, следом,
Стремились этот мир любить.
Мой Сухомлинский — мой учитель,
И труд его — бесценный клад
Он — педагог, он не воитель,
Он человек — душой богат.
Ведущий 2. Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся советский педагог, создатель новой педагогической системы, основанной на принципах гуманизма — любви к детям. Мы бесконечно горды тем, что можем прикоснуться к его наследию, и что именно в Удмуртии Василию Александровичу случилось оставить свой след. Идеи Сухомлинского, так или иначе, отзываются в сердце у каждого из присутствующих, поэтому нашу игру мы решили назвать просто «Мой Сухомлинский».
Итак, по жетонам разных цветов вы разделены на команды. Придумайте названия ваших команд.
Ведущий 1. Правила игры:
— Перед вами поле, которое разделено на 5 секций: Мой Сухомлинский, Книжная полка, Цитаты, В. А. Сухомлинский о воспитании, Памяти В. А. Сухомлинского. В каждой секции — 5 вопросов разной сложности — от 10 до 50 баллов, где «10» — самый легкий вопрос, а «50» — самый сложный.
— Задача команды по очереди выбирать секцию и сложность вопроса. За каждый верный ответ команде начисляются баллы в зависимости от выбранного вопроса.
— Время на обдумывание 30 сек.
— Подсчитать баллы команд будет жюри.
II. Основная часть (игра).
В основной части ведущие предлагают командам выбрать секцию и сложность вопроса. После того, как ведущими зачитан вопрос, команде дается 30 секунд на обдумывание.
III. Заключительная часть.
Жюри предлагается подвести итоги игры и выявить победителей.
Ведущий 1. Мы поздравляем знатоков Сухомлинского, а для всех участников игры мы подготовили памятные подарки. Благодарим всех, кто посетил нашу интеллектуальную игру! Желаем вам новых побед и высоких достижений!
Проведение интеллектуальных игр, как направление деятельности СНО, является новым, актуальным методом работы не только со школьниками, но и со студентами, и педагогами. Такой метод, как игра, позволяет объединить людей с разными взглядами и направлениями деятельности. Игра, в первую очередь, это средство коммуникации, а уже потом метод проверки знаний и компетенций. Тема творчества В. А. Сухомлинского, лишь один из примеров использования такого направления работы. Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в малой доле отражена в предложенной интеллектуальной игре, но она способствует пробуждению интереса к творчеству ученого у участников.