Автор статьи рассматривает особенности первых организованных творческих гастролей С. П. Дягилева во Франции. В статье охвачены труды Дягилева с 1906 по 1910 гг. от художественной выставки до первых балетных сезонов. В статье предпринята попытка раскрыть личные мотивы и цели С. П. Дягилева и его взаимоотношения с влиятельными людьми Западной Европы и России. В статье говорится о возможных причинах успеха деятельности «Русских сезонов».
Ключевые слова: С. П. Дягилев, русские сезоны, Франция, балет, выставка, концерт, русская культура, опера.
Взгляды на художественную ценность и реальную историческую роль «Русских сезонов» в Париже до сих пор оцениваются неоднозначно. Многие исследователи, культурологи и историки России и Европы расходятся во мнениях, говоря о деятельности Сергея Павловича Дягилева. Уже в начале ХХ века восторженные отзывы зрителей и критиков, приходившие с Запада, получали молниеносный и скептический отклик от русской аудитории. Не существует однозначной оценки значимости русского искусства, привезенного Дягилевым в Европу, и его роли в создании моды на русский стиль во Франции. Именно из-за этого двойственного положения, исследовать деятельность великого импресарио еще более интересно и актуально для наших современников.
Основные предпосылки повышенного интереса французов ко всему русскому на рубеже XIX и ХХ веков во многом объясняются усилиями правительств России и Франции по созданию дружественных отношений между этими странами. Тенденция политического сближения двух стран началась при императоре Александре III, при этом двухсторонние визиты политических деятелей всегда сопровождались праздниками и гуляниями. Позднее, в 1896 году, ярким событием, еще больше укрепившим эти дружественные отношения, стал визит во Францию императора Николая II, во время которого в Париже был заложен мост, названный именем Александра 3. Наряду с этими внешнеполитическими сближениями расширялись возможности создания и укрепления культурных связей между двумя странами. Русских деятелей искусства всегда привлекал Париж как международная арена культурного пространства.
В 1896 году в России уже существовало творческое содружество «Мир искусства», во главе с Александром Бенуа, в которое входил и Сергей Дягилев. Своей личной задачей, возможно смыслом жизни, Сергей Павлович считал пропаганду русского искусства в Европе. Также Дягилев лично интересовался парижским искусством, в частности художественным авангардом и французской музыкой. Сергей Дягилев в переписке с Александром Бенуа упоминал о желании организовать выставку русских художников во Франции и просил Бенуа содействовать в этом вопросе, говоря о намереньях показать французам настоящую Россию. Все ближайшее окружение Дягилева подчеркивало его любовь к России и русской культуре. Известно, что С. П. Дягилев с 1897 года до Французской выставки 1906 года организовал 16 выставок в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России.
Сергей Павлович много путешествовал по Европе и в октябре 1906 года состоялось его первое выступление в Париже с русской выставкой в Осеннем салоне. Она охватывала русскую живопись и скульптуру за 200 лет. Дягилев желал познакомить Парижан с историей русского искусства. Особое внимание на этой выставке было уделено художникам Л. С. Баксту, А. Н. Бенуа, М. А. Врубелю, И. Э. Грабарю, С. В. Малютину, Н. А. Тархову, К. П. Брюллову, О. А. Кипренскому, Ф. И. Шубину и многим другим. Дягилев позаботился о создании и выпуске каталога «Русская художественная выставки в Париже», где были размещены иллюстрации с представленными на ней работами.
Выставка имела успех, и Дягилев начал думать о следующих русских сезонах, которые предназначались для знакомства парижан со всем русским искусством. Будучи человеком дальновидным и расчетливым, Дягилев понимал, что последующие выставки живописи могут получиться не столь удачными и необходимо расширять круг своей деятельности в области искусств. Благодаря проделанной работе с выставкой в осеннем салоне, Сергею Павловичу удалось обзавестись связями во влиятельных кругах Парижского общества. Наиважнейшим покровительством для дальнейших работ Дягилева являлась поддержка известного французского мецената Графиня де Греффюль. Как пишет об этом исследователь Хмельницкая И. И.: «Многие трудности, связанные с устройством выставки, Дягилев преодолел благодаря высоким покровителям. В состав Комитета выставки в качестве Президента вошел великий князь Владимир Александрович <…> графиня де Греффюль и Дюжарден Боме» [6].
После, в 1907 году, Великий князь Владимир Александрович назначил Дягилева ответственным за организацию в Париже «Исторических русских концертов» в Гранд Oпера, в которых принимали участие самые лучшие представители русской музыкальной культуры: композиторы Артур Никиш, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, пианист Иосиф Гофман, певец Федор Шаляпин. Программа концертов был продумана и составлена из шедевров: «Руслан и Людмила» и «Камаринская» Михаила Глинки, «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Чародейки» Петра Чайковского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Трепак», «Песня о блохе» и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Баба Яга» Анатолия Лядова и т. д. Параллельно с организацией и проведением концертов Дягилев укреплял свои связи в Париже. Благодаря Греффюль Сергей Павлович был вхож во французский бомонд и знакомился с влиятельными критиками, композиторами и деятелями искусств. В то время Сергей Павлович уже считался деятельным антрепренером и ориентировался на мнения элиты.
Дягилев привлекал людей и импонировал тем, которые видели в нем двойственную натуру — в нем сочетались утонченный эстет и деловой человек, который готов работать и действовать. Эти два качества во многом способствовали тому, что эстеты-аристократы Европы обеспечили деятельность Дягилева материальной поддержкой и связями. Следует отметить позицию Красовской В. М. о том, кем она считала Дягилева: «Меценатом, который предвидел ход искусства, приветствовал в нем смены направлений и активно их направлял, вошел Дягилев в историю. Нажива его не интересовала. Слава и власть манили всегда. Свои планы Дягилев реализовывал настойчиво. Фантастическую стремительность атак на судьбу предварял железный и дальний расчет» [2, с. 382].
Скорее всего, из-за огромной популярности Шаляпина и Мусоргского в 1908 г. в Париже состоялся именно оперный сезон. К постановке «Бориса Годунова» Дягилев готовился долго, он стремился представить правдоподобную Русь конца XVI — начала XVII века. Сергей Павлович самостоятельно объехал Россию, собрав подлинные русские сарафаны, старинный бисер и вышивки. Париж был впечатлен «Борисом Годуновым» с Федором Шаляпиным в главной роли. «Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его «Бориса Годунова», и приняла, впитала в себя Шаляпина, его громадное чудо, его громадный гений» [4, с. 60]. По словам Дягилева, премьеру спектакля невозможно было описать, Париж был потрясен. Публика в Opera вставала на кресла, неистово кричала, махала и стучала.
В 1908 году Матильда Кшесинская танцевала в сцене парижской оперы и наблюдала за успехом первого оперного сезона: «С. П. Дягилева я видела почти каждый день, и он был счастлив, что его первый сезон оказался таким удачным и что русская музыка имела такой успех. Он уже мечтал на будущий год устроить смешанный сезон оперы и балета» [3, с. 110]. С. П. Дягилева, несомненно, можно считать предусмотрительным человеком. После триумфа с оперным сезоном в Париже он задумался организовать и балетный сезон. Зная о благосклонном отношении Великого князя Владимира к Матильде Кшесинской, Дягилев заблаговременно обратился за помощью и советом к Матильде, так же предложив ей участвовать в будущем сезоне в Париже. Дягилев рассчитывал получить субсидию от государства на организацию балетного сезона и просил содействия от Кшесинской, но этому не суждено было состояться, из-за внезапной смерти великого князя Владимир Александровича.
Несмотря на финансовые трудности балетный сезон в Париже состоялся. Денежную поддержку «Русским сезонам» оказала французская сторона. Главный инициатор оказания Дягилеву материальной поддержки была от графини де Греффюль, благодаря которой состоялись «Русские сезоны». Всего за несколько месяцев молодая команда Дягилева подготовила восемь премьер для показа в Париже. Во Францию, труппа и работники сцены отправились на поезде в количестве около двухсот пятидесяти человек. Также восемьдесят музыкантов оркестра выступали в театре Шатле. Французская пресса работала слаженно и ежедневно информировала о готовящихся представлениях русских артистов, а Париж был увешан афишами и портретами. Дягилев нес полную ответственность за выступления труппы, программу, рекламу и контракты. От него зависела не только вся творческая, но и коммерческая составляющая спектаклей, ему приходилось быть избирательным в отношении ко всем этапам гастролей труппы, поскольку финансовый и культурный успех предприятия всецело зависел от него.
Красивый и романтичный Париж принимал русский балет с огромным интересом, поскольку французское балетное искусство нуждалось в новых темах, приемах и эмоциях. Александр Бенуа писал в своих воспоминаниях следующее: «Сразу образовался вокруг нашего дела сначала небольшой, а затем все ширившийся круг фанатических поклонников, состоявший из французских критиков, литераторов и художников, которые лучше всяких реклам и рецензий понесли по городу благую весть о том, что в «Шатле» готовится нечто удивительное и прекрасное» [1, с. 503]. В первый день премьеры были показаны «Павильон Армиды», «Князь Игорь» и «Пир». Критики и журналисты Парижа говорили о премьерах как о чем-то необычайно новом, во многом поменявшем их представления о искусстве: ««Русский балет» был принят сразу парижанами как величайшее мировое художественное откровение, которое должно создать эру в искусстве — среди восторженных возгласов и восклицательных знаков постепенно начала поступать и художественная оценка этого события, и критика» [5, с. 65].
Дягилев был, как сейчас говорят, хорошим менеджером, который своевременно и уместно создал шумиху, привлек повышенное внимание к своей труппе. Также нельзя отрицать тот факт, что балеты «Русских сезонов» — это синтез искусств, Дягилев тщательно следил за согласованностью всех элементов постановки, старался в каждой из них создать целостный художественный образ. Сергей Павлович тонко чувствовал искусство, и мог наверняка предугадать реакцию зрителя, создавая постановки, в которых он демонстрировал все лучшие приемы балета, существовавшие на тот момент времени.
Литература:
- Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4–5. М., 1980. 744 с.
- Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы. 2-е изд. Исп. — СПб.: Изд- во «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 656 с.
- Кшесинская Матильда. Воспоминания. — М.: Артист. Реж. Театр, 1992. 414 с.
- Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым: От «Мира искусства» к русскому балету // Русский Париж. Изд-во Моск. ун-та. 1998.
- Лифарь Сергей. Дягилев: Монография. — СПб.: Композитор, 1993. 352 с.
- Хмельницкая И. И. Русско-Французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало парижских сезонов С. П. Дягилева // КиберЛенинка — научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russko-frantsuzskie-kulturnye-svyazi-kontsa-xix-nachala-xx-veka-i-nachalo-parizhskih-sezonov-s-p-dyagileva (дата обращения: 25.02.2020).