В статье автор пытается осветить основные принципы организации и управления государственным заказом.
Ключевые слова: государственный заказ, управление, заказчик.
Среди актуальных проблем эффективного расходования бюджетных средств является механизм управления государственным заказом, осуществляемый через систему управления размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который направлен на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
Помимо этого, несовершенство системы государственных закупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области управления государственным заказом.
В настоящее время законодательство о контрактной системе представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных технологий.
Модернизация организации механизма управления государственным заказом позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Развитый механизм государственных закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении государственного заказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах, что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития. С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в кризисных условиях, значимость системы государственных закупок многократно увеличивается.
В широком смысле под государственным заказом понимается заказ, который выдают уполномоченные властные органы на изготовление каких-либо товаров, оказание услуг или проведение работ. Это делается в интересах государства, а средства на приобретении выделяются из двух источников: федерального бюджета и фондов внебюджетного типа.
Если говорить в более узком смысле, то под государственным заказом следует понимать более конкретный список благ, которые приобретает тот или иной орган государственной власти.
Основные функции государственного заказа представлены в таблице 1.
Таблица 1
В ходе формирования государственного заказа необходимо учитывать реальные нужды органа государственной власти и учреждений, в которые будут направлены закупленные товары, работы, услуги, а также потребности всего населения страны в целом.
Система государственного заказа в Российской Федерации строго регулируется действующим законодательством. Правоотношения, возникающие при осуществлении государственного заказа, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).
Сторонами государственного контракта выступают следующие субъекты: государство — заказчик товаров, работ, услуг и исполнитель — которым может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, типа собственности, месторасположения и так далее. Кроме этого, в качестве исполнителя может выступить и частное лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Следует отметить, что в Российской Федерации государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, государственные заказы традиционно занимают высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Исполнитель обязан неукоснительно соблюдать достигнутые с заказчиком договоренности и исправно отчитываться перед ним обо всех произведённых в рамках исполнения заключенного контракта расходах, совершать иные действия, предусмотренные законодательством.
Механизм проведения государственных закупок предусматривает несколько форм организации торгов.
Можно отметить самые распространенные формы организации торгов:
1) конкурс. Конкурсные мероприятия бывают двух видов: открытого и закрытого. Победителем становится поставщик (подрядчик, исполнитель), который предложит самые лучшие условия исполнения государственного контракта. Данная форма проведения государственных закупок может включать неограниченное количество лотов, а отбор происходит на основании сравнения документации, поданной в заявках на участие;
2) электронный аукцион. Проводится на специализированных электронных площадках. Также имеет две формы: открытую и закрытую. Победителем признается тот участник, который предложит самую низкую цену за исполнение контракта.
Таким образом, государственный заказ является одним из важных компонентов финансово-бюджетной системы страны. Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. От правильности функционирования данного института во многом зависит рациональность и эффективность использования бюджетных средств.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Российская газета от 12 апреля 2013 г. № 80; СЗ РФ 8 апреля 2013 года № 14 ст. 1652.
- Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление. — М.: Юрайт, 2014.
- Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации. Риск — ориентированная технология управления. — М.: Форум, 2015.
- Джиоева Е. Г. Гражданско-правовые риски процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя. — Российская юстиция, 2016.
- Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. — М.: Юстицинформ, 2012.