В статье рассматриваются эффективные методы и практически реализуемые способы борьбы с организованной преступностью во всех ее проявлениях. При этом разработка, организация и применение мероприятий по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, рассматриваются с учётом новейших тенденций развития криминологической науки. Легализация доходов, полученных от совершения преступлений, как правило, коррупционного характера, являет собой яркий пример наиболее сложного социально-экономического взаимодействия в контексте изучения транснациональной организованной преступности. Система выявления и превенции представляет собой важный институт противодействия отмыванию теневых капиталов.
Ключевые слова: транснациональная преступность, организованная преступность, международное право, предупреждение преступности, преступный траффик, интернациональная преступность, система превентивных мер, отмывание денежных средств.
На рост транснациональной преступности в сфере отмывания денежных средств оказывают прямое влияние следующие факторы:
− увеличение количества межгосударственных экономических, торговых и социальных связей (контактов);
− общая глобализация большей части международных отношений;
− активное взаимодействие межнациональных денежных (валютных) сетей, позволяющих совершать быстрый перевод денежных средств в любую страну электронным способом;
− значительный рост должностных и коррупционных преступлений [1].
Так, например, субъектами, преступлений в сфере отмывания средств могут выступать [2, с.14]:
− банковские служащие, участие которых зачастую заключается в предоставлении фиктивных банковских гарантий или манипуляциях с кредитными историями;
− исполнитель, вступающий заговор с должностным лицом (заказчиком) либо с другими участниками конкурентного конкурса (как правило, в форме подачи заявки с демпинговыми ценами или возмездного отзыва предложения);
− контрабандист, осуществляющий реальное перемещение денежных средств, полученных с банковского счета посредством отмывания.
Таким образом, международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов — это деятельность государств и международных организаций по согласованию и координации усилий по оказанию правовой помощи по уголовным делам, розыску преступников, защите населения от сомнительных экономических операций, определению основных направлений борьбы с экономическими преступлениями, выявлению и пресечению деятельности криминальных лиц, организующих и исполняющих преступные деяния по отмыванию денежных средств.
Основную роль в организации международно-правовой борьбы с экономической преступностью на межгосударственном уровне играет Экономический и Социальный Совет Организации объединённых наций (ЭКОСОС ООН), а также Совет Безопасности (СБ) указанной организации и Контртеррористический комитет ООН (КТК ООН). Главным органом в данной сфере является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпол), которое имеет возможность оперативно реагировать на изменение криминальной обстановки, получать и обобщать информацию о преступлениях и правонарушениях, осуществлять розыск преступников [3].
Для эффективного отслеживания и пресечения отмывания преступных средств необходимо установить надежную и разветвленную национальную агентурную сеть по отслеживанию коррупционных схем. Также необходимо производить работу в оперативно-розыскной области. Необходимо наладить систему, при которой обмен информацией будет доступен и эффективен. Если говорить о конкретных мерах, то здесь можно выделить усилия, направленные на сбор и анализ разведывательной и контрразведывательной информации об организованных преступных группировках, представляющих наибольшую угрозу безопасности государства [4, с.70].
Международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов включает:
- оперативная реализация мер по блокировке установленным порядком активов и сделок с такими активами, принадлежащим преступным группировкам и их пособникам, подпадающим под юрисдикцию национальной полиции и НЦБ Интерпола;
- увеличение осведомленности и создание стимулов и альтернативы для частного сектора по сокращению содействия транснациональной организованной преступности;
- разработка механизма, который сделал бы несекретные данные о транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов доступными для партнеров из частного сектора;
- повышение возможностей на национальном и международном уровнях для борьбы с участившейся преступностью в сфере незаконных трансферов и укрепление международного потенциала для использования в криминалистической и судебной практике обработки цифровых доказательств;
- выявление иностранных законов, учреждений, или классов сделок как имеющих первоочередные задачи по отмыванию денежных средств;
- установление иностранцев, имеющих коррумпированные связи в транснациональной организованной преступности, с целью выявления, замораживания, ареста и будущей после судебного решения конфискации их активов.
Наряду с этим, необходимо обеспечить безопасное взаимодействие между аналитиками и агентами, собирающими информацию. Необходимо финансово обеспечить проведение оперативных мероприятий и мониторинг существующих известных транснациональных группировок.
Также важным является установление взаимоотношений со службами разведки на международном уровне, что невозможно без грамотной внешней политики страны и развития уже имеющихся связей с иными службами, а также другими странами [5, с.76].
Так, крайне важно государственное способствование более тесным связям правоохранительных органов и разведывательных служб с федеральными, государственными, местными, племенными и территориальными органами. Таким образом, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, появляются возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, чтобы это не наносило ущерба правам защиты в делах об отмывании теневых капиталов [6].
Тем не менее, существующая на данный момент правовая база борьбы с экономической организованной преступностью довольно объемна и позволяет эффективно реализовывать все поставленные задачи в соответствии с нормами международного права, а также внутреннего законодательства.
Подводя итог рассмотрению вопроса криминологической характеристики транснациональной организованной преступности, необходимо отметить, что, несмотря на достаточно глубокий уровень изученности вопроса об указанном виде преступности, текущие показатели транснациональных преступлений в данной сфере снижаются незначительно и, в основном, за счет усложнения теневых схем, а также расширения круга лиц, способных стать субъектами подобных преступлений.
Литература:
- Житкова, Е. Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем / Е. Л. Житкова. — Текст: непосредственный // Гражданин и право. — 2006. — № 3. — С. 81–92.
- Максимов, С. В. Краткий криминологический словарь / С. В. Максимов. — Москва: Юристъ, 2005. — 32 c. — Текст: непосредственный.
- Клейменов М. П. Криминология: учеб. / М. П. Клейменов. — Москва: Норма, 2011. — 448 с. — Текст: непосредственный.
- Танющева, Н. Ю. Теория финансового мониторинга / Н. Ю. Танющева. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. — 243 c. — Текст: непосредственный.
- Белоцерковский, С. Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации / С. Д. Белоцерковский. — Москва: Российская криминологическая ассоциация, 2011. — 585 c. — Текст: непосредственный.
- Трунцевский, Ю. В. Понятие транснационального преступления / Ю. В. Трунцевский. — Текст: непосредственный // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2014. — № 3. — С. 9–12.