Роль образования для развития творческих способностей личности неоценима. Особенно важна роль математики. Важнейшим средством формирования у школьников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью в процессе решения различных математических задач.
В ФГОС сказано, что «методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…» [5].
В Системно-деятельностном подходе основные результаты обучения и воспитания выделяются в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. [3].
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Требования о переходе к системно-деятельностному подходу в образовании возникли в связи с необходимостью привести образование в соответствие с потребностями рынка труда. С введением этого подхода в систему образования становится возможным на ранних этапах готовить целенаправленно качественных специалистов. Все более очевидной становится потребность оценивать результаты педагогического образования, не ограничиваясь качеством знаний.
Компетентностный подход, входящий в системно-деятельностный подход позволяет моделировать результаты обучения и их представления как нормы качества образования.
Такой подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность учащихся действовать в различных проблемных ситуациях , то есть основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.
Рассматривая этот вопрос у различных авторов в работах Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, И. А. Зимней, Ю. Н. Емельянов, Л. И. Анцыферова мы сталкиваемся с неоднозначностью трактовки самих понятий «компетенция» и «компетентность» и с проблемой соотношения этих понятий.
Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например [3].
Известна позиция А. В. Хуторского, который предлагает под компетенцией понимать «некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося», а термин «компетентность» использовать для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владения, обладания человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6].
Из вышеизложенного делаем вывод^ компетенция и компетентность — это разные понятия, компетентность включает в себя разного рода компетенции, то есть является более широким понятием. Понятия компетенций, компетентностей значительно шире, чем понятия знаний, умений, навыков, так как включают в себя ещё и направленность личности (способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер — самостоятельность, целеустремленность, волевые качества и т. п.).
Рассмотрев этот теоретический вопрос, пред учителями стоит задача преобразовать учебный процесс и его компоненты. На уроках математики это позволят сделать подбор задач со специфической фабулой, которые помогают в развитии исследовательских компетенций.
Нередко случается так, что, решая практические задачи в совершенно разных отраслях, специалисты приходят к одной и той же математической модели.
Возьмем, например, способ нахождения наибольших и наименьших значений функции с помощью производной, данный метод активно применяется для решения множества практических задач, возникающих в разных отраслях человеческой деятельности. На сегодняшнее время, в частности в связи с научно-техническим прогрессом, применение дифференциального исчисления становится все более актуальным для специалистов.
Из выше сказанного мы видим, что при прохождении различных тем, на уроках можно решать не просто задачи из учебника, а выбирать именно практико-ориентированные задания.
Приведём примеры таких заданий из темы Производные :
- Требуется вырыть канал прямоугольного сечения, глубиной 1 м. При какой ширине канал будет иметь гидравлически наивыгоднейший профиль? [6].
Рис. 1
Найдем, при каком отношении глубины канала к ширине,
канал будет иметь гидравлически наивыгоднейший профиль. Пусть
Итак, ширина канала в рассматриваемом случае должна быть
2.Необходимо проложить канал, сечение которого — сегмент (рис. 2). Каким должен быть центральный угол

Рис. 2
Пусть R — радиус круга. Живое сечение канала найдем как разность площадей сектора и треугольника:
Исследуем более простую функцию



3. С помощью измерительных приборов было выявлено, что высота Эвереста над городом Катманду составляет 5768 м, пользуясь этими данными нужно определить высоту ландшафтного превышения Эвереста над Катманду, если расстояние между ними
Рис. 3
Высота превышения Эвереста над Катманду равна сумме значений, полученных с помощью измерительных приборов и дополнительной поправки на кривизну земли
Определим значение той самой дополнительной поправки. Рассмотрим рис.1, на котором изображена поверхность океана, где точка O — центр Земли. Пусть точка C лежит на поверхности, а точка B принадлежит горизонтальной плоскости (проходящей через точку C по касательной Земли). В таком случае, так как угол между лучом CB и горизонтальным направлением равен нулю, то, глядя из точки C , нам покажется, что B и C находятся на одном уровне. Поэтому, мы допустим поправку на кривизну Земли:
Величина
Ɩ
относительно мала по сравнению с величиной
R
. Поэтому для вычисления


Подставляем имеющиеся значения в выведенную формулу и получаем (радиус земли берем 6 317 км):
Рис. 4
4. Необходимо построить производственное здание с плоской крышей с высотой 9 м и шириной 6 м. С какой минимальной длинной стрелы крана возможно осуществить постройку (высоту автомобильного крана брать 2 м над землей).
Пусть высота здания — H, а ширина — 2Ɩ. Нам нужно найти длину стрелы крана всего до середины крыши (середину считаем по ширине) тогда кран достанет до любой точки здания.
Рассмотрим кран (рис. 4)., который, находясь в точке


Из формулы (2) видно, что потребуется кран с другой длиной стрелы, так как при таком перемещении крана меняется угол α .
Определим наивыгоднейшее место установки крана (такое место, в котором крану понадобится стрела с наименьшей длиной). Для этого достаточно определить, при каком
Как видно решение практико-ориентированных задач, проходит через применение исследовательских рассуждений, это позволяет учащимся пройти через основные этапы исследования, что способствует формированию их исследовательской компетенции.
Решая исследовательскую задачу, человек познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи. Исследовательские задачи создают условия для проявления творческой активности учащегося, выражающейся в стремлении познать объективно новые факты, используя теорию научных исследований. При решении исследовательских задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам.
Литература:
- Гребенюк, Е. В. Общекультурная компетентность современного учителя [Текст]: Е.В Гребенюк / Материалы конференции «Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года» / ГОУ ВПО «Российск государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».- Санкт-Петербург: НИИ непрерывного педагогического образования, 2011
- Золотовскова, А. А Психологические особенности СЛК [Текст]: курсовая работа / А.А Золотовскова/ руководитель: М. В. Кормильцева, Институт психологии, кафедра психологии профессионального развития — Екатеринбург 2009.-32 с.
- Ильязова, М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований [Текст] / М. Д Ильязова. // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 1.
- Мордкович А. Г. Алгебра и начало математического анализа, 10–11 классы, В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (профильный уровень)/А. Г. Мордкович. — 10-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2019. — 399 с.
- Федеральный государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования [Текст]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2012.
- Хуторской, А.В Ключевые компетенции и образовательные стандарты: [Текст]: доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос». [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/news/compet/htm.