Одним из важнейших направлений в обеспечении безопасности и регулярности воздушного движения гражданской авиации является аэронавигационное обеспечение полетов.
Ключевые слова: авиационный транспорт, аэронавигационная информация, обеспечение полетов, авиация, бортовая документация, EFB.
Аэронавигационное обеспечение воздушных перевозок — это комплекс сложных систем, включающий мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов, и которое, направлено на создание условий для безопасной, точной и экономически выгодной аэронавигации.
Определяющими актуальность факторами, являются динамичные изменения окружающей среды, которые вынуждают современные компании, стремящиеся к усилению и укреплению своих позиций, всегда совершенствовать производственную деятельность. Отсюда следует, что есть актуальная проблема повышения эффективности навигационного обеспечения полетов воздушных судов. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности авиакомпании и поспособствовать улучшению и совершенствованию производственной деятельности авиакомпании.
Одним из направлений улучшения аэронавигационного обеспечения полетов является внедрение электронной системы для введения экипажем бортовой документации.
Электронная система бортовой документации (сокр. англ. EFB) — это электронная интерактивная информационная система, на борту ВС позволяющая хранить, отображать и своевременно обновлять аэронавигационную, нормативную, летную, техническую информацию, производить расчеты взлетно-посадочных характеристик и заполнять центровочные графики.
Данная система предназначена для:
улучшения доступа летного экипажа к оперативной информации;
уменьшения количество бумажных документов в кабине ВС, путем замены их на электронную версию;
оптимизации цикличности обновления эксплуатационной документации и ускорению ее доставки конечному пользователю для обеспечения лучшей точности технических и навигационных данных;
совершенствования и упрощения процессов обновления данных;
обеспечения точного вычисления взлетно-посадочных характеристик воздушных судов, а также параметров их загрузки и центровки, для обеспечения безопасности и оптимальности их эксплуатации.
Есть еще ряд существенных, положительных моментов, которые представлены в таблице 1 «Сравнительные характеристики бумажного и электронного способов предоставления информации», позволяющие оценить преимущество EFB.
Таблица 1
Сравнительные характеристики бумажного и электронного способов предоставления информации
Бумажный способ |
Электронный способ |
|
Доступ к информации |
1. Оперативный поиск информации затруднен. 2. Разные принципы формирования сборников АНИ основных поставщиков (ЦАИ и Jeppesen) отрицательно влияют на удобство использования. |
1. Эффективная поисковая система позволяет осуществлять быстрый поиск необходимых документов и страниц по ключевому слову. 2. Объем предоставляемой информации на борту ВС существенно расширяется. |
Обновление информации |
1. Время, необходимое для внесения поправок в сборники, — неделя. 2. Сверка документов — длительный процесс с высокой степенью вероятности ошибки. 3. Внесение поправок и комплектование бортовых чемоданов АНИ |
1. Информация обновляется автоматически через Интернет. 2. Достоверность АНИ повышается за счет исключения человеческого фактора. |
Вес |
1. Вес чемоданов АНИ превышает на отдельных рейсах 30 кг. |
1. Вес планшетов не превышает 1,5 кг. |
Хранение и доставка на борт |
1. Необходимо расширять складские емкости для хранения документов АНИ. 2. Доставкой чемоданов с документами АНИ занимается специальное подразделение, группа доставки АНИ (23 чел.). |
1. Планшеты закреплены за конкретным бортом, не требуется организация доставки на борт и с борта ВС. |
Расходы |
1. Стоимость АНИ на бумажных носителях с 2005 г. повышается на 5–12 % ежегодно. 2. Таможенные расходы составляют 15 % от товарной стоимости бумажных носителей. 3. Затраты на транспортировку, обработку и хранение груза растут. 4. Затраты на приобретение чемоданов и принадлежностей увеличиваются. |
1. Стоимость АНИ в электронном виде зафиксирована. 2. Информация в электронном виде налогом не облагается. 3. Транспортные расходы отсутствуют. 4. Капитальные вложения на установку комплекта EFB второго класса на одно ВС составляют от 17000 до 45000 долл. в зависимости от выбранного производителя и комплектации. |
Пилотам современных воздушных судов приходится обращаться к самым разным документам. Традиционно, все эти документы существуют в бумажном виде — экипаж носит с собой чемодан с различной документацией на бумаге. Безусловно, перевод документов на электронные носители информации не только делает работу пилота более комфортной, но и повышает уровень безопасности полетов и положительно влияет на экономику авиакомпании.
Главная идея заключается в замене чемодана с документами (навигационные карты, РЛЭ, РПП, MEL, сборник действий экипажа в нестандартных ситуациях (QRH) и многие другие необходимые документы) на электронное устройство, которое может быстро предоставить пилоту необходимые данные. Это устройство называется Electronic Flight Bag (EFB), что в переводе с английского языка означает «электронный портфель полетной информации», или «электронный планшет пилота».
На рис. 1 представлено как пилот пользуется электронным портфелем полетной информации.
Рис. 1. Пилот пользуется электронным портфелем полетной информации
Основные преимущества электронного способа — это повышение точности аэронавигационной информации за счет более оперативного обновления и исключения человеческого фактора при формировании портфеля, сокращение времени поиска и упрощение доступа к информации на земле и на борту воздушного судна, а также расширение объема предоставляемой информации и возможность производить расчеты на основании данных систем самолета.
Все эти перечисленные факторы прямо способствуют повышению уровня безопасности полетов и уменьшению рабочей нагрузки на экипаж и являются главными доводами для перехода к электронной системе бортовой документации.
Литература:
- FAA AC 120–76 “Guidelines for the Certification, Airworthiness, and Operational Approval of Electronic Flight Bag Computing Devices”.
- Electronic flight bag (EFB) software evaluation report, EASA, 2017.
- ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» от 31 июля 2009.