Разработка мобильного приложения для оплаты проезда в общественном транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Победители конкурса УМНИК в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Кочурова, Л. К. Разработка мобильного приложения для оплаты проезда в общественном транспорте / Л. К. Кочурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73827/ (дата обращения: 16.11.2024).



A person smiling for the camera

Description automatically generated

В статье рассматривается создание программно-аппаратного сервиса для эффективной оплаты и контроля проезда в общественном городском транспорте.

Ключевые слова: транспорт, оплата проезда, мобильное приложение, бесконтактная оплата, пассажиропоток.

Общественный транспорт играет важную роль в жизни городов. Ежедневно большая часть жителей крупных и средних городов ездят на работу на общественном транспорте. Рост городов приводит к увеличению пассажиропотока, а с ним и к повышенным требованиям по оплате и контролю проезда пассажиров — время операций должно сокращаться, как и число неучтённых неоплаченных поездок.

Реальность такова, что кондукторам становится сложно контролировать оплату в условиях всё возрастающего пассажиропотока, причём современные бесконтактные электронные способы оплаты требуют дополнительных расходов на оборудование, а отказ от кондуктора в общественном транспорте ведёт к ещё большим проблемам. Попытки полностью отказаться от услуг кондукторов и полностью автоматизировать транспортные средства для оплаты проезда показывают свою несостоятельность, так как требуют огромных затрат на закупку разнородного оборудования для оплаты и контроля проезда: терминалы оплаты по наличному расчёту, терминалы оплаты по безналичному расчёту, датчики учёта количества вошедших пассажиров, датчики учёта оплативших проезд пассажиров, информационные табло для водителя [1] [2].

На данный момент понятно, что кондуктор пока ещё является неотъемлемой частью транспортной системы на маршрутах с высокой интенсивностью пассажиропотока. Однако на прочих маршрутах функции кондуктора может взять на себя водитель.

Идея предлагаемого сервиса заключается в том, чтобы упростить систему оплаты и контроля проезда на общественном транспорте и сделать её более безопасной для всех участников пассажироперевозки:

− пассажир использует свой личный смартфон для выбора маршрута и оплаты через электронный кошелёк с получением электронного чека по всем правилам ФЗ-54;

− кондуктор проверяет факт оплаты проезда пассажиром с помощью проверочного кода пассажира в своём приложении;

− кондуктор получает оперативную картину по количеству оплативших проезд пассажиров и по ошибкам оплаты;

− все оплаты и проверки выполняются на удалённом сервере.

C:\Users\Лида\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\принцип работы.png

При такой схеме оплаты и контроля следует отдельно отметить безопасность операций:

− пассажир и кондуктор не контактируют при безналичной оплате;

− контроль оплаты выполняется на дистанции вытянутой руки для считывания QR-кода.

Оплата наличными при такой схеме нежелательна, но возможна — в таком случае порядок действий как при обычной оплате проезда (стоит отметить, что тенденция по оплате за безналичный расчёт сейчас уверенно возрастает). Льготные документы для проезда также могут быть учтены как вариант подтверждения проезда в мобильном приложении.

Решение предполагает минимум технических средств оплаты и проверки проезда. Для оплаты проезда необходимо установить приложение на смартфон, выбрать нужный маршрут и оплатить его любым удобным способом: внутренний единый транспортный кошелёк пассажира или платёжная система (в том числе банковская карта, привязанная к смартфону, номер счёта телефона или электронный кошелёк QIWI). Для проверки оплаты проезда кондуктору (или водителю) также требуется только смартфон (личный или являющийся собственностью автопарка) с установленным приложением проверки оплаты проезда.

C:\Users\Лида\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\iphone.png

Для проверки оплаты проезда пассажир формирует временный код проверки в своём мобильном приложении, а кондуктор проверяет этот код в своём мобильном приложении. Проверка выполняется в режиме онлайн на сервере, что практически исключает возможность обмана. Временный код состоит из нескольких цифр и может быть введён кондуктором как вручную, так и в ускоренном режиме — с помощью считывание QR-кода.

Для использования приложения пользователь должен сначала установить приложение и пройти регистрацию, после чего ему присваивается уникальный номер пользователя. Если человек был зарегистрирован ранее, то нужно выполнить вход в приложение со своими учётными данными. Номер пользователя также является уникальным номером электронного кошелька пользователя для оплаты услуг проезда при выборе типа оплаты путём списания денежных средств с электронного кошелька.

Пользователь выбирает город, в котором он находится — выбранный город сохраняется для последующего автоматического выбора типа транспорта и маршрута, но может быть изменён в настройках. Пользователь выбирает тип услуги перевозки для оплаты. Чаще всего будет оплачиваться разовый проезд, поэтому основная форма позволяет быстрее всего выбрать именно разовую оплату проезда.

C:\Data\other\hacatons\digital_break\Диаграмма.png

Проверка оплаты осуществляется контролёром также через мобильное приложение. Администратор системы определяет, какой пользователь может быть контролёром. После аутентификации пользователя в приложении ему будет доступна кнопка — перейти в режим контролёра, которая будет только у тех пользователей, которым администратор назначил права на исполнение роли контролёра. Контролёр может потребовать у любого пассажира, пользующегося услугами данного сервиса, проверить оплату проезда по QR-коду. Каждый факт проверки заносится в журнал проверок в БД для последующего подсчёта статистики, анализа, премировании сотрудников (контролёров), а также для улучшения оказания услуг.

Система также включает в себя веб-интерфейс для доступа к сервису с ПК для администрирования и конфигурирования. При этом веб-интерфейс позволяет частным городским транспортным компаниям также внедряться в систему оплаты и контроля проезда на своих маршрутах без лишних действий.

Описанная система оплаты и контроля проезда в городском транспорте делает поездки безопасными, прозрачными, сокращает расходы на оснащение транспортных средств и позволяет собирать статистические данные в целях улучшения учёта поездок и качества услуг пассажироперевозок для населения страны.

Литература:

  1. КИСУ ГППТ. — Текст: электронный // СПб ГКУ «Организатор Перевозок»: [сайт]. — URL: http://orgp.spb.ru/kisu_gppt/ (дата обращения: 17.05.2020).
  2. Дарья, Кильцова КИСУ заказывали? Город не успел оцифровать общественный транспорт / Кильцова Дарья. — Текст: электронный // Деловой Петербург: [сайт]. — URL: https://www.dp.ru/a/2019/11/11/KISU_zakazivali (дата обращения: 17.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): контроль проезда, мобильное приложение, общественный транспорт, оплата проезда, кондуктор, QIWI, проверка оплаты проезда, проезд пассажиров, система оплаты, считывание QR-кода.


Похожие статьи

Создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Волгоградской агломерации

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Приведены функции интеллектуальной транспортной системы. Описано введение интеллектуальной транспортной системы в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общ...

Анализ доступности общественного транспорта на территории Казани

В статье рассматривается система общественного транспорта Казани, проводится анализ представленных видов транспорта, вводится коэффициент нагрузки на остановки общественного транспорта.

Система награждений и скидок в агрегаторе такси

В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие на начальном этапе работы агрегатора такси, проектируется система, позволяющая решить проблему низкой популярности агрегатора такси.

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Автоматизированные системы самообслуживания для пожилых людей и инвалидов

Целью представленного в статье исследования было изучение современного состояния автоматизированных систем обслуживания пассажиров.

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

О применении современных технологий в организации перевозок пассажиров в городских автобусных маршрутах

Разработка системы имитационного моделирования предприятия городского автотранспорта

В статье автор предлагает алгоритм разработки имитационной модели для оптимизации работы автотранспортного предприятия.

Обслуживание пассажиров категории VIP на всех этапах перевозки автомобильным транспортом

На рынке оказания услуг городского такси существует специфическая ниша VIP-такси, оказывающая услуги перевозки VIP-клиентов. В статье описание специфических особенностей VIP-такси, а также проводится анализ существующего предложения на рынке услуг VI...

Похожие статьи

Создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Волгоградской агломерации

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Приведены функции интеллектуальной транспортной системы. Описано введение интеллектуальной транспортной системы в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общ...

Анализ доступности общественного транспорта на территории Казани

В статье рассматривается система общественного транспорта Казани, проводится анализ представленных видов транспорта, вводится коэффициент нагрузки на остановки общественного транспорта.

Система награждений и скидок в агрегаторе такси

В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие на начальном этапе работы агрегатора такси, проектируется система, позволяющая решить проблему низкой популярности агрегатора такси.

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Автоматизированные системы самообслуживания для пожилых людей и инвалидов

Целью представленного в статье исследования было изучение современного состояния автоматизированных систем обслуживания пассажиров.

Создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам

В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания...

О применении современных технологий в организации перевозок пассажиров в городских автобусных маршрутах

Разработка системы имитационного моделирования предприятия городского автотранспорта

В статье автор предлагает алгоритм разработки имитационной модели для оптимизации работы автотранспортного предприятия.

Обслуживание пассажиров категории VIP на всех этапах перевозки автомобильным транспортом

На рынке оказания услуг городского такси существует специфическая ниша VIP-такси, оказывающая услуги перевозки VIP-клиентов. В статье описание специфических особенностей VIP-такси, а также проводится анализ существующего предложения на рынке услуг VI...

Задать вопрос