Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 5795 раз

Библиографическое описание:

Рогалева, Г. И. Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза / Г. И. Рогалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 2. — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3702/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье раскрываются особенности развития студенческого самоуправления в образовательном пространстве современного вуза. Подчеркивается значимость наличия студенческого самоуправления как характеристики воспитательного пространства вуза. Рассматривается опыт развития студенческого самоуправления в Бурятском государственном университете.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, образовательное пространство, воспитательное пространство.

The article reveals the characteristics of development of student self-government in the educational space of the modern University. Highlighted the importance of the availability of student self-government as the characteristics of educational space. Discusses the development experience of the Student Government in Buryat State University.

Key words: student home rule, educational environment, social space.

Последние годы система современного высшего образования занимается реставрацией роли молодежных общественных организаций, студенческого самоуправления в воспитательной деятельности высших учебных заведений. Общественные студенческие объединения становятся значимым потенциалом воспитательной деятельности и социального развития студентов вузов. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 года определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Среди которых выделяются - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Для реализации выделенных приоритетных направлений предусмотрены проекты целями которых является: формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи; развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений.

Вопрос реставрации студенческого самоуправления в вузе не простой и совсем не гарантирует повышение воспитательной деятельности вуза. Это вопрос необходимости создания системы, обеспечивающей сбалансированное сотрудничество администрации и организованного студенчества в процессе управления вузом. Это вопрос, связанный с включением студенчества в воспитательную деятельность, направленную на трансляцию культуры, социального опыта и личностных смыслов. Это вопрос включенности в образовательное пространство вуза.

Понимание современной специфики студенческого самоуправления, социально ориентированного в деятельности и объединяющего единомышленников на основе их свободного выбора, позволило администрации Бурятского государственного университета способствовать созданию Федерации студенческого самоуправления (ФССУ).

На наш взгляд, Федерация студенческого самоуправления (ФССУ) стала социально ориентированным пространством межличностных и общественных отношений, определенных образовательными и развивающими потребностями личности.

В марте 2003 года Федерация студенческого самоуправления (ФССУ) Бурятского государственного университета начала свою деятельность, опираясь на следующие положения:

1. Деятельность студентов основывается на максимальной самостоятельности на каждом этапе работе: в период выбора цели, постановки задач, поиска средств их решения, оценки достигнутых результатов. Студенческое самоуправление учится брать на себя ответственность за управление теми аспектами студенческой жизни, которые ориентированы на дополнение действий администрации в сфере работы со студентами.

2. Взаимодействие Федерации студенческого самоуправления с административными подразделениями университета строится на партнерских началах, где участники – равноправные члены большого коллектива, в одинаковой степени участвующие в обсуждении проблем и определении оптимальных способов их решения.

3. Администрация университета обеспечивает включенность ФССУ в реальный процесс жизнедеятельности университета: в организации и проведение мероприятий университета; в деятельности по совершенствованию учебного процесса; в работе по благоустройству учебных корпусов и общежитий университета.

Федерацию студенческого самоуправления в университете, на наш взгляд, можно рассматривать как пространство активного самоопределения личности студента. Она занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских и коммуникативных способностей будущих специалистов. Участие в студенческом самоуправлении оказывает существенное влияние на рост профессиональной компетентности, ответственности, самодеятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию личности. Можно утверждать, что студенческое самоуправление является не просто самостоятельным явлением, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в вузе и несет особую нагрузку.

Показательной на наш взгляд стала сложившаяся система студенческого самоуправления в Бурятском государственном университете. В настоящее время это устойчивая многоуровневая система, включающая в себя Федерацию студенческого самоуправления университета, студенческие общественные объединения и советы на факультетах, студенческие советы общежитий, координационный Совет студсоветов общежитий, Совет по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Значительную работу проводит студенческий клуб, профсоюзный комитет студентов, спортивный клуб, координационный совет по профилактике и укрепления здоровья студентов и сотрудников университета. Деятельность этой системы регламентируется и обеспечивается разработанными и утвержденными положениями: «Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете», положение «О студенческом самоуправлении БГУ», положение «О студенческих общежитиях Бурятского государственного университета», положение «О студенческом совете общежитий Бурятского государственного университета» и др., основные документы и методические рекомендации обобщены и опубликованы в виде учебно-методического пособия в 2011 г.

С целью обеспечения представительства студентов в высших органах управления университета председатель ФССУ введен в состав Ученого Совета университета, председатели студенческого самоуправления факультетов – в Ученые Советы факультетов. Принципы взаимодействия и сотрудничества ежегодно обсуждаются на встречах ректора университета и ФССУ, а также на встречах студенческого актива факультетов с проректором по социальной политике и воспитательной работе.

С момента организации Федерации студенческого самоуправления в университете стала значимой и заметной активность студентов. Появились и реализуются студенческие проекты и программы. Можно привести лишь несколько примеров. Значимый социальный проект «Весенняя неделя добра», в ходе которого студенты собирают вещи для воспитанников детских домов, организовывают концертные выступления студенческих коллективов различных факультетов во вспомогательных школах, школах-интернатах, детских домах города Улан-Удэ. С 2008 г. студенческое самоуправление является организатором акции «Помоги детям собраться в школу», студенты адресно помогают детям из малообеспеченных семей школ микрорайона канцелярскими товарами, письменными принадлежностями. Два раза в год в стенах университета проходит акция «День Донора», по итогам донации студенты университета являются наиболее активными среди студенчества республики. Воспитательно-образовательный проект студенческого самоуправления исторического факультета был связан с подготовкой и организацией празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. В комплексе мероприятий участвовали студенты всех факультетов. Проект студентов филологического факультета фотокросс «Есть только миг...» привлек к состязанию широкий круг студенчества. Конкурсные фотографии заряжали позитивом и заставляли улыбаться, а также раскрыли новые таланты и новые идеи. С 2006 г. в университете проводится конкурс «Самая обаятельная студенческая семья». Вот уже несколько лет осенью в актовом зале университета звучат романтические стихи, песни, танцуют вальс, яркие творческие молодые студенческие пары представляют себя в конкурсе визитка «Когда сердца живут одной судьбой». Студенческие семьи в самых разных формах рассказывают о романтических историях знакомства, планах, местах и демонстрируют свое творчество и способности. Вместе со своими маленькими детьми участвуют в конкурсах. Особенностью студенческой семьи является то, что в большинстве своем эти семьи создаются по любви. Федерация студенческого самоуправления университета является инициатором и организатором творческих конкурсов и досуга студентов. Среди которых смотр талантов «Первый снег», где студенты-первокурсники демонстрируют свои творческие способности. Федерация студенческого самоуправления университета в 2005 г. явилась инициатором конкурсов «Мисс и Мистер студенчество», «Студент года», фестиваля КВН. Данные мероприятия стали признанными и проводятся ежегодно как межвузовские конкурсы в Республике Бурятия. Любимым и популярным фестивалем является «Студенческая весна». Лучшие представители творческих коллективов университета выезжали на фестиваль-конкурс «Российская студенческая весна» в г. Кемерово (2004 г.), в г. Пермь (2005 г.), в г. Казань (2009 г.), Тюмень (2010 г.). В 2009 г. впервые был проведен Ректорский бал для лучших студентов университета. Бал объединил профессорско-преподавательский состав и студентов университета в единое демократическое содружество.

Начиная с 2009 года отдел воспитательной и социальной работы университета совместно с Федерацией студенческого самоуправления проводит выездные школы студенческого актива. В атмосфере, способствующей мозговому штурму, студенты вместе с руководителями своих фокус-групп разрабатывали модель «Выпускник Бурятского государственного университета», новые брендовые атрибуты университета и проекты, которые можно реально реализовать в университете. Все были едины во мнении, что выпускник БГУ – это социально зрелая личность, обладающая высоким интеллектом и культурой, социально-активный и конкурентоспособный профессионал.

Необходимо отметить, что Федерация студенческого самоуправления не замыкается в рамках университета и активно сотрудничает с другими молодежными общественными объединениями города Улан-Удэ, Республики Бурятия и других регионов. Члены ФССУ университета вошли в состав Координационного совета студентов вузов и ссузов при Госкомитете по делам молодежи, в рамках которого инициировали проект конкурса вариативных программ по развитию студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление колледжа Бурятского государственного университета в 2007 году было признано лучшим самоуправлением города Улан-Удэ среди средних специальных учебных заведений. В 2008 году лучшим студенческим самоуправлением города стала Федерация студенческого самоуправления университета.

В рамках образовательной программы «Инновационные подходы к воспитательному процессу в современном вузе» для заместителей деканов по воспитательной работе Бурятского государственного университета в 2009 г. прошел семинар «Воспитательный потенциал студенческого самоуправления: анализ и перспективы». На семинаре отмечалось, что обновление студенческого самоуправления в университете направлено на деятельность социально-практического характера, а также вовлечение студентов в полноценную жизнь университета и общества: В экономику, науку, культуру, политику. Студенческое самоуправление создает условия для реализации творческой активности и самодеятельности студентов, становится реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты. В рамках семинара был проведен социологический опрос в форме сплошного анкетирования студентов «Студенческое самоуправление в БГУ», целью которого являлось выявление оценок и мнений студентов университета о состоянии и перспективах развития студенческого самоуправления. Опрос проводился среди президентов ССУ факультетов и институтов, а также и студентов юридического, социально-психологического, филологического и биолого-географического факультетов университета и колледжа университета.

С целью выявления существующих проблем в организации студенческого самоуправления в вузах и совершенствованию межвузовского взаимодействия в этом направлении было проведено анкетирование «Студенческое самоуправление в вузе: оценка состояния и перспективы развития», разработанное кафедрой социально-культурной деятельности ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств».

Анализ результатов анкетирования показал, что студенты университета не сомневаются в нужности и значимости студенческого самоуправления и вместе с этим высказывают определенную неудовлетворенность положением дел. На вопрос – Как Вы считаете, нужна ли в университете деятельность органов студенческого самоуправления? Из пяти вариантов ответов, все опрошенные ответили – Да, безусловно нужна. Интерес представляли ответы на вопрос: Как Вы думаете, зачем университету нужно студенческое самоуправление? – 50% опрошенных указало, что студенческое самоуправление необходимо для установления и поддержания корпоративной культуры вуза, 27% - на улучшения качества воспитательной работы и 23% - для проведения внеаудиторной работы со студентами. Вопрос, вязанный с оценкой органов студенческого самоуправления в университете, показал, что более 80% опрошенных считают, что результаты приносят огромную пользу для студентов и университета в целом, хотя есть и ответы, когда студенты указывают, что результаты видны лишь узкому кругу активистов и что-то делается, но хотелось бы лучше.

Студенты считают оптимальной существующую модель ФССУ в университете – 80% ответили – скорее, да. На вопрос – На основе какой модели должны строиться взаимоотношения ФССУ и органов ССУ факультетов и институтов? 70% опрошенных подчеркнули, что взаимоотношения должны строиться на основе партнерства.Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в организации ФССУ в университете? Мнения студентов разделились : 24% студентов считают, что ФССУ имеет неопределенный статус в университете; 16% участников опроса отметили, что осуществляется слабая интеграция ФССУ в жизнь факультетов; на слабую поддержку руководством университета указало 14% опрошенных .

Проведенный анализ позволяет утверждать, что при осуществлении деятельности органы студенческого самоуправления испытывают объективные и субъективные трудности. В числе объективных продолжает оставаться низкий уровень демократической культуры, неготовность общественных структур к самоорганизации, отсутствие положительной мотивации. Трудностей субъективного характера гораздо больше. Во-первых это смешивание организационных форм участниками самоуправления, во-вторых – подмена деятельностью свойственной общественным организациям, в третьих - слабое значение уделяется студентами и преподавателями нормативно-правовой базе.

Стоит внимательнее отнестись к определению функций студенческого самоуправления. Возможно выделить следующие - координацию деятельности всех общественных объединений на университетском уровне; включение ФССУ и ССУ в организацию и управление учебно-воспитательным процессом в университете; участие в системе обеспечения и контроля качества подготовки студентов университета; разработку и реализацию собственных социально значимых программ и студенческих инициатив ССУ факультетов; профилактику асоциальных проявлений в студенческой среде (наркомании, алкоголизма, табакокурения) и поддержка правопорядка; участие в процессе назначения стипендий и распределение мест в общежитиях университета; участие в поддержке студенческих семей; участие в поддержке малообеспеченных категорий студентов.

Приведенный опыт организации и деятельности студенческого самоуправления Бурятского государственного университета позволяет утверждать, что студенческое самоуправление – это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Существующее в университете студенческое самоуправление является универсальным воспитательным механизмом, основанном не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. На наш взгляд, студенческое самоуправление создает новые возможности для самоопределения личности, появление молодежных инноваций в различных сферах общества.

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства. Воспитательное пространство является фактором социализации личности. Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности выступает предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение, информационное окружение. Любая гуманистическая воспитательная система является открытой: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет воспитательное пространство как компонент системы.

В целом в воспитательном пространстве исследователи выделяют несколько компонентов: деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности); коммуникативный (пространство непосредственного общения); социально-предметный (предметная среда человека); эмоциональный(пространство повышающее настроение студентов, готовность к контактам); информационный и др.

По условиям существования студенческое самоуправление является воспитывающим пространством.

Существование развитого студенческого самоуправления в университете позволяет рассматривать его как характеристику воспитательного пространства вуза.


Литература:

  1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации /Правительство РФ. – М., 2006 г.

  2. Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. – 35 с.

  3. Реализация или обновление? (Основные подходы к воспитанию студентов в инновационном вузе) // Студенчество. Диалоги о воспитании. - №2. – 2008. – С. 7-9.


Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, Бурятский государственный университет, университет, воспитательное пространство, студент, воспитательная деятельность, воспитательная работа, студенческое самоуправление университета, студент университета, Федерация.


Похожие статьи

Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза

Рассматривается необходимость оценки корпоративной среды вуза в условиях жесткой конкуренции в системе высшего профессионального образования, анализируется феномен корпоративной культуры вуза. Раскрывается понятие корпоративная среда вуза. Указываютс...

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду

Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности студентов

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения без-опасной жизнедеятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассмотрена роль духовного производства в процессе обучения студентов и его влияние на обеспечение культуры б...

Развитие креативности у студентов колледжа

В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Похожие статьи

Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза

Рассматривается необходимость оценки корпоративной среды вуза в условиях жесткой конкуренции в системе высшего профессионального образования, анализируется феномен корпоративной культуры вуза. Раскрывается понятие корпоративная среда вуза. Указываютс...

Внедрение информационно-технологических сред в образовательную среду

Вопрос, затронутый в данной статье, затрагивает тему использования информационных сред в образовательной области. В качестве примера приводится то, какая работа в данной области была проделана в Арзамасском филиале ННГУ. Рассмотрен вопрос информатиза...

Студенческая группа и ее роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности студентов

Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения без-опасной жизнедеятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассмотрена роль духовного производства в процессе обучения студентов и его влияние на обеспечение культуры б...

Развитие креативности у студентов колледжа

В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное ...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Задать вопрос