Начало нового учебного года всегда связано с ожиданием. С ожиданием того, что школа станет родной для большинства российских школьников. Со школой связаны ожидания учащихся и родителей того, что школа станет, в первую очередь, той ступенью вхождения в мир, которая позволит каждому ребенку стать человеком.
В начинающемся учебном году школьникам предстоит обучение по новым образовательным стандартам. Однако, несмотря на провёденную масштабную работу по изменению содержания и условий обучения, все начинания могут остаться на прежнем уровне. Обновление российской системы образования немыслимо и напрямую связано с кадровым вопросом – вопросом профессиональной компетентности тех учителей, кто непосредственно будет реализовывать образовательные стандарты.
Переход к проекту «Наша новая школа» инициирует необходимость обогащения содержания деятельности общеобразовательного пространства, методов ее осуществления и поиска новых образовательных технологий. Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития российского образования. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе образования предстоит решить ряд задач, в числе которых: продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи; развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях; стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию системы образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу; обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам; разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом; продолжить работу по обновлению современной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.
Создать условия для самореализации и саморазвития учащихся может только учитель. Важным условием развития профессиональной компетентности учителя становится мотивация, его личностные и профессиональные качества, которые необходимо сформировать в процессе подготовки будущего учителя.
Профессиональную компетентность будущего педагога зависит от многих факторов. Это и качество учебных программ, по которым он обучается; и качество методического обеспечения учебного процесса; и качество менеджмента образовательного учреждения. Однако учреждения высшего педагогического образования должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы мощным механизмом профессионального становления будущего учителя. Потенциал образовательной среды педагогического вуза должен направить вчерашнего выпускника школы в русло профессионального его становления как учителя.
Если рассматривать «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности, предложенной Л.И.Новиковой [3, с.3-4], то основное, что выделяет среду – это факт взаимодействия части окружающего мира с субъектом [3, с.61]. Такое взаимодействие может происходить как непосредственно, так и опосредованно.
Понятие образовательной среды разрабатывалось коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (М.М. Князева, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и другие). разрабатывались приемы и технологии ее проектирования (В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Ю.С. Мануйлов, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин, В.И. Панов В.В. Рубцов, Б.Д. Эльконин).
Образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом [2].
формирование и развитие личности происходит в определенных средовых условиях, при этом под влиянием деятельности человека среда меняется, как меняется и сам человек. Влияние учебного процесса на личность, взаимодействие личности с образовательной средой предстает как создание гуманитарного образовательного пространства.
Образовательная среда не является материальным условием деятельности, как обычная среда. В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а) субъективный опыт восприятия действительности; б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике; в) существующее образовательное взаимодействие социального окружения. Образовательная среда возникает там, где происходит коммуникативное взаимодействие двух субъектов, где каждый из участников оказывается способным изменить собственную позицию и создать новый проект деятельности на основе этого опыта. Безусловно, такое изменение возможно лишь в условиях общей гуманитарной направленности образовательного пространства педагогического вуза. образовательная среда педагогического вуза должна быть направлена на внутренние механизмы самоорганизации будущих учителей. В.И. Слободчиков рассматривает образовательную среду как пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования [5, с. 177–184.]. В этом пространстве выделяют такие компоненты: психодидактический (содержание, формы и методы деятельности); социальный компонент (отношения, возникающие между субъектами); пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой); субъекты среды [1, с. 107-122.].
Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, если: содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность; формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы и легко применимы в школьной практике; отношения, возникающие между преподавателем и студентом действуют принципы демократичности и развивающего характера обучения; существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития учащихся; существует взаимодействие с различными субъектами учебно-воспитательного процесса. Создание базовых учебных площадок, проведение научно-исследовательских семинаров и конференций, организация научных лабораторий, проведение совместных коллоквиумов студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся позволит включить все компоненты образовательной среды.
Образовательная среда создает определенную атмосферу, дух, комфортность к которому человек стремится, хочет погрузиться вновь, построить ее на новом месте, как некую модель и побуждает студента к процессу ее трансляции. С одной стороны – это процессе самоопределения студента в мире обучения и воспитания другого человека, с другой стороны - это профессиональное становление, процесс формирования профессиональных компетенций.
Образовательная среда педагогического вуза состоит из таких компонентов, как: внутренняя направленность вуза, или специфика вузовских целей, ценностей и задач; избираемые образовательные технологии и их психологическая организация; средства, которыми вуз решает свои задачи в общекультурном контексте; психологический климат; дифференцированность представлений преподавателей о своих студентах; социально-психологическая структура профессорско-преподавательского состава; психологическая организация передачи знаний; психологические характеристики преподавателей и студентов [4, с. 72–80.]. Целенаправленно и системно формируя каждый из представленных выше компонентов в педагогическом вузе у студентов и преподавателей, формируется профессиональная компетентность будущих учителей.
Структурно в модель образовательной среды нами вводятся: языковое пространство процесса обучения (общение между студентами, между преподавателями, между студентами и преподавателями, между учителями и студентами, между учителями и учениками, между студентами и учениками); языковое пространство конференций, круглых столов, коллоквиумов, семинаров, диспутов и т.п.; языковое пространство воспитательных мероприятий и вне учебного времени.
успех профессиональной деятельности зависит не только от профессиональной компетентности, но и от коммуникативной компетентности субъекта. В соответствии с данным определением, ценностное отношение к профессиональной деятельности представляет собой устойчивое внутреннее убеждение личности. Убеждения формируются под воздействием вербальных методов. Грамотный процесс общения – это и метод, и среда формирования отношения к чему-либо.
Коммуникативная компетентность студентов может выступать и средством, и средой формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности. Поэтому создание условий для коммуникативной практики студентов должно входить в задачу педагогического вуза.
Использование коммуникации в качестве комплексного воздействия в профессионально-ценностной среде позволяет выделить ее параметры: насыщенность, доступность и согласованность с ценностными ориентациями студентов; создание атмосферы партнерства; эмоциональность и ценностное содержание.
В целях создания образовательной среды как фактора формирования профессиональной компетентности студентов мы рекомендуем:
1. Развивать инновационное, конкурентоспособное образование на территории города и региона. Для этого необходимо:
Создать единое информационное образовательное пространство;
Обеспечить видовое разнообразие образовательных услуг;
Создать инновационные базовые образовательные учреждения;
Поддержать молодых педагогов и руководителей образовательных учреждений;
Создать образовательные кластеры «ДОУ-Школа-ВУЗ-Предприятие».
2. Развивать и поддерживать талантливых и конкурентоспособных педагогов на территории Татарстана. Для этого необходимо:
Создать условия в педагогическом вузе для подготовки студентов в олимпийский резерв;
Вывести вуз на режим развития;
Обеспечить в вузе профессиональное становление студентов через различные творческие лаборатории;
Построить отношения между профессорско-преподавательским составом и студентами на принципах сотрудничества.
3. Укреплять и сохранять физическое и духовное здоровье студентов и преподавателей. Для этого необходимо:
Укрепить и сохранить здоровье студентов и преподавателей;
Совершенствовать организацию питания студентов и преподавателей;
Развить спорт, как средство сохранения здоровья;
Улучшить качества обеспечения безопасности в образовательных учреждениях;
Обеспечить нравственное здоровье студентов;
Пропагандировать здоровый образ жизни.
4. Выработка гражданской позиции у студентов и общественности. Для этого необходимо:
Развить студенческое самоуправление;
Повысить общественную активность населения в воспитании детей;
Активизировать взрослое сообщество, за счет сотрудничества с педагогическим вузом.
Современные условия функционирования системы профессионального образования, проводимые реформы образования актуализируют необходимость использовать весь потенциал образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности будущих учителей.
-
- Литература:
Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 3. - С. 107-122.
Козырев в.а. Построение Модели гуманитарной образовательной среды //http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06.htm
Новикова Л.И. Школа и среда. – М.: Изд-во “Знание”, 1985 – с.3 –4 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология № 8).
Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда в школах разных типов // Психологическая наука и образование, 2000. № 3. С. 72–80.
Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. - М., 1997. С. 177–184.