- Феноменология гносеологической единицы современной
педагогики «культура самостоятельной работы»
неоднозначна, т.к., с одной стороны, – это категория
культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально
обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей
взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном
конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и
мегамасштабах, с другой стороны, – это категория
педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на
практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств,
методик, технологий педагогического взаимодействия и даже
методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости
формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности,
общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения,
самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
- Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
- Отразим и обозначим гносеолого-методологическое обоснование совокупности принципов формирования КСР педагога в контексте преобразования и реформирования современного общества и закономерностей и принципов гуманной педагогики и психологии. Поясним, что мировая практика в области воспитания, обучения и образования использует всегда в своем арсенале систему принципов, а не отдельно выделенные принципы, не отвечающие системности, цельности, последовательности, научности, практической значимости и обоснованности. Итак, перечислим элементы системы принципов формирования КСР педагога:
- 1) сциентизма и мастерства:
- Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
- формирование научной, профессионально-педагогической картины мира, мировоззрения, системы ценностей;
- формирование моделей, выбор средств и методов реализации данных моделей в профессионально-педагогической деятельности и общении.
- 2) интегративности и преемственности:
- формирование общеучебных, общекультурных ЗУН-ов и компетенций;
- формирование профессионально-педагогических и специально-педагогических компетенций.
- 3) синергетичности и рационализма:
- учет всех определяемых полисубъектных и межгрупповых возможностей и ограничений в поле деятельности и общения педагога и осознание способов и форм самоорганизации антропосистемы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
- разум как основа сосуществования и взаимодействия.
- 4) персонификации и сотворчества:
- саморазвитие, самосовершенствование, самореализация;
- межличностное и межгрупповое условно бесконфликтное, продуктивное взаимодействие.
- 5) состоятельности и продуктивности:
- определение и совершенствование модели социализации, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия;
- моделирование и презентация продукта в микро-, мезо-, макро- и мегасреде.
- 6) дихотомичности и взаимодополнения:
- выделение и использование в практической и теоретической работе педагога двух диаметрально противоположных составляющих процесса, например, индуктивных и дедуктивных методов;
- ситуативное и своевременное пополнение ресурсов и моделей профессионально-педагогической деятельности и общения.
- Система принципов формирования КСР педагога
уникальна по своей основе, в ней учтен линейно-нелинейный характер
моделирования и организации педагогического взаимодействия.
Реализация системы принципов – одно из условий формирования
КСР педагога.
- Рассмотрим дефиниции и систему принципов формирования КСР инженера-строителя. Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
- В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «КСР инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
- В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение КСР инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-досуговые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
- Иными словами КСР – это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
- В данном направлении можно выделить следующую систему принципов полисубъектного взаимодействия, фасилитирующих формирование КСР, являющейся вектором формирования и развития личности и средством, подталкивающим к осознанным процессам самоопределения, самосовершенствования, самореализации будущих инженеров-строителей:
- 1. Принцип научности в системе современного знания и культуры:
- Рассмотрим дефиниции и систему принципов формирования КСР инженера-строителя. Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
- принцип последовательности, системности, систематичности в изучении объективной реальности внешнего и внутреннего генеза;
- принцип прочности, результативности, состоятельности интеллектуальной и физической деятельности;
- принцип единства теории и практики в построении моделей деятельности и общения;
- принцип единства сознания и деятельности в становлении личности как уникальной ценности современного мира;
- принцип культуросообразности и природосообразности воспитания, обучения, образования, развития в их единстве и уникальной полисубъектной матрице формирования интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, целей, условий, принципов, уровней притязаний, моделей самооценки, взаимооценки, общения, поведения, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.;
- принцип социализации и адаптации через значимую деятельность и общение;
- принцип аксиакмеологических и гносеолого-герменевтических основ взаимодействия в социуме, а также самосовершенствования и самореализации личности на протяжении всей жизнедеятельности;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности в мультисредовом ее формировании и развитии;
- принцип адекватного отражения объективной действительности в полисистемном рассмотрении событий, явлений, условий, тенденций, закономерностей и пр.;
- принцип гуманной целеустремленности и диалектической иерархичности самовыражения и роста личности в мультисредовом конгломерате ее идей, мыслей, грез, чувств, эмоций и пр. индивидуально-личностных особенностей, включенных прямо и косвенно в общее поле культуры, науки, искусства и др.;
- принцип здоровьесберегающей системы психобиологосоциального развития личности в культуре деятельности и общении.
- 2. Принцип эзотеричности и дихотомичности в становлении, формировании, развитии личности и культурно-исторического поля, создаваемого, трансформируемого, ретранслируемого, обновляемого в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах:
- принцип ситуативного самовыражения и благополучия личности в среде;
- принцип психоэмоционального и морально-гносеологического комфорта и личностно-профессиональной состоятельности, результат которых опосредован такими эзотерическими и дихотомическими феноменами, как вера, надежда, любовь, добро и зло, ответственность, гуманизм, востребованность и пр.;
- принцип индивидуальной симпатии-антипатии, агностицизм коего влияет на продуктивность деятельности и общения, на здоровье и благополучие личности и социума в целом.
- Данные принципы есть не что иное, как результат
анализа деятельности студентов инженеров-строителей в
методологическом контексте их становления, формирования и развития.
- Возможности формирования инженеров-строителей благодаря нами выявленным двум составляющим есть двусторонняя монета полисубъектных и субъект-объектных отношений и преобразований, свидетельствующих о неустанной борьбе научного и эзотерического в науке, культуре, искусстве.
- От нас зависит процесс и результат формирования КСР студентов будущих педагогов и инженеров-строителей. Как известно, данный процесс носит двусторонний характер, и результат сформированности КСР отражается и на деятельности педагога, моделирующего и внедряющего индивидуально-личностные аспекты общения и деятельности всех субъектов в воспитательно-образовательном поле.
Литература:
- Возможности формирования инженеров-строителей благодаря нами выявленным двум составляющим есть двусторонняя монета полисубъектных и субъект-объектных отношений и преобразований, свидетельствующих о неустанной борьбе научного и эзотерического в науке, культуре, искусстве.
-
Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы:
учебно-методическое пособие к
компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. –
Новокузнецк, 1997. – 102 с.
- Козырева, О. А. Моделирование технологии уровневого обучения в системе высшего профессионального образования / О. А. Козырева // Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы: тезисы Международной научно-практической социологической конференции 21 декабря 2006 г. – М.: изд-во Современного гуманитарного университета, 2006. – С.73-74.