Теория поля К. Левина представляет для нас большой интерес: входящие в эту теорию модели окружения и личности могут быть без труда соотнесены с динамической моделью психики (ее краткое описание присутствует в статье «Механизмы психической жизни» данного выпуска), что, несомненно, приоритетно ввиду большой научной значимости идей К. Левина. Области модели личности соотносятся с компонентами стационарного блока психики динамической модели психики – компонентами целей, стремлений, потребностей, мотивов, желаний, знаний и той или иной активности. Центральные области модели личности (и соответствующий им психический материал) более актуальны, чем периферические, значит, их метафорически можно отнести к актуальному содержимому компонента, то есть ближе к динамическому блоку психики, согласно принципу ступенчатой активизации содержимого компонентов стационарного блока психики (Рисунок 1). Внутреннее и внешнее положение областей модели личности обозначает связь с пограничной зоной модели, которая выполняет функции восприятия и исполнения [1, с. 228]. Следовательно, внешние области соотносятся с таким содержимым стационарного блока психики, которое связано с внешней активностью (к примеру, навыки), внутренние – с психической деятельностью (к примеру, планирование). Пограничная зона соотносится с организменной деятельностью и ее отражением в динамическом блоке психики (выполняющей функцию контроля), это функция исполнения, и с процессом восприятия (ощущений) и соответствующей ему организменной деятельностью, это функция восприятия.
Р
исунок
1 –
Соотнесение динамической модели психики (срез, вид спереди) с моделью
личности
Об оправданности дробления модели К. Лнвин пишет: «Если бы не было этого иногда удивительно далеко заходящего отъединения различных психических комплексов друг от друга, а существовало бы постоянное реальное единство души, при котором можно было бы считать, что все имеющиеся в настоящий момент психические напряжения являются напряжениями в однородной и замкнутой системе, то, помимо всего прочего, не была бы возможна никакая упорядоченная деятельность» [2, с. 115]. Таким образом, дробление компонентов стационарного блока психики оправдано: оно связано с возможностью демонстрации активизации того или иного психического материала, определяющего деятельность.
Если модель личности имеет своей точкой отсчета индивида, то есть ограничивается описанием его психики и восприятия окружающего мира, не выходя за рамки его же психики, то модель окружения можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения ученого (наблюдателя) и с точки зрения субъекта. В первом случае субъект находится в каком-либо месте пространства, а все остальное пространство отмечено признаками, характеризующими содержимое психики наблюдаемого индивида. Во втором случае мы помещаем внешнее отражающееся пространство именно в психику, где оно отражается, то есть в психику субъекта, в которой внешнее пространство и обретает такие свойства, как валентность определенных ее частей, соотношений средств и цели, и многие другие психические характеристики, тождественные содержимому стационарного блока психики (Рисунок 2). Именно в психике субъекта окружающий мир приобретает свои валентности, в психике формируется план действия, активизируются потребности, осуществляется контроль над внешней деятельностью и так далее. Модель окружения (в том или ином проявлении) может как хранится в стационарном блоке психики и активизироваться в памяти в нужной ситуации (к примеру, вспоминание нужного автобусного маршрута или его составление), либо находится в основном в восприятии, модифицируемая мышлением и прочими психическими процессами вкупе с «работой» стационарного блока психики (например, путешественник стоит на холме, составляя мысленно свой маршрут). Таким образом, модель окружения сочетает в себе многие психические процессы, а также активизацию содержимого стационарного блока психики (к примеру, валентности и знания о местности). Стоит отметить, что валентность, как и другие составляющие модели окружения, может изменяться в процессе деятельности субъекта (к примеру, путешественник может изменить маршрут при начавшемся дожде). К. Левин писал: «Величина силы, направленной к валентности или от нее, зависит от величины этой валентности и от психологического расстояния между индивидом и валентностью» [2, с. 389]. В данном случае психологическое расстояние затрагивает временной, пространственный аспект, а также многое содержимое компонентов стационарного блока психики, к примеру, валентность может быть сопряжена с воспоминаниями, убеждениями, не говоря уже о собственно психических процессах (восприятие объекта влияет на валентность: вкусный запах пищи увеличивает аппетит). Кроме того, видна связь с понятием потребностно-целевой матрицы, разворачивающейся во времени. Подобно напряжению в модели личности, мы в модели окружения сталкиваемся с силами, активизирующими потребностно-целевые матрицы, то есть деятельность субъекта (к примеру, вид редкой марки у филателиста вызывает хотение ее купить, она отображена в психике и с помощью актуализированного содержимого – знаний – имеет свою положительную валентность, активизирующую потребностно-целевую матрицу, включающую организменную и психическую деятельности). Валентность связана со многими понятиями: отношения к предмету или человеку, вкусов, предпочтений, эмоционального реагирования и прочими, понятие валентности тождественно многим подобными понятиям. Также с помощью модели можно описывать восприятие наблюдателем любого другого индивида, группы, природного или социального явления. Посредством динамической модели психики модель окружения может обрести недостающую ей предикативность с помощью компьютерного эксперимента. На Рисунке 2 обозначено: 1 – оболочка нити, обозначающая организм и организменную деятельность, 2 – стационарный блок психики, 3 – динамический блок психики, 4 – модель окружения, 5 – активизация содержимого стационарного блока психики для построения модели окружения, 6 – построение модели окружения с помощью материала, полученного извне, 7 – направление роста нити, 8 – понимание субъектом своего местонахождения в той или иной части пространства (разумеется, восприятие внешнего пространства будет осуществляться именно из этой точки), 9 – возможные пути достижения цели, 10 – сама цель, имеющая положительную валентность. Пути достижения цели могут включать в себя различную организменную и психическую деятельность.
Р
исунок
2 – Модель окружения как составляющая часть динамического блока
психики
Объединяя все выше сказанное, мы приходим к Рисунку 3, на котором обозначено: 1 – оболочка нити, обозначающая организм и организменную деятельность, 2 – стационарный блок психики, 3 – динамический блок психики, 4 – модель окружения и связанные с ней психические процессы, 5 – активизация содержимого стационарного блока психики для построения модели окружения, 6 – построение модели окружения с помощью материала, полученного извне, 7 – периферическая область модели личности, 8 – центральная область, 9 – внутриличностная область, 10 – пограничная сенсомоторная зона, 11 – понимание субъектом своего местонахождения в той или иной части пространства (разумеется, восприятие внешнего пространства будет осуществляться именно из этой точки), 12 – возможные пути достижения цели, 13 – сама цель, имеющая положительную валентность, 14 – направление роста нити.
Р
исунок
3 –
Соотнесение динамической модели психики (А) с моделями личности (Б) и
окружения (В)
Модель окружения, метафорически выражающая отражение индивидом окружающей ситуации, связана со многими его психическими процессами (восприятием, воображением, «работа» которого может выражаться в достраивании окружающего поля, памятью, эмоциями, с помощью которых переживается валентность, мышлением). Модель окружения можно размещать перпендикулярно движению роста динамической модели психики, что позволит делать более тонкие временные срезы. Следует отметить, что модель окружения выступает как часть потребностно-целевой матрицы, служащая для структуризации внешнего пространства. В случае если индивид посредством наблюдения создает модель окружения другого субъекта, то данная построенная модель может выступать как составляющая часть психики наблюдателя: в этом случае все ее составные части будут описывать поведение и психику наблюдаемого.
Литература:
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2003. – 859 с.
Левин К. Динамическая психология: избранные труды / К. Левин. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.