Введение
В электронном образовании активно используются электронные курсы (ЭК). Они могут содержать не только текст и картинки, но и видео, анимацию, тесты. Может быть реализована интерактивность в курсе: на каждое действие пользователя предусмотрена определенная реакция. Для создания ЭК используются специальные инструменты разработки ЭК (ИРЭК). Чем больше функциональных возможностей есть у ИРЭК, тем более наглядные и эффективные курсы можно создать с их помощью. Причем данные инструменты должны быть ориентированы на преподавателей, которые не имеют навыков программирования. ИРЭК представлены на рынке в большом количестве, и выбор одного из них становится непростым делом. В данной статье я проведу анализ распространенных ИРЭК на предмет функциональных возможностей.
1.Анализ функциональных возможностей ИРЭК
Проведем анализ 6 ИРЭК, включающих зарубежные и российские продукты: Adobe Captivate (компания «AdobeSystemsIncorporated»), Courselab и CourseLab Teamwork (компания «Websoft»), REDCLASS Course (компания «REDCENTER»), УНИАР Паблишер и он-лайн редактор курсов (компания "УНИАР").
В таблице 1 подробно представлены функциональные возможности перечисленных выше ИРЭК: интерфейс редактора, метод разработки курса, брендирование курса, импорт контента, создание объектов и их многократное использование, работа с текстом, графика, видео, аудио, навигация в курсе, управление временем, тестирование, экспорт и упаковка, печать. Пустые поля показывают отсутствие информации в сети Интернет по рассматриваемому в таблице вопросу.
Таблица 1
ИРЭК\ Функциональные возможности |
Courselab |
CourseLab Teamwork |
Adobe Captivate |
REDCLASS Course |
УНИАР Паблишер |
УНИАР он-лайн редактор курсов |
Интерфейс редактора |
||||||
WYSIWYG редактор |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Drag and Drop интерфейс |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Поддержка различных языков |
- |
- |
+ |
|
|
|
Инструменты рисования графических объектов |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Метод разработки курса |
||||||
За основу берется послайдовый принцип формирования курса |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
За основу берется временной хронометраж |
- |
- |
+ |
|
|
|
За основу берется структура предметной области в MM (minde map) |
- |
- |
- |
|
|
|
Возможно построение модульной структуры курса |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможно использование условных переходов, сценариев |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Поддержка совместной разработки |
- |
+ |
+ |
|
|
|
Комментирование на слайдах на этапе рецензирования курса |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Захват экрана |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Брендирование курса |
||||||
Возможность использования логотипа |
+ |
+ |
- |
|
+ |
|
Возможность настройки цветового решения курса |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность настройки навигации |
+ |
+ |
- |
|
|
|
Возможность выбора фона |
- |
- |
+ |
|
|
|
Возможность выбора стиля |
+ |
+ |
- |
|
|
|
Импорт контента |
||||||
Импорт из PowerPoint (2003, 2007, 2010) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Импорт из Word (2003, 2007, 2010) |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Импорт из Photoshop |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Создание объектов и их многократное использование |
||||||
Изображения |
+ |
+ |
|
|
|
|
Шаблоны |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Количество шаблонов курсов, включенных в поставку |
100 |
100 |
|
|
|
|
Возможность для пользователя расширять перечень объектов редактора |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Редактирование объектов редактора |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Встроенный язык программирования |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Работа с текстом |
||||||
Возможность использовать визуальные эффекты для текстовых объектов |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность применять эффекты анимации и движения текста |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Поддержка HTML / JavaScript / CSS |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Проверка правописания |
- |
- |
+ |
|
|
|
Тезаурус |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Поиск |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
Замена |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность добавить в курс текст, который появляется при соблюдении заданных условий |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Создание таблиц |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
Создание формул |
- |
- |
- |
+ |
|
|
Графика |
||||||
Собственная интегрированная библиотека клипартов |
- |
- |
+ |
|
- |
- |
Собственная онлайн библиотека клипартов |
- |
- |
+ |
|
- |
- |
Возможность импорта изображений |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Возможность изменения масштаба изображения |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность использовать фрагмент изображения |
- |
- |
+ |
|
|
|
Возможность использовать визуальные эффекты для изображений: |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
· Вращение |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
· Отражение |
- |
- |
+ |
|
- |
|
· Прозрачность |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
· Тени |
- |
- |
+ |
|
- |
|
Возможность использования анимированных изображений |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
Возможность анимации изображения по действию мыши |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
Возможность настройки перемещение изображения в слайде |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность экспорта созданных анимаций в Flash |
- |
- |
+ |
|
|
|
Компрессия используемых изображений |
+ |
+ |
- |
|
|
|
Видео |
||||||
Возможность импорта видео элементов в курс |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- Animated GIF |
+ |
+ |
- |
- |
|
|
- FLV |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
- AVI |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
-WMV |
+ |
+ |
- |
- |
|
|
-MOV |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
-MP4 |
- |
- |
- |
- |
|
|
- MPEG |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- MPG |
- |
- |
- |
+ |
|
|
- RM |
+ |
+ |
- |
- |
|
|
Возможность выбора стиля плеера для воспроизведения элементов видео в курсе |
+ |
+ |
|
|
|
|
Аудио |
||||||
Возможность импорта аудио элементов в курс |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- SWF |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- WMA |
+ |
+ |
- |
- |
|
|
- MP3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- WAV |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- MID |
- |
- |
- |
+ |
|
|
- MIDI |
- |
- |
- |
+ |
|
|
- AIFF |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Возможность непосредственной записи звукового сопровождения средствами редактора |
- |
- |
+ |
|
|
|
Возможность генерации речи на основании текста |
- |
- |
+ |
|
|
|
Параметры воспроизведения звука в курсе |
- |
- |
+ |
|
|
|
· возможность автоматического воспроизведения звука при заданных условиях |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· Возможность сокрытия или демонстрации на слайде курса элементов управления воспроизведением аудио |
+ |
+ |
|
|
|
|
· Возможность отключения звука |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· Возможность изменения громкости воспроизведения звука |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· Возможность остановить/возобновить воспроизведение звука |
+ |
+ |
|
|
|
|
· Возможность синхронизации объектов и событий курса с воспроизведением звука |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· Возможность изменения качества звука при проектировании курса |
- |
- |
+ |
|
|
|
Навигация в курсе |
||||||
Возможность реализовать меню содержания курса |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность использования выпадающего (контекстного меню) в навигации по курсу |
+ |
+ |
|
|
|
|
Для навигации могут использоваться: |
|
|
|
|
|
|
· кнопки |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· объекты |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность использовать визуальный индикатор прогресса |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность использовать указатель номера слайда |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность использовать указатель количества слайдов оставшихся до завершения курса |
- |
- |
|
|
|
|
Курсор мыши |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
· Возможность выбора внешнего вида курсора мыши |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Управление временем |
||||||
Возможность указать время запуска события/начала действия |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность указать/ограничить продолжительность урока/курса |
+ |
+ |
|
|
|
|
Ограничение времени прохождения курса |
+ |
+ |
|
|
|
|
Показ времени, оставшееся до завершения курса (если время обучения по курсу ограничено) |
+ |
+ |
|
|
|
|
· Текущее время/дата |
- |
- |
|
|
|
|
Тестирование |
||||||
Поддерживаемые типы вопросов |
|
|
|
|
|
|
-верно\неверно (true\false) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
-единственный выбор(multiple choice) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-множественный выбор (multiple answers) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-ранжирование набора объектов одного класса(rating scale) |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
-числовой ввод (numerical fill-in-blank) |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
-текстовый ввод(fill-in-the-blank) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-соответствие (matching) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
-определение правильной последовательности (sequence) |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
-«точка»:определить правильную область на картинке (hotspot) |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
-оценка по заданной шкале (rating scale) |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Возможность случайной выборки вопросов из списка |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность импорта вопросов в систему из таблиц Excel |
- |
- |
- |
|
|
|
Возможность задания балла для вопроса |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность использовать при расчете баллов за вопрос весов вариантов ответа |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность установки случайного порядка следования вариантов ответа |
- |
- |
+ |
|
|
|
Возможность установки времени, отведенного на ответ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность задания количества попыток ответа на вопрос |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Возможность показа правильного ответа при неверном ответе тестируемого |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность указания текста сообщения о верном ответе на вопрос |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Возможность указания текста сообщения о неверном ответе на вопрос |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Возможность установки длительности прохождения теста в минутах |
+ |
+ |
|
|
- |
+ |
Возможность задания количества попыток отведенных на прохождение теста |
- |
- |
|
|
- |
+ |
Возможность экспорта тестов (перечень форматов) |
- |
- |
- |
|
- |
|
Возможность импорта теста (перечень форматов) |
- |
- |
- |
|
html |
|
Экспорт и упаковка |
||||||
Поддержка стандартов упаковки/публикации курсов: |
|
|
|
|
|
|
· SCORM 1,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
· SCORM 1,2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
· SCORM 2004 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
· AICC |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Экспорт курса на локальный носитель (СД) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в PDF. |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в PowerPoint |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Экспорт в Word. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
Экспорт в WMV |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Экспорт в MP4 |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в FLW. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Экспорт в SWF |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в EXE файл |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в XML |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Экспорт в HTML |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Экспорт в форматы для мобильных устройств |
- |
- |
+ |
- |
|
|
совместимость с браузерами |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
· Internet Explorer |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
· Mozilla Firefox |
+ |
+ |
+ |
|
- |
|
· Safari |
+ |
+ |
|
|
- |
|
· Opera |
+ |
+ |
|
|
- |
|
· Chrome |
+ |
+ |
|
|
- |
|
Печать |
||||||
Возможность подготовки печатной версии материалов курса (макет курса) |
+ |
+ |
|
|
|
|
Возможность печати текущей страницы (слайда) курса |
- |
- |
|
+ |
+ |
+ |
2.Использование демо-версий ИРЭК
В таблице 2 представлена информация, касающаяся вопросов, связанных с использованием демо-версий рассматриваемых ИРЭК: возможность демонстрационного доступа, возможность использования установочной версии продукта и демо SaaS-решения, ограничения которые имеет демо-версия продукта.
Таблица 2
|
Courselab |
CourseLab Teamwork |
Adobe Captivate |
REDCLASS Course |
УНИАР Паблишер |
УНИАР он-лайн редактор курсов |
Возможность демонстрационного доступа |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Возможность использования установочной демо-версии продукта |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
|
- |
30 дней |
- |
- |
- |
Возможность использования демо SaaS-решения |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Ограничения при использовании SaaS-решения |
- |
|
|
- |
- |
- |
Заключение
Был проведен анализ существующих ИРЭК на примере рассмотрения функциональных возможностей шести инструментов и рассмотрены вопросы, касающиеся использования демо-версий продуктов. Анализ проводился в табличной форме. В результате работы было выявлено отсутствие полной информации, касающейся функциональных возможностей большинства ИРЭК. Это препятствует получению полной информационной картины о каждом инструменте, что, в свою очередь, осложняет выбор для покупателя продукта. Но несмотря на нехватку информации по каждому продукту, проведенный анализ позволил получить целостную картину существующих функциональных возможностей ИРЭК. И это может помочь выбрать более оптимальный вариант ИРЭК.
- Литература:
Инструменты для разработки электронных курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 4, релиз 22.03.2011
Критерии выбора инструментов разработки курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 6, релиз 02.06.2011.
courselab.ru (CourseLab)
websoft.ru/db/wb/root_id/teamwork/doc.html (CourseLab Teamwork)
adobe.com/products/captivate (Adobe Captivate)
redcenter.ru/download/234.pdf (REDCLASS Course)
proxy.uniar.ru/www/redkur.asp (УНИАР Паблишер)
proxy.uniar.ru/www/olredkur.asp (УНИАР он-лайн редактор курсов)