В статье рассматриваются актуальная тема, которая связана с рассмотрением установленных законодательством, видов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также правовые аспекты и особенности каждого способа обеспечения.
Ключевые слова: залог имущества, поручительство, банковская гарантия.
The article deals with the current topic, which is related to the consideration of the types of enforcement of obligations to pay taxes and fees established by law, as well as legal aspects and features of each method of security.
Keywords: pledge of property, guarantee, bank guarantee.
Налоговая обязанность, в соответствии с налоговым кодексом РФ может обеспечиваться залогом имущества, поручительством, банковской гарантией. [4 — C.125]
Залог между налоговой службой и налогоплательщиком может возникнуть путем заключения договора и на основании закона. Закон устанавливает, что при условии задолженности по налогам и сборам более одного месяца, после отправления налоговой службой требования об оплате, при залоге имущества налоговая служба имеет право наложить арест на имущество и реализовать его по рыночной стоимости в счет уплаты долга.
Если такое имущество уже находится в залоге у третьих лиц, залог признается последующим и в случае, если такая передача, в соответствии с правилами Гражданским кодексом РФ в последующий залог не допускается, залог не возникает. Последствия залога на основании закона не распространяются на денежные средства на банковских счетах, которые предназначены для обеспечения обязательств, предшествующих налоговым. Такой залог подлежит обязательной государственной регистрации и учету. [3 — C.145]
Залогодателем может выступать как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Передавать вещь в залог может только собственник имущества. Однако оговаривается, что в случае, если добросовестному залогодержателю залог был передан не собственником, ответственность по залоговым обязательствам ложиться на собственника имущества. Предметом залога могут все ценные вещи или имущественные права, принадлежащие залогодателю, либо имущество или доходы, которые планируются к приобретению в будущем и не являются предметом залога по другим договорам. При оформлении залогового договора налогоплательщик обязан предупредить в письменной форме органы ФНС о правах на предоставляемое в залог имущество третьих лиц. В противном случае налоговый орган вправе потребовать досрочной уплаты налогов и сборов или изменить условия договора, например доначислить пени.
Заложенное имущество может оставаться либо у налогоплательщика, либо передаваться на ответственное хранение в налоговый орган. Любые действия по реализации заложенного имущества должны согласовываться с залогодателем.
При несвоевременной уплате налогов и сборов, если иное не предусмотрено законом или договором, налоговый орган за счет стоимости реализованного заложенного имущества, обеспечивает исполнение долговых налоговых обязательств и покрытие всех расходов, пеней, неустоек залогодержателя.
Залогодатель должен известить всех предшествующих залогодержателей о возникновении последующего залога.
Требования залогодержателей удовлетворяются в очередном порядке в зависимости от момента возникновения.
При намерениях взыскать залог все залогодержатели и залогодатель должны оповестить друг друга в письменной форме. К примеру, Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. От 03.04.2020) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» статьей 44 установлена необходимость предупреждать о предшествующей и последующих ипотеках. [6 — C. 17]
Независимо от места нахождения залогового имущества у залогодателя или залогодержателя если иное не предусмотрено договором или законом, стороны обязаны обеспечить сохранность имущество, страхование имущества от рисков потери и повреждения на сумму налогового обязательства, принимать меры по защите имущества со стороны посягательств третьих лиц. При утрате имущества или утере другая сторона должна быть немедленно уведомлена. Залогодатель и залогодержатель вправе проверять состояние и документы заложенного имущества в период действия договора о залоге.
Поручительство
Для продления срока исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов налоговое законодательство предоставляет возможность поручительства. При поручительстве в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок налогов и сборов, поручитель обязуется уплатить за последнего, причитающиеся суммы в полном объеме с начисленными процентами, судебными издержками и т. п.
В случае неисполнения налоговой обязанности, обеспеченной поручительством, налогоплательщик и поручитель несут ответственность в равной степени. При этом налоговые службы при отсутствии поступления оплаты начисленных сумм налогов и сборов в установленный срок направляют требование об оплате поручителю в течение пяти дней.
Поручителем может выступать любое юридическое или физическое лицо. Также по одной и той же налоговой обязанности может выступать несколько поручителей. [16 -C.43]
Договор поручительства оформляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ в письменной форме с указанием условий, при которых поручитель выполняет обязательства налогоплательщика перед налоговой службой в пределах определенной суммы.
Лица, признанные сопоручителями несут солидарную ответственность за исполнение налоговой обязанности, если иное не предусмотрено законом или договором. Все солидарные поручители имеют право на возмещение понесших затрат на исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в пропорциональном объеме их участия.
Договор поручительства может быть признан ничтожным при ухудшении или утрате обеспечительных условий в связи с обстоятельствами, зависящими от кредитора со стороны налоговой службы и при которых поручитель не может рассчитывать на обеспечение возмещения, согласно договору поручительства. [13 — C. 7]
Поручитель имеет права на возражения против кредитора, которые мог бы выдвигать должник, может не исполнять свои обязательства пока не у кредитора есть возможность получить удовлетворение зачета своего требования с налогоплательщика.
В случае исполнения налоговой обязанности поручитель имеет право на требование от должника возмещения уплаченной суммы налогов и сборов, пеней и понесенных убытков, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или договором.
При исполнении налоговой обязанности самим налогоплательщиком, он должен немедленно уведомить об этом поручителя, чтобы избежать двойной уплаты, регрессного требования со стороны поручителя и взыскивания, излишне полученного с налоговой службы.
При изменении условий влияющих, на увеличение ответственности по договору поручительства, согласно гражданскому кодексу поручитель остается отвечать по прежним установленным обязательствам, если иное не предусмотрено договором.
Еще стоит указать на особенность изменения должника при уже заключенном договоре поручительства. В данной ситуации обязательно выраженное согласие поручителя обеспечивать обязательства нового должника, в ином случае поручительство признается ничтожным.
При реорганизации юридического лица или смерти должника поручительство не прекращается.
Поручительство прекращается при окончании, указанных в договоре поручительства сроков. Если такие сроки не предусмотрены договором, поручительство будет императивным путем прекращено в течении года, после истечении срока исполнения обязательств должником, если кредитор не предъявит требования к поручителю. [14 — C.56]
При изменении сроков исполнения обязанности по уплате налогов и сборов может быть предусмотрена Банковская гарантия. В случае оформления банковской гарантии банк (гарант) обязуется в полном объеме обеспечить исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога, если последний в установленный срок не выплатит начисленную в соответствии законодательством суму налогов и пеней. Для исполнения обеспеченных гарантом обязательств налоговый орган должен направить требование об уплате в письменной или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. [22 — C.19]
Банковская гарантия может быть предоставлена банком, имеющим соответствующие полномочия и включенного в специальный перечень банков Министерства финансов РФ на основании сведений полученных от Центрального банка РФ. [8 — C. 95]
Требования для включения в перечень банков, обладающих правом на выдачу банковской гарантии следующие:
- Наличие лицензии от Центрального банка РФ на осуществлении банковской деятельности и банковских операции не менее 5 лет.
- Объем капитала не менее 1 млрд. руб.
- Выполнение обязательств в соответствии с законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
- Отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)". [9 -C. 45]
- При выполнении плана участия Центрального банка РФ проведения мер по предупреждению несостоятельности и банкротству банка включенного в перечень и в случае признания деятельности банка гарантированной и непрерывной, такой банк вправе обеспечивать обязательства налогоплательщика по уплате налогов и сборов, вне зависимости от ряда требований обязательных для включения в перечень. Также если такой признанный банк не входит в перечень, Центральный банк РФ отправляет сведения в Министерство финансов РФ по его включению.
Банковская гарантия может быть предоставлена государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (гарантом), без предъявления к ней требований по включению в перечень банков Министерства финансов РФ.
Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:
- Гарантия, должна быть безотзывной и непередаваемой.
- В банковской гарантии не могут содержаться указания на представление налоговой инспекцией гаранту документов, которые не предусмотрены законодательством РФ;
- Гарантия должна выдаваться на срок действия, который истекает не ранее чем через шесть месяцев со дня окончания срока исполнения субъектом обеспеченной гарантией обязанности по уплате налога.
- Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней.
- Банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
- Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
- Гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия).
- Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в перечень, для принятия указанных гарантий налоговыми органами устанавливаются Правительством Российской Федерации. [10 -C. 14]
- Банковские гарантии, также обеспечивают исполнение обязанности по уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Таким образом, вышеизложенное позволяет определить основные правовые способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
– залог имущества;
– поручительство;
– банковская гарантия.
Прежде всего эти способы предусмотрены законодательством в целях предотвращения последствий, которые могут возникнуть при неисполнении налоговой обязанности налогоплательщиками. Также очевидно, что грамотно разработанные положения налогового законодательства являются действенными и эффективными мерами взимания налоговых платежей и особенно первостепенным моментом, является непрерывное обеспечение своевременного пополнения денежными средствами, бюджетов государства.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — С. 34.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 3 — С. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г. с изм. 03.07.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 5. — С. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — С. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 32. — С. 3340.
6. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ (ред. от 03.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1. — С. 54.
7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395–1 ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1. — С. 100.
8. О Центральном Банке РФ (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 56. — С. 457.
9. О несостоятельности банкротстве: Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 224. — С. 17.
10. О деятельности кредитных рейтинговых агентств РФ, о внесении изменения в статью 76.1 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке РФ)» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 222-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 15. — С. 200.
11. О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов: Постановление Правительства от 24.07.2017 г. № 874 (ред. 30.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 7. — С. 12.
12. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»): Постановление Правительства от 02.04.2020 г. № 409 // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1 — С. 1–5.
13. Имыкшенкова Е. А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по налоговому кодексу Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2005. — 81 с.
14. Савельева Т. А. Залоговые правоотношения и их действия по законодательству Российской Федерации: Диссертация канд. юрид. наук. Томск, 1998. — 12–13 с.
15. Ядрихинский С. А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики/ Отв. Ред. Е. Ю. Грачева. М.: ИНФРА-М. 2015. — 144 с.
16. Спицына Т. В. Арест имущества налогоплательщика: процедура и последствия / Спицына Т. В. // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2019. — № 5. — 12–14 с.
17. Кирпичников В. Ю. Комментарий к Письму Минфина России от 14.03.2019 N 03–02–08/16736 «Арест имущества в качестве обеспечительной меры при взыскании авансов» / Кирпичников В. Ю.// Нормативные акты для бухгалтера. — 2019. — № 9. — 34–44 с.